Главная » Развитие ребенка

Развитие мышления у детей

Развитие мышления у ребенка раннего возраста

На втором году жизни у ребенка появляется очень много важных задач. В процессе игр он постоянно узнает что-то новое о предметах и различных природных явлениях. Его начинает интересовать буквально каждая мелочь. Кнопки, обрывки бумаги, рычажки. А о бытовой технике и говорить не приходится. Поэтому нужно уделить особое внимание развитию мышления у ребенка раннего возраста .

Малыш не просто тыкает по кнопкам, а сознательно нажимает на них и ждет какого-либо результата. То есть он начинает проводить собственные исследования, которые помогут ему понять как работает та или иная кнопка.

Повторив несколько раз свое исследование, кроха сможет установить причинно-следственную связь между нажатием и происходящим действием. Когда разберется в этом, интерес к кнопкам пропадет и малыш найдет новый объект для исследования.

В возрасте полутора лет ребенок поймет, что предметы можно различать по каким-то характеристикам. Например, по форме или размеру. Для развития мышления у ребенка раннего возраста на этом этапе, его нужно учить искать сходство и отличия между предметами.

Обратите внимание, с каким интересом ребенок рассматривает письменные принадлежности, содержимое ящиков… Особенно его интересует как вы расставляете их по порядку, перекладываете с места на место. Малыш не просто смотрит, он начинает понимать, зачем вы это делаете. И спустя какое-то время он также поступит со своими игрушками. Сортируя кубики, машинки, мягкие игрушки кроха ищет схожесть или отличие, изучает форму, размеры, начинает воспринимать цвета.

Второе полугодие проходит еще интереснее. Развитие мышления у ребенка переходит на новый уровень. Он начинает использовать речь не только с целью общения, но и для решения логических задач. Хотя ей еще долго до интеллектуальной, но тем не менее это серьезное достижение.

Сейчас для ребенка очень важна ваша помощь. Ведь даже взрослому человеку иногда бывает трудно определить назначение незнакомой вещи. А ребенку так и подавно. Поэтому старайтесь не только объяснить малышу назначение того или иного предмета, но и учите его экспериментировать.

Например, кроха научился насыпать песок в ведерко. Теперь подскажите малютке, что его можно перевернуть. Результат должен его порадовать. И в следующий раз он уже сам будет стремиться к экспериментам. Вам остается только следить, как быстро происходит развитие мышления у ребенка и контролировать уровень сложности игр.

Не стоит предлагать малышу в полтора года игры. предназначенные для трехлетних детей. В основе ваших игр нужно использовать накопленный опыт и постепенно добавлять все новую и новую информацию.

Показатели развития мышления у ребенка раннего возраста

1 год 2 месяца. Ребенок может какое-то время играть самостоятельно. Пытается символически изображать знакомые действия.

1 год 6 месяцев. При решении каких-либо логических задач может использовать в качестве орудий знакомые предметы.

2 года. Обыгрывает вещи. Стул может выступать в роли автомобиля, пакет из бумаги – шапка-невидимка и т. д.

Советы родителям по раннему развитию

1. Сопровождайте игры простыми и понятными для ребенка стишками, считалками. Они помогут создать игровую атмосферу.

2. Как можно больше двигайтесь в процессе игры. Так кроха не будет быстро уставать.

3. Занятия проводите не чаще двух раз в неделю. Это нужно для того, чтобы малыш успевал усвоить знания, полученные в прошлый раз.

Придерживаясь таких простых советов, вы создадите благоприятные условия для развития мышления у ребенка раннего возраста.

Развитие мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет)

Краткое содержание: Развитие мышления: наглядно-образного, словесно-логического, абстрактного. Упражнения для развития мышления, развивающие игры, логические задачи, загадки. Тренинг мозгового штурма для детей.

В данном разделе мы приводим упражнения на развитие наглядно-образного мышления, словесно-логического и абстрактного.

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.

Примерно в возрасте 6 - 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.

Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

Здесь мы также приводим описание логических задач - это особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.

В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение. Как отмечал отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, в умозаключении…знание добывается опосредованно через знание без каких-либо заимствований в каждом отдельном случае из непосредственного опыта .

Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.

Традуктивное умозаключение можно использовать в качестве первой ступени обучения умению решать логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждаемых объектов следует вывод о, соответственно, присутствии или отсутствии этого признака у другого объекта. Например, у Наташи собачка маленькая и пушистая, у Иры - большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? Разное?

Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в школьную программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем упражнения, которые не просто развивают абстрактно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления.

Сюда включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.

Развитие мышления детей дошкольного возраста

Развитие мышления детей дошкольного возраста происходит многоступенчато. Сначала малыш решает свои ежедневные задачи при помощи практических действий. Например, если ребенку двух-трех лет в руки попала какая-нибудь коробочка, то чтобы ее открыть он сразу начинает действовать: крутить предмет, трясти его, стучать им по полу. Малыш не продумывает свои действия, он действует. Он методом проб и ошибок находит решение проблемы и получает желаемый результат. Если же ребенок не смог справиться с поставленной задачей и коробочка не открылась, малыш начинает плакать, злиться, может закинуть предмет как можно дальше или обращается за помощью к взрослому На http://sardep.ru как сделать тест днк в домашних условиях. Мышление трехлетнего малыша называется наглядно-действенное, другие называют его практическое. Перед ребенком стоит конкретная наглядная задача, и решается она практическим путем, т.е. руками. Данный вид мышления остается с ребенком, а потом и со взрослым человеком на всю жизнь. Наверняка, вам приходилось самим решать некоторые задачи подобным способом. Если никак не удавалось найти способ решения проблемы, то мы часто начинает просто действовать на авось, как-нибудь, надеясь, что что-нибудь да получится. И очень часто получается!

Развитию мышления детей дошкольного возраста . а именно наглядно-действенного, способствуют составление картинок (кубики, пазлы), разнообразные конструкторы, головоломки и пр.

Постепенно дети начинают решать более сложные задачи, в которых результат зависит от промежуточных действий или имеет косвенный характер. Таким образом, ребенку, прежде чем выполнить какие-то действия, нужно спрогнозировать направление движения, спланировать результат и в уме проделать некоторые мысленные операция. Так постепенно начинает развиваться наглядно-образное мышление, в основе которого лежат образы и мысленные действия с ними.

К пяти годам ребенок, успешно используя наглядно-образное мышление, может находить спрятанные игрушки, например, по нарисованному плану. Пятилетний малыш начинает пользоваться мышлением с опорой на схемы, модели. К примеру, если дошкольник не может себе представить звуковой состав слова на слух со слов преподавателя, то с опорой на схему у него это прекрасно получается.

Следующий этап развития мышления детей дошкольного возраста – это словесно-логическое. Это наиболее сложный вид мышления, здесь дошкольнику приходится оперировать не знакомыми и понятными образами, а абстрактными и отвлеченными понятиями, облеченными в слова. В дошкольном возрасте только закладываются основы словесно-логического мышления, а развивается и совершенствуется оно в последующие годы.

Развитие словесно-логического мышления происходит за счет освоения следующих мыслительных операций:

  • сравнение – обобщение
  • синтез – анализ
  • классификация

Упражнения для развития мышления детей дошкольного возраста:

  1. найди лишний предмет
  2. угадай предмет по описанию
  3. назови признаки предмета
  4. назови предметы одним словом

Эти простые упражнения помогут в развитии мышления детей дошкольного возраста. Их можно использовать во время прогулки, поездки, дома. Они занимают мало времени, но заставляют работать мышление дошкольника, выполнять сложнейшие мыслительные операции и одновременно познавать окружающий мир.

Кроме этого, существует множество развивающих игр, которые вы можете предложить ребенку любого возраста. Развивающие игры способоствют не только целенаправленному развитию мышления детей дошкольного возраста, но и творчества, интеллекта, помогают решить вопрос подготовки ребенка к школе. Об этом можно почитать в разделе Развивающие занятия .

Поверьте, дети получают от этого огромное эмоциональное наслаждение.

Источники: http://www.vse-pro-detey.ru/razvitie-myshleniya-u-rebenka-rannego-vozrasta/, http://adalin.mospsy.ru/l_01_01.shtml, http://www.bebi-ostrov.ru/e/2902924-razvitie-myishleniya-detey-doshkolnogo-vozras

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Запеканка для ребенка 1 год в мультиварке

Фото рецептыРецепты (блюда) в мультиварке для детей Каждая хозяйка далее...

Сыпь на лице у новорожденного 1 месяц

Сыпь на лице у ребенка 1 далее...

4 Года жизни ребенка

Развитие ребенка 4,5 года: далее...

Игровое занятие для детей 3 4 лет

Конспект игрового занятия для детей 3–4 лет далее...

Пять дней высокая температура у ребенка

Анонимно, Женщина, 2 года Sos у далее...

Тренировка ребенка 11 лет

Упражнения для похудения для детей Упражнения для похудения далее...

Что должен делать ребенок в 1 год

Что должен уметь годовалый далее...

Популярные статьи