Главная » Развитие ребенка

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Психология

Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания - речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко. Так, правильно. А где теперь самое большое? Поищи!» и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно тс предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.

По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять - двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Оставьте свой комментарий:

Steeseattaina
Дешево эвакуация автомобилей

gugExararne
#1057;#1086;#1088;#1088;#1100; #1080;#1079;#1079;#1072; #1086;#1092;#1092;#1090;#1086;#108 - 7; #1085;#1086;#1077; #1084;#1086;#1075;#1091; #1085;#1077; #1087;#1086;#1076;#1077;#1083;#108 - 0;#1090;#1100;#1089;#1103; #1085;#1072;#1093;#1086;#1076;#108 - 2;#1086;#1081;. #1050;#1083;#1072;#1089;#1089;#108 - 0;#1095;#1077;#1089;#1082;#1080;#1 - 081; #1089;#1072;#1081;#1090; #1086; #1092;#1086;#1088;#1077;#1082;#108 - 9;#1077;, #1086;#1095;#1077;#1074;#1080;#107 - 6;#1085;#1099;#1081; #1084;#1085;#1086;#1081;. www.trader-rus.ru/vozmozhnost-ispolzovan - iya-sovetnika-v-torgovle-na-forex - советники на forex

sigIndits
#1057;#1086;#1088;#1088;#1100; #1088;#1072;#1076;#1080; #1086;#1092;#1092;#1090;#1086;#108 - 7; #1085;#1086;#1077; #1084;#1086;#1075;#1091; #1085;#1077; #1087;#1086;#1076;#1077;#1083;#108 - 0;#1090;#1100;#1089;#1103; #1085;#1072;#1093;#1086;#1076;#108 - 2;#1086;#1081;. #1051;#1091;#1095;#1096;#1080;#108 - 1; #1089;#1072;#1081;#1090; #1086; #1092;#1086;#1088;#1077;#1082;#108 - 9;#1077;, #1074;#1080;#1076;#1080;#1084;#109 - 9;#1081; #1084;#1085;#1086;#1081;. www.trader-rus.ru/fizika-rinka - рынок

sigIndits
#1057;#1086;#1088;#1088;#1100; #1087;#1086;#1090;#1086;#1084; #1086;#1092;#1092;#1090;#1086;#108 - 7; #1085;#1086;#1077; #1084;#1086;#1075;#1091; #1085;#1077; #1087;#1086;#1076;#1077;#1083;#108 - 0;#1090;#1100;#1089;#1103; #1085;#1072;#1093;#1086;#1076;#108 - 2;#1086;#1081;. #1051;#1091;#1095;#1096;#1080;#108 - 1; #1089;#1072;#1081;#1090; #1086; #1092;#1086;#1088;#1077;#1082;#108 - 9;#1077;, #1103;#1074;#1085;#1099;#1081; #1084;#1085;#1086;#1081;. www.trader-rus.ru/sovetnik-forex-profit- - hunter - торговые системы форекс

Спасибо
Как раз это мне и надо сейчас на экзамене :) даздравствует интернет :)

Программа «Развитие произвольного внимания дошкольников»

Номинация Методическая работа в ДОУ

Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Вниманию уделяли много времени в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученые (В. Вундт, Э.Б. Титченер, В. Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, А.Н, Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.С. Выготский и др.), каждый автор подходил к решению проблемы развития внимания с различной точки зрения.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание – это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.

Таким образом, проблема тренировки внимания детей остается и по сей день актуальной проблемой в детской возрастной психологии.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6 – 7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.

Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача – продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Следовательно развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, такие как игры по правилам, конструирование и т. п. и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Учитывая, что одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания, особую роль в формировании произвольного внимания отведем играм с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.

В связи с этим моя педагогическая инициатива связана с разработкой коррекционно-развивающей программы по развитию внимания с использованием игр и игровых упражнений, которая способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников.

Работа по развитию произвольного внимания с помощью игр и упражнений помогает закреплять знания, развивать внимание, умение мыслить последовательно, рассуждать. Всё это пригодится в дальнейшем при обучении в школе.
Что говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.

Наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в различных играх, подтвердилась. Мы доказали, что игра может являться средством развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат реализации программы в том, что дети с нарушенным вниманием научаться контролировать, полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Методические рекомендации: дидактический материал предназначен детям от 5 – 7 лет. Игры могут быть использованы педагогами, а так же для индивидуальной работы родителей и детей. Игры предназначены для ознакомления детей с математикой, логикой, для развития произвольного внимания. Они могут превратить занятия в увлекательную игру.

Приложение 1: Развитие произвольного внимания дошкольников

Приложение 2: Программа занятий

Приложение 3: Программа занятий 2

Ирина Викторовна Ануфриева 17.02 в 13:48

Уважаемая Анастасия Алексеевна, мой комментарий не будет положительным, к сожалению. Но на ошибках учатся! Во-первых, более чем некорректно заявлять: «…наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным… Мы доказали, что игра может являться средством развития произвольного внимания детей…». Эту гипотезу доказали задолго до Вас выдающиеся учёные, педагоги-психологи. Во-вторых, свою Программу, Вы также почему-то называете проектом («…актуальность данного проекта обусловлена тем…»). Но самое главное то, что данная Программа не представляет никакого интереса для нас, педагогов. Программа занятий представлена чисто схематично. А где же сами занятия? Авторская программа по структуре должна содержать: пояснительную записку, примерный тематический план учебного курса, содержание программы, примерный перечень практических занятий (это у Вас есть) и должна быть обязательно подкреплена учебно-методическим комплексом (в котором должны быть представлены практические занятия). Удачи Вам!

Светлана Евгеньевна Первенецкая 23.02 в 13:19

Уважаемая Анастасия Алексеевна, полностью согласна с Ириной Викторовной Духовницкой. По всем замечаниям. И мне также непонятно, почему любую работу многие педагоги считают своим долгом назвать проектом? Потому что это модно?
Ваша работа не соответствует критериям оценивания данного конкурса.

Анастасия26 27.02 в 12:40

Для программы этого материала маловато. Думаю, за 20 часов вы не сможете решить поставленные задачи. Может быть не надо было этот материал называть программой, а разработь краткосрочный проект.

Все работы. Психология. Анализ особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений. (Диплом)

Информация о работе:

Диплом сдавался в магистратуре Московского института психологии и бизнеса (Химки). Защищён спокойно. Работа авторская, аналогов в интернете не имеет. Автор бывает на данном сайте практически ежедневно – и потому возможна дополнительная доработка по Вашим требованиям или замечаниям Вашего научного руководителя. Дополнительно возможно составление речи для защиты и презентации. Возможно написание авторского диплома на Вашу тему. Пусть Ваша защита будет хорошей!

Диплом Анализ особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Старший дошкольный возраст как психолого – педагогический конструкт 7
1.2. Проблема развития внимания у детей в научной литературе 20
1.3. Особенности работы дошкольных образовательных учреждений по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста 35
Глава II. Опытно – экспериментальное исследование развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 48
2.1. Обоснование программы опытно – экспериментального исследования развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 48
2.2. Ход и результаты опытно – экспериментального исследования 54
2.2.1. Констатирующий этап психодиагностики 54
2.2.2. Программа формирующего воздействия 57
2.2.3. Контрольный этап психодиагностики 59
2.3. Психолого – педагогические рекомендации педагогам дошкольного образования по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста 66
Заключение 69
Список литературы 72
Приложение 76


Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что внимание традиционно считается одним из самых важных и сложных познавательных процессов. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, - внимание - своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности - как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.
Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Абрамова Г.С. Буре Р.С. Менджерицкая Д.В. Орлов А.Б. Яковлева Е.Л. и др.), другие - изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Аверин В.А. Белая К.Ю. Болотина Л.Р. Комарова Т.С. Сорокина А.И. и др.). Наконец, в очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Аникеева Н.П. Бурминская Т.В. Гуревич К.М. Журавлёв В.И. Немов Р.С. Ольшанский В.Б. и др.)
Особое место в этих исследованиях уделяется развитию произвольного внимания. Авторы признают за произвольным вниманием важнейшую роль в развитии личности человека. Однако в своих исследованиях они чаще всего рассматривают этот вид внимания в связи с учебной деятельностью, начиная со школьного возраста.
Между тем, некоторые из исследователей (Логинова В.И. Панфилова М.А. Фролова А.Н. и др.) считают, что произвольное внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного детства. Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. Игра приучает дошкольника к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
О развивающем значении игры говорится в исследованиях Аникеевой Н.П. Белкиной В. Н. Бондаренко А.К. Козловой С.А. Куликовой Т.А. Лэндрет Г.Л. Панфиловой М.А. Фроловой А.Н. Чехловой З. Ф. Яковлевой Е.Л. и др. Однако, в этих работах, на наш взгляд, развитию внимания и в частности произвольного внимания старшего дошкольника отводится недостаточное место. В этой связи существует противоречие между необходимостью формирования произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности и не разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования.
Целью данного исследования является анализ особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста в процессе развития внимания.
Предмет исследования: процесс развития произвольного внимания.
Основное противоречие состоит в том, что на настоящий момент не сформировано оптимальной во всех отношениях программы развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: уровень развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста:
 можно в значительной степени скорректировать.
 основой для развития должна служить специально адаптированная для возраста игровая программа развития внимания.
 педагог должен быть непосредственным участником проводимой работы.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по теме исследования.
2. Обосновать теоретические основы развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Осуществить опытно – экспериментальное исследование развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Обобщить и проанализировать полученные результаты.
5. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования:
 Методика «Найди и вычеркни»
 Методика «Оценка уровня развития произвольного внимания»
 Методика «Круги»
Базой эмпирического исследования выступила ГБОУ СОШ №1206. В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Средний возраст детей составил 6,5 лет.
Научная новизна исследования: дополнены имеющиеся в психолого – педагогической и коррекционной литературе данные по системе развития внимания у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость: полученные в ходе экспериментального исследования результаты могут быть использованы в разработке путей и способов развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Полученный практический материал может быть непосредственно использован в работе педагога-практика в процессе развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования включает в свой состав оглавление, введение, две главы (теоретическая и эмпирическая), заключение, список литературы (53 источника) и приложение на 25 страницах. Общий объём исследования равен 101 странице.

Источники: http://preschool.psypublica.ru/26/269.htm, http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/11664.html, http://referater.ru/works/70/10865.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенка на щеке темное пятно

Пигментные пятна Пигментные пятна – далее...

Лучшее время для купания новорожденного

Купание новорожденного В какое время, с каким средствами далее...

Нормы гто детей 8 лет

1 ступень охватывает детей дошкольного возраста и школьников 1-2 далее...

Считалочки для детей 6 лет

Считалочки для детей от 5 далее...

Деревянные развивающие игры детей

Деревянные развивающие игрушки Деревянные далее...

Развитие художественно одаренных детей

Развитие детской одарённости в учреждении далее...

Непрекращающаяся рвота у ребенка без температуры

14 янв 2009, 11:30 Сегодня ночью у ребенка началась непрекращающаяся далее...

Популярные статьи