Главная » Развитие ребенка

Развитие ребенка психическое психическое социальное

8.Механизм психического развития ребенка

Социальная ситуация развития ребенка

Первым основным понятием механизма психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений. в которых он находится с окружающей его действительностью ( прежде всего социальной ) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития – это исходный момент для всех динамических изменений. происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка. виды деятельности. приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития. т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми ( Выготский Л. С. 1984). Каждый возраст характеризуется специфической. единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития. мы сможем выяснить и понять. как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования. которые являются результатом возрастного развития ребенка .

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид ( тип ) деятельности .

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития. выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития .

Каждая стадия психического развития ребенка ( каждая новая социальная ситуация развития ) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этан развития. выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу. а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить. что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии. и прежде всего появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности :

Особенности психического развития младенцев.

К моменту рождения ребенка его нервная система(в том ,что касается количества нервных клеток и ее строения) в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. Дальнейшее развитие нервной системы выражается в росте веса мозга (в результате ко 2-му году жизни вес мозга ребенка составляет около 70% веса мозга взрослого человека).

Продолжается миелинизация (образование оболочки вокруг нервных волокон), которая находится в прямой зависимости от количества и разнообразия раздражителей.

Кризис новорожденности. Причины:

  • Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
  • Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни): дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.

Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка.

Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления

Комплекс оживления, включающий улыбку знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Психическое развитие ребёнка.

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

  • 1 месяц - хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;
  • 2 месяца - сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
  • 3 месяца - удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.
  • 4 месяца - ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.
  • 5 месяцев - противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.
  • 6-7 месяцев - ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. движение пальцев дифференцируются.
  • 8-9 месяцев - берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
  • 10-11 месяцев - манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется кризис 1 года .

«РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ КАЧЕСТВ МАТЕРИ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА В ВОЗРАСТЕ 3-4 И 7-8 МЕСЯЦЕВ» (ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Соискатель: Барановская Т.И.
Шуя, 2002

Определено и дифференцировано от других понятий понятие базовых качеств матери;

  • обоснованы и представлены методики исследования качеств матери, их характеристик и операциональных параметров;
  • проведен системный анализ качеств матери и их характеристик в различных периодах развития младенца;
  • рассмотрена динамика развития качеств матери и их характеристик в различных периодах развития младенца;
  • определено влияние качеств матери и их характеристик на психическое, социальное и моторное развитие младенца в возрасте 3#150;4 мес. 7#150;8 мес.;
  • высказаны предположения о механизмах влияния системы предпосылок, качеств матери и их характеристик, компонентов сенсомоторной системы младенца на развитие этих компонентов в следующих возрастных периодах.

Полученные данные показали, что предпосылки, качестваматери, характеристики базовых качеств матери оказывают влияниена психическое, социальное и моторное развитие ребенка в возрасте 3#150;4 мес. 7#150;8 мес. что подтверждает гипотезу о базовом характере выделенных качеств матери.

Анализ статистически значимых связей между качествами матери и психическим развитием младенца в возрасте 3#150;4 мес. 7#150;8 мес. 12#150;13 мес. показал высокие статистически значимые связи качества матери с показателями всех используемых тестов для определения уровня психического, социального и моторного развития младенца. В обоихвозрастах качество матери субъект обучения действиям с предметами являлось самым важным по степени влияния на психическое развитие. Однако у матерей нашей выборки в период развития младенца 7#150;8 мес. влияние качества #151; субъект обучения действиям с предметами на психическое развитие младенца было слабее, чем в период 3#150;4 мес. (меньшее число связей), так как матери, не имея знаний о возрастных возможностях ребенка, вступали в конфликт с ним.

Результаты показали, что уровень психического развития младенца в 3#150;4 мес, может служить хорошим предсказателем (с высокой и статистически значимой вероятностью) психического развития младенца в 12#150;13 месяцев.

#133; рассматриваются связи между предпосылками качеств матери в третьем триместре беременности и психическим развитием ребенка в возрасте 3#150;4 мес. и 7#150;8 мес. между качествами матери и психическим развитием младенца в возрасте 3#150;4 месяцев, 7#150;8 мес. а также связи между психическим развитием ребенка в возрасте 3#150;4 мес. 7#150;8 мес. и 12#150;13 мес.

Полученные данные показали, что предпосылки, качестваматери, характеристики базовых качеств матери оказывают влияниена психическое, социальное и моторное развитие ребенка в возрасте 3#150;4 мес. 7#150;8 мес. что подтверждает гипотезу о базовом характере выделенных качеств матери.

Рассмотрены механизмы влияния предпосылок на уровеньпсихического развития младенца в возрасте 3#150;4 мес. #151; непосредственном, прямом через соответствующие качества матери и их характеристики, с которыми связаны эти предпосылки, опосредствованном #151; путем влияния на личностные характеристики женщин, с которыми связаны предпосылки, или с помощью влияния на развитие других качеств матери, с которыми связаны данные предпосылки.

Анализ статистически значимых связей между качествами матери и психическим развитием младенца в возрасте 3#150;4 мес. 7#150;8 мес. 12#150;13 мес. показал высокие статистически значимые связи качества матери с показателями всех используемых тестов для определения уровня психического, социального и моторного развития младенца. В обоих возрастах качество матери субъект обучения действиям с предметами являлось самым важным по степени влияния на психическое развитие. Однако у матерей нашей выборки в период развития младенца 7#150;8 мес. влияние качества - субъект обучения действиям с предметами на психическое развитие младенца было слабее, чем в период 3#150;4 мес. (меньшее число связей), так как матери, не имея знаний о возрастных возможностях ребенка, вступали в конфликт с ним.

С целью выявить особенности и механизмы влияния уровня психического развития в 3#150;4 мес. на уровень психического развития 7#150;8 мес. и 12#150;13 мес. изучались связи между уровнем психического развития младенца в 3#150;4 мес. 7#150;8 мес. и 12#150;13 мес. Результаты показали, что уровень психического развития младенца в 3#150;4 мес.может служить хорошим предсказателем (с высокой и статистически значимой вероятностью) психического развития младенца в 12#150;13 мес. Если сравнить данные психического развития в различных периодах и связи между предпосылками и качествами матери в разных периодах, то можно заметить одну ту же закономерность - уменьшение прямых связей и увеличение непрямых (и неродственных) связей в зависимости от возрастного интервала между показателями. Прямые связи между характеристиками качеств матери или показателями уровня психического развития младенца в разных возрастных периодах могут свидетельствовать об общих компонентах качеств или сенсомоторных механизмов и операций, необходимых для следующего периода развития. Отсутствие прямых связей, вероятно, свидетельствует об изменениях компонентовсенсомоторных механизмов в следующем возрастном периоде. Однако эти изменения не происходят независимо, а зависят от системных отношений между компонентами сенсомоторных качеств в предыдущем возрастном периоде.

В заключении изложены итоги исследования основных проблем, рассматриваемых в диссертации:

  • определено и дифференцировано от других понятий понятие базовых качеств матери;
  • обоснованы и представлены методики исследования качеств матери, их характеристик и операциональных параметров;
  • проведен системный анализ качеств матери и их характеристик в различных периодах развития младенца;
  • рассмотрена динамика развития качеств матери и их характеристик в различных периодах развития младенца;
  • определено влияние качеств матери и их характеристик на психическое, социальное и моторное развитие младенца в возрасте 3#150;4 мес. 7#150;8 мес.;
  • высказаны предположения о механизмах влияния системы предпосылок, качеств матери и их характеристик, компонентов сенсомоторной системы младенца на развитие этих компонентов в следующих возрастных периодах.

Источники: http://pedlib.ru/Books/3/0024/3_0024-41.shtml, http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/954-2010-10-15-12-55-41.html, http://www.psymama.ru/disser/baranovskaya1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Психологическое развитие детей аутизмом

Клинико-психологические особенности детей с аутизмом Коррекционная далее...

Развитие эмоционально волевой сферы детей зпр

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие познавательной и далее...

Спортивные игры детей старшего дошкольного возраста

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного далее...

Вес 4 летнего ребенка норма

Рост ребенка 4 лет, каким далее...

Дети 7 лет лежа

Утренняя зарядка. Комплекс упражнений далее...

Рацион питания детей 12 лет

Подростковые диеты для далее...

Подготовка к школе детей 6 7 лет

Подготовка к школе для детей 6-7 лет Вашему далее...

Популярные статьи