Главная » Развитие ребенка

Развитие речи детей продуктивной деятельности

МДОУ Детский сад № 183
города Ярославля

Группа № 2 СМОРОДИНКА – первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

формирование культуры речи у детей младшего дошкольного возраста, формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Основными приобретениями этого возраста можно считать:

- укрепление и сохранение здоровья;

- формирование элементов наглядно-образного мышления;

- расширяется опыт ориентировки в окружающем;

- развивается речь детей, расширяется их словарный запас;

- формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры;

- формируется опыт поведения в среде сверстников;

- развивается художественное восприятие детей.

Группа № 3 ЧЕРНИЧКА Группа № 1 ЧЕРЕМУШКА – вторая младшая группа (от3 до 4 лет).

ОБЖ детей младшего дощкольного возраста, развитие речи и формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Основными приобретениями данного возраста становятся:

- развитие речи детей – обогащение словаря, формирование умения строить предложения, правильное и четкое произношение слов;

- продолжают формироваться элементарные математические представления;

- формирование и совершенствование основных видов движений, создаются условия для систематического закаливания организма детей;

- формируется положительное отношение к труду взрослых;

- закрепляются навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;

- развиваются память и внимание, наглядно-действенное мышление, воображение;

- развивается интерес детей к различным видам игр;

- развиваются эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывается эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения.

Группа № 4 ЗЕМЛЯНИЧКА Группа № 10 РЯБИНКА средняя группа (4-5 лет).

Основные направления работы групп:

развитие социально-коммуникативных качеств детей среднего возраста через сюжетно-ролевую игру, развитие творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности.

Основные приобретения среднего дошкольного возраста связаны

с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий, с развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу, планированием, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствованием восприятия, формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка. В ходе развлечений и праздников приобщать детей к ценностям культуры и формировать у них опыт социального взаимодействия.

Группа № 9 ЕЖЕВИЧКА – старшая группа комбинированного вида (5-6 лет).

Основные направления работы группы:

экспериментальная деятельность и духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Основными достижениями этого возраста являются:

распределение ролей в игровой деятельности; дальнейшее развитие изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; развивается творчество в двигательной деятельности; мышление сопровождается освоением мыслительных средств, развивается умение обобщать.

Группа № 7 МАЛИНКА - старшая логопедическая группа (5 -6 лет)

развитие речи детей с ОНР при ознакомлении с окружающим миром и посредством ручного труда.

Достижениями этого возраста являются:

распределение ролей в игровой деятельности; дальнейшее развитие изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; развивается творчество в двигательной деятельности; мышление сопровождается освоением мыслительных средств, развивается умение обобщать.

Основные направления группы:

развитие речи детей старшего дошкольного возраста, формирование творческих способностей детей через продуктивную деятельность.

Достижениями этого возраста являются:

распределение ролей в игровой деятельности; дальнейшее развитие изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; развивается творчество в двигательной деятельности; мышление сопровождается освоением мыслительных средств, развивается умение обобщать.


Группа№ 8 БРУСНИЧКА – логопедическая подготовительная группа (6-7 лет)

Группа № 6 КОСТЯНИЧКА – подготовительная группа комбинированного вида (6-7лет)

Основные направления работы групп:

Развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность, развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование целостной картины мира через театрализованную деятельность, развитие творческих способностей детей посредством ручного труда.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности через игру и трудовую деятельность, развитие речи детей через театрализованную деятельность.

МДОУ Детский сад № 183 города Ярославля, 2010 #150; 2016

Консультация « Развитие речи на занятиях по ИЗО»

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремится самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движение, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.

Значение рисования и конструирования велико и многогранно.

Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.

В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.

На занятиях ИЗО деятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.

Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые не производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия. Для того чтобы слово – название стало словом – понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе двигательных.

Разнообразный материал (наглядный), который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов.

Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмысление процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или и иной предложенной деятельности.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М.М. Кольцовой. В описанных его опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имеем возможность этим предметом манипулировать. Обеспечить связь слова с предметом легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж.

В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч. При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий; характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй дорожку, шар». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную взаимосвязь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистая».

Действия детей, оречевленные в ИЗО и конструктивной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.

Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

Изобразительная деятельность и конструирование позволяют решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.

Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.

1. С.А. Миронова. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». – М.; Просвещение, 19991год.

2. «Воспитание детей раннего возраста». Под редакцией Г. М. Ляминой. М.; Просвещение 1976 год.

3. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. Уч –щ по специальности «Дошкольное воспитание». Под редакцией Т.С. Комаровой, М. Просвещение 1991год.

4. Журнал «Ребенок в детском саду» №2 – 20007 год. Статья «Развитие речи на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности». Стр. 22 -24.

Продуктивная деятельность как условие активизации речи детей раннего возраста

М.Т. Павлова, воспитатель И.Н. Летягина, старший воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 «Алёнушка» общеразвивающего вида», Великий Новгород,

Развитие речи — одна из важнейших задач психического и личностного развития ребёнка. Многие задержки развития речи и её дефекты у детей старшего дошкольного возраста кроются в условиях их жизни в первые три года. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше чем в последующие годы. Вопросами речевого развития детей раннего возраста занимались: Выготский Л.С. Грибова О.Е. Гвоздев А.Н. Леонтьева А.А и др.

В настоящее время дошкольное образование находится на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования в соответствии ФГОС, в которых одной из образовательных областей является речевое развитие. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. В раннем возрасте развитие активной речи остаётся актуальной проблемой.

Изучив передовой педагогический опыт, я остановилась на детской продуктивной деятельности, которая включает в себя такие виды, как конструирование и изобразительная деятельность потому, что:

  1. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов побуждают детей говорить.
  2. Во время продуктивной деятельности задействовано несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие). что оказывает положительное влияние на развитие речи.
  3. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а это также способствует речевой активности.

Автор Фото. Наталья Михайловна Степаненко, старший воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад № 5 ст. Старощербиновская

Поэтому, целью нашего исследования стало использование продуктивной деятельности как одного из условий активизации речи детей раннего возраста.

Педагогическая диагностика уровня речевого развития в начале учебного года детей моей группы показала, что темпы овладения детей речью неодинаковы: 10% детей имеют высокий уровень развития речи, 35% -средний и 55%-низкий. Учитывая, что для детей раннего возраста характерно наглядно- действенное мышление, мной было разработано планирование по образовательной области «Речевое развитие» таким образом, чтобы знакомство детей с новыми словами, с произведениями художественной литературы; заучивание потешек, стихотворений и т. д. сопровождалось продуктивными видами деятельности, придерживаясь принципа постепенности, систематичности, связи с жизнью. Материал для работы с детьми по развитию речи подобран и разработан в соответствии с комплексно- тематическим планированием: для каждой темы выбран определённый вид продуктивной деятельности. Продукт детской деятельности является хорошим материалом для закрепления умений и навыков в свободное время в процессе самостоятельной игровой деятельности. Так же практикую выполнение с детьми коллективных работ (создание коллажей, альбомов и т. д.). потому что участие в коллективном произведении естественным образом порождает ситуацию общения, речевого диалога.

Результаты педагогической диагностики в конце учебного года свидетельствуют о положительной динамике речевого развития детей раннего возраста: количество детей с высоким уровнем речевого развития увеличилось на 15%, количество детей с низким уровнем речевого развития сократилось на 30%.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование продуктивной деятельности является эффективным условием для активизации речи детей раннего возраста.

Дошкольник.РФ

Источники: http://mdou183.edu.yar.ru/_svedeniya_ob_obrazovatelnoi_organizacii/obrazovanie/uchebniy_plan_po_gruppam.html%3Fwith_template%3Dblind, http://dohcolonoc.ru/cons/2052-konsultatsiya-razvitie-rechi-na-zanyatiyakh-po-izo.html, http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/13070-produktivnaya-deyatelnost-kak-uslovie-aktivizacii-rechi-deteiy-rannego-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Сыпь под подбородком у грудничка

Почему появляется сыпь на лице у далее...

Особенности органов дыхания у детей

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у далее...

У ребенка моча почти бесцветная

Меняется ли цвет мочи в период беременности? В период беременности далее...

Гимнастика детей 5 6 лет

Гимнастика для детей 6 лет Очень хорошо, если далее...

Особенности восприятия музыки детьми

Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной далее...

Почему новорожденный тужится после кормления

Новорожденный постоянно тужится и плачет Здравствуйте. далее...

Предметная неделя выявление одаренных детей

об итогах проведения Недели предметов гуманитарного цикла В период с далее...

Популярные статьи