Главная » Развитие ребенка

Развитие самооценки детей дошкольного возраста

Самооценка ребенка-дошкольника

Адекватная самооценка – залог успеха любой личности. Умеренные амбиции, правильная оценка собственных сил, умение критиковать собственные поступки – все это помогает нам выбрать нужное направление саморазвития, научиться контактировать с окружающими людьми и выбрать подходящую профессию. Закладывается самооценка уже в дошкольном возрасте. Родители – главные помощники в том, чтобы самооценка была не заниженной и не завышенной.

Ведущие ученые, изучающие психологию дошкольника, уделяли большое внимание именно исследованиям формирования самооценки детей и подростков. Под самооценкой понимается личностное развитие, участвующее в регуляции собственного поведения и деятельности, как ведущий критерий оценки личности, отражение его отношения к окружающему и внутреннему миру.

Главное значение играет самооценка в рамках исследования вопросов самосознания. Она характеризуется как центральное ядро этого процесса, критерий индивидуального уровня развития личности ребенка, его саморазвитие и самовоспитание в контексте с восприятием окружающего мира и общества. К самооценке относят так же эмоционально-ценностное отношение личности к себе.

На развитие самооценки влияет множество факторов. Ведущими среди них можно назвать общение ребенка с окружающими людьми и собственная его деятельность. Во время общения ребенок усваивает виды оценок, критерии оценки поведения окружающих. Затем происходит их апробация в индивидуальном опыте. Ребенок узнает оценки, которые дают ему окружающие, определяет их критерии и способы, затем переносит их на свою личность. Так рождается оценивание им самого себя.

В состав самооценки входят две составляющих. Первая – это отражение знаний о самом себе. Вторая – отношение к самому себе как мера довольства собой. Эти две составляющие неразрывно связаны между собой. Невозможно вычленить в чистом виде ни ту, ни другую. Ребенок получает знания о себе в результате социализации, эти знания отражаются в проявлении тех или иных эмоций.

Ребенок начинает сравнивать себя с другими людьми, как сверстниками, так и взрослыми. Он может быть удовлетворен теми качествами, которые в нем к этому моменту сформировались, а может быть и неудовлетворен. Он знает, с какими эталонами нужно сравнивать собственные умения, но не всегда понимает, что в силу малого возраста, ему не дано уметь все то, что умеет взрослый. Задача родителей и воспитателей – помочь ему осознать эту причину и научить безболезненно воспринимать чужие успехи при собственных неудачах.

Начав общение с окружающими, дошкольник понимает существование самого себя в этом общении. Но он не знает о своих качествах. Он только принимает ту оценку, которую дают ему взрослые. «Ты молодец», - скажет ему мама, и ребенок знает, что он молодец. «Ты плакса», - скажет папа, ребенок знает, что он плакса. Но какое из определений хорошее, какое плохое – он не понимает. А вот когда начнет посещать детский сад и общаться с такими же, как он, оценки взрослых обретут смысл и начнут вызывать у малыша положительные или отрицательные эмоции.

Самооценка начнет развиваться гораздо позднее, уже после того, как ребенок научится распознавать положительную или отрицательную стороннюю оценку. Он должен заниматься определенными видами деятельности (игра, самостоятельное одевание, держание ложки, первые развивающие занятия) и сравнивать себя с другими детьми, чтобы понимать, что у него получается, что не получается. Ну а давать адекватную оценку своему знанию и незнанию он начнет в старшем дошкольном возрасте и в начальной школе. Дети 3-5 лет чаще дают себе завышенную оценку, нежели заниженную. Это связано с тем, что взрослые их больше хвалят, чем критикуют.

Чем раньше ребенок начнет общение с посторонними людьми (не с родственниками), тем раньше он научится сравнивать себя и других. Вам знакома ситуация, когда ребенка 2-х лет в яслях определяют в группу к полуторагодовалым деткам временно, до освобождения места в группе нужного возраста? Начавший довольно прилично разговаривать ребенок вдруг начинает лепетать едва понятные слова, даже забывать про горшок. Это результат сравнения себя и окружающих. Поэтому, не рекомендуется длительное общение малышей такого возраста с еще более младшими детками. Уж лучше попроситься временно в более старшую группу.

В процессе взросления и развития ребенка он уже не воспринимает оценку взрослых как единственно верную. Он уже сопоставляет ее с собственной оценкой.

Чем ближе к поступлению в школу, тем адекватнее ребенок осознает свои достоинства и недостатки. При этом он, конечно же, принимает во внимание отношение к ним окружающих. Если этого восприятия нет, личность ребенка не получит правильного развития, не сможет сознательно усвоить нормы поведения и ему будет все равно, какой образец для подражания выбирать. Но такая абсолютная неспособность к социализации наблюдается крайне редко. Здесь речь идет либо о психическом нездоровье ребенка, либо он не общался до школы абсолютно ни с кем, кроме родных.

Несколько советов взрослым. которые помогут в формировании адекватной самооценки.

  1. Нужно взять метод убеждения как ведущий в общении с ребенком. Взрослый является безусловным авторитетом для дошкольника, он – пример для подражания. Поэтому будьте осторожны в суждения и оценках. Одно неосторожно сказанное слово критики может перечеркнуть все, что сформировалось в характере ребенка.
  2. Из первого совета вытекает второй – суждения и оценки должны быть справедливыми, но осторожными, мягкими. Не должно быть только положительных оценок, ровно так же, как и постоянных отрицательных.

Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком болезненно относится к успехам сверстников, обижается на их высказывания в свой адрес, разговаривайте с ним, объясняйте ему, что нужно приложить усилия и научиться тому же, что умеют другие.

Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему развития самосознания и самооценки личности. В рамках исследования становления самосознания самооценка играет ведущую роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, как единое начало, включенное в процесс самосознания.

Самооценка рассматривается как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы О.А.Белобрыкиной, Л.И.Божович, А.ВЗахаровой, М.И.Лисиной, В.С.Мухино. Однако, еще не все особенности проявления самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены достаточно.

Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования – поиск психолого-педагогических условий развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является психолого-педагогическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия самооценка.
2. Рассмотреть особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и обосновать комплекс диагностических методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить рекомендации по развитию самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с первой задачей исследования нами были изучены материалы научных исследований отечественных и зарубежных психологов.
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.

Основоположником в области изучения становления самооценки можно назвать У.Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь [1,25].

В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой».

Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

08 апреля 2014 Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему развития самосознания и самооценки личности. В рамках исследования становления самосознания самооце.

Статья Кротовой Е. В. Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

Главная #32;#8594;#32;Наши публикации #32;#8594;#32;Статья Кротовой Е. В. Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

Под развитием личности ребёнка дошкольного возраста в психологии понимают широкий спектр качественных изменений, которые впервые возникают в период развития личности ребёнка (1, с.28). От рождения до трёх лет доминирует семья, и основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации.
Основной проблемой в развитии личности в дошкольном возрасте является проблема самосознания и развитие адекватной самооценки. Этот процесс в дошкольном возрасте считается важнейшим достижением в развитии личности. Ядром самосознания является самооценка и связанный с ней уровень притязаний.

Исследованием проблемы формирования самооценки занимались многие педагоги, психологи: В.С. Мухина, М. И. Лисина, О.А. Шаграева, А.И. Липкина, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и т.д. Но экспериментально разные компоненты структуры самосознания изучены не одинаково и на первый план выдвигается проблема самооценки. Самооценка возникает на основе знаний и мыслей о себе и в этом смысле является как бы механизмом переработки данных представлений на уровне аффективного процесса. Самосознание – свойство личности, которое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, от условий его жизни, воспитания и обучения (3, с.59). Таким образом, самооценка – это осознание ребёнком самого себя, оценка своих действий и поступков.

Изучая самосознание, в связи с мотивационной сферой дошкольников, выделяют 3 вида самооценки:

1. Общая самооценка – оценка личностных качеств ребёнка, которая формируется на основе общения ребёнка с окружающими людьми и возникает лишь в конце дошкольного возраста.

2. Конкретная самооценка – это оценка своих возможностей и умений в конкретной деятельности. Данный вид самооценки обычно является более адекватным и реалистичным, и формируется на основе познания ребёнком результатов своей деятельности.
3. Динамическая самооценка – представляет собой промежуточный этап между конкретной и общей самооценкой. Путь развития идёт от конкретной и общей, причём реалистичность самооценки тем меньше, чем больше степень её обобщённости.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивают взрослые и сверстники. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные – искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Оценивая себя, ребёнок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто целое для окружающих. Если взрослые и сверстники не замечают его положительные качества, то он наделяет себя вымышленными качествами.

В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребёнок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается дошкольное общество. Умение ребёнка анализировать и оценивать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей, так происходит становление самооценки. Таким образом, можно сделать вывод, что ребёнку необходимо общение не только с взрослыми, но со сверстниками, так как сверстники являются одним из факторов формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

В возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть всё более существенную роль в процессе самосознания ребёнка. При обмене оценочными воздействиями возникает определённое отношение к другим детям. Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстников. Сверстники – это мерка, позволяющая ребёнку оценить себя на уровне реальных возможностей.

В старшем возрасте ребёнок не только может сопоставлять собственные результаты с результатами других детей, но даже способен довольно точно определить пределы своих сил с помощью одного только сравнения других детей. В старшем возрасте умение сравнивать себя со своими сверстниками достигает очень высокого уровня. От взаимоотношений ребёнка с другими детьми зависит его отношение не только к коллективу, но и к самому себе.

Влияние группы сверстников на развитие личности на развитие личности ребёнка заключается, прежде всего, в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям. Положение ребёнка в группе сверстников показывает, насколько принят ребёнок ими, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников. От оценок сверстников и своих самооценок зависит положение ребёнка в группе. Сверстники по-разному оценивают друг друга, и поэтому существует различное положение детей в группе сверстников.
Каждый ребёнок занимает в группе детского сада определённое положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Дети 6-7 лет активно ориентируется на мнение сверстников. Их объяснения, почему они повторяют за другими, то, чего нет на самом деле, однозначны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что положение ребёнка в группе сверстников оказывает большое влияние на формирование адекватной самооценки. В старшем дошкольном возрасте оценки сверстников имеют большое значение, так как под их влиянием формируется самооценка ребёнка.
Для того чтобы определить уровень влияния сверстников на формирование самооценки было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста. Для исследования самооценки были использованы следующие методики: методика “Лесенка” (В.Г. Щур), методика “Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы” (Н.А. Репина). Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: 60% детей с завышенной самооценкой, 20% детей с заниженной самооценкой, 20% детей с адекватной самооценкой. Для исследования взаимоотношений в группе сверстников были использованы следующие методики: “Отношение к сверстникам” (В. Богомолов), методика “Социометрия”. Были получены следующие результаты: выявлено 35% детей “востребованных”, 20% “изолированных” и 45% детей, занимающих среднее положение.
Соотнося полученные данные, можно сделать вывод о том, что дети, имеющие заниженную самооценку – имеют чаще всего статус “изолированные” дети, а дети с завышенной самооценкой относятся к “востребованным”.

Исходя из полученных результатов эксперимента и учитывая большое влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование самооценки, следует, на наш взгляд, проводить с детьми систематическую работу, направленную на формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Работа может включать в себя: циклы занятий, игры, релаксационные упражнения, беседы, консультации с родителями. Если работа будет проходить систематически, то заниженная самооценка станет адекватной.

1. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина.- Москва, 1999.

2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева.- Москва, 2001.

3. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова.- Москва, 2000.

4. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева.- Москва, 1995.

5. Карелина Е.А. Психологические тесты / Е.А. Карелина.- Москва, 2002.

Источники: http://apsych.ru/2013/09/07/samootsenka-rebenka-doshkolnika/, http://m.ok.ru/ivanovomama/topic/62516780466419, http://filippok.tomsk.ru/statya-krotovoy-e-v-vliyanie-sverstnikov-na-formirovanie-samootsenki-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Модная одежда для детей 11 12 лет

Детская одежда для девочек Вы далее...

Ребенка болит низ живота справа

Боль внизу живота справа. Почему болит низ далее...

Фильмы о животных для детей семейные

Смотреть семейные фильмы онлайн далее...

Детские поделки игрушки руками

Идеи раннего развития детей каждый день завоевывают себе далее...

Психолого педагогическая характеристика дошкольников с умственной отсталостью

Психология Психолого-педагогическая характеристика детей с далее...

Программа обучения детей 3 4 лет

Программа для младшего дошкольного возраста далее...

У маленького ребенка болит живот

У ребенка болит живот Дискомфортные ощущения в животе далее...

Популярные статьи