Главная » Развитие ребенка

Развитие социального поведения дошкольном возрасте

Автор: Подольская Олеся Александровна, преподаватель, кафедры дошкольного и специального образования Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина

Социокультурная жизнь общества, постоянно развиваясь и трансформируясь, предполагает постоянное преображение культурных стереотипов в зависимости от гендерной принадлежности.

Важную роль в социализации дошкольников с учетом гендерного фактора является предметно – пространственная среда. Воспитатель ДОУ открывает перед своими воспитанниками разного пола, мальчиками и девочками, все возможности игровой среды и учит их играть индивидуально, учитывая свой пол, потребности каждого ребенка.

Социальное поведение – это поведение человека в процессе усвоения индивидом социального приобретения информации о проживании в социуме с учетом гендерной принадлежности. В процессе человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе [1].

В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к содержанию и построению выделяется социально-личностное развитие дошкольников. В это направление включена образовательная область «социализация», которая ориентирована на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников.

В период дошкольного детства (6-7 лет) дети постепенно переходят от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Мальчики и девочки данного возраста уже хорошо понимают, что нужно знать правила социального поведения, особенно при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками, могут дать оценку хорошим и плохим поступкам, понимают нравственные нормы добра и зла.

Л.С. Выготский рассматривает дошкольный возраст как период «врастания в человеческую культуру» для интеграции человеческого индивидуума в социум [2].

Отечественные психологи-исследователи, изучая умения детей старшего дошкольного возраста вести себя в рамках установленных правил и традиций, считают, что все нюансы поведенческих стереотипов зависят от стандартов социума, благодаря чему происходит интериоризация культурных норм и правил поведения.

Ж. Пиаже установил, что старший дошкольный возраст – время развития способность к произвольной регуляции поведения. Несмотря на эгоцентрическую позицию детей, происходит регуляция поведения лишь в тех случаях, когда они являются требованиями взрослого.

Старшие дошкольники усваивают знания, нормы, ценности, традиции, правила социального поведения личности, которые позволяют им существовать в обществе других людей. Они приобретают социальный опыт поведения в общении. Разнообразие социальных отношений, которые наблюдаются в деятельности совместной со взрослыми и сверстниками. Именно так ребенок получает основы социального поведения, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Частые контакты родителей и воспитателей ДОУ с ребенком, эмоциональная насыщенность контактов родителей, воспитателей и детей, информативность контактов родителей, воспитателей с ребенком влияют на успешное социальное развитие ребенка. Старшие дошкольники нуждаются в получении индивидуальной помощи взрослых в решении конфликтов и ситуаций в социальном взаимодействии между сверстниками.

Они получают возможность открыть самих себя в разных формах деятельности. Социальное поведение девочек и мальчиков в данном возрасте отличается возможностью развития способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним, способности самоопределения, самоактуализации.

Социальное поведение позволяет ребенку объективно усвоить нормы человеческого общежития и утвердить себя как социальный субъект. Родители и педагоги должны формировать социально-приемлемые формы поведенческой деятельности старших дошкольников, анализируя и синтезируя все формы проявления индивидуального поведения ребенка, обучая его выбирать нормативно верный стандарт поведения в социуме.

В данном возрасте девочки и мальчики уже могут адекватно понимать и выполнять правила поведения, объяснять, почему нужно поступать именно так, а не иначе. В старшем дошкольном возрасте социальное поведение включает культуру общения, гендерную культуру, умственную культуру.

Таким образом, взрослым нужно учитывать личностное начало в ребенке, его субъективные потребности и интересы, его права и свободы.

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб. 2006.
  2. Глафирова А.Д. К вопросу гендера в ДОУ. М. 2011.

Библиографическая ссылка на статью:
Конькина Е.В. Савинова И.А. Адаптация детей мигрантов: способы решения проблемы // Современная педагогика. 2013. № 12

Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста The genesis of social orientation as a mechanism of social and moral behavior children of preschool age Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Зорина Наталья Анатольевна Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. 2012. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/genezis-sotsialnoy-orientatsii-kak-mehanizma-sotsialno-nravstvennogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Зорина Наталья Анатольевна Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/genezis-sotsialnoy-orientatsii-kak-mehanizma-sotsialno-nravstvennogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Зорина Наталья Анатольевна (2012). Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста. Вестник Челябинского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/genezis-sotsialnoy-orientatsii-kak-mehanizma-sotsialno-nravstvennogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Зорина Наталья Анатольевна Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. 2012. №3 С.96-108.

Зорина Наталья Анатольевна Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2012).

Зорина Наталья Анатольевна (2012). Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста. Вестник Челябинского государственного педагогического университета

«Воспитание и развитие социального интеллекта дошкольников» (развивающая программа)

Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе. Для ребенка 6–7 лет проблемы адаптации к социальному окружению встают достаточно остро, так как ребенок готовится перейти в совершенно иную, новую для него среду — школу. Диагностика уровня развития социального интеллекта позволяет предугадать и, возможно, частично разрешить проблемы социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день в педагогической психологии отсутствует полная картина, дающая представление о развитии социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, мной была предпринята попытка систематизации своей деятельности, с четко определенными поставленными целями.

Цели:

  • развитие интеллектуальных способностей;
  • умение поставить себя на место других персонажей в проекции собственного возможного поведения в предложенных обстоятельствах;
  • умение правильно воспринимать эмоциональное состояние других людей и прогнозировать их поведение в различных ситуациях.

Процессом осуществления целей, стало формирование мною среды, которая будет способствовать развитию у детей социального интеллекта. В группе детей я постоянно поддерживаю, контролирую общение дошкольников между собой, наблюдаю за детьми в игровых ситуациях и учебной деятельности, изучаю их взаимоотношения между собой. Такое наблюдение дает поистине бесценный материал, на основе которого я делаю выводы о развитии социального интеллекта каждого ребенка группы. У меня, как у педагога-психолога, возникло желание изучить развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста. Социальный интеллект можно определить, как способность человека правильно понимать и прогнозировать поведение других людей.

К шести годам ребенок накапливает определенный опыт общения, на основе которого он способен оценить эмоциональное состояние другого человека. В этом возрасте ребенок может не только выделить наиболее яркие признаки настроения другого человека — улыбку, слезы, хлопанье в ладоши — но и заметить нахмуренные брови, сморщенный нос, округленный в удивлении рот, что позволяет ему понять, какие чувства испытывает другой ребенок или взрослый: грустно ему или весело, удивлен он или чем-то расстроен.

Ребенок, хорошо ощущает состояние другого человека и чувствующий, каким может быть его поведение, сразу перестраивается сам: если собеседнику грустно, он проявляет сочувствие или пытается его развеселить; если собеседнику весело — присоединяется к его радости. У разных детей эта способность развита по-разному: у кого-то в большей степени, у кого — то в меньшей степени, что зависит от многих причин. Играя с детьми в развивающие игры, а так же проигрывая в сюжетно-ролевые и театрализованные игры, результатом будет полноценное личностное развитие каждого ребенка.

Тогда я подобрала диагностический материал, чтобы получить достоверную информацию. Методики определения уровня развития социального интеллекта дошкольников:

  • Д. Векслера (субтест «Понятливость»)
  • Проективная методика «Картинки»
  • Методика Рене Жиля.

Данные методики позволяют увидеть, как ребенок будет решать социальную проблемную ситуацию, сталкиваясь не с реальным конфликтом, а с проблемной ситуацией, представленной в проективной форме. Во всех случаях ребенок должен предложить свой вариант решения социальной проблемы.

В совокупности с тестированием наблюдение позволяет получить наиболее достоверную информацию о детях и их проблемах.

Для создания в группе психологического комфорта особое внимание уделяю организации развивающих игр со всеми детьми от 4 до 7 лет по развитию социального интеллекта, которые конструирую в виде системы игр, направленных на формирование доброжелательных отношений между детьми, и которые построены на принципах:

  • безоценочности
  • отказа от реальных предметов и игрушек
  • отсутствия соревновательного момента в играх.

Игры без предметов, и «без повода» помогают детям пережить чувства общности друг с другом (например, игра «Зеркало»), замечать достоинства и переживания друг друга, помогать другому в игровом и реальном взаимодействии.

Комплекс игр, используемый мною, основан на технологии, авторами которой являются: Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Программа состоит из семи этапов:

  1. общение без слов
  2. внимание к другому
  3. согласованность действий
  4. общие переживания
  5. взаимопомощь в игре
  6. добрые слова и пожелания
  7. помощь в совместной деятельности

Этапы способствуют погружению детей в мелкие детали движений сверстников, ориентацию на действия партнера и подстройки к этим действиям.

Кульминационным моментом является вербальное выражение отношений к сверстнику, которое, как правило, имеет исключительно положительный характер.

В процессе обобщения собственного опыта по данной теме я систематизировала развивающие игры с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по ролевантности: «Найди продолжение», «Найди такой же», «Подбери каждому герою карнавала подходящую маску», «Дорисуй детям лица», «Азбука настроений», «Собери маску», «Угадай настроение», «Дорисуй портрет», «Встреча эмоций», «Банк идей».

Результаты и выводы.

Используя эту систему, способствующую поэтапному воспитанию и развитию у детей социального интеллекта, я получила следующие изменения действий детей:

Таким образом, дети, освоив эту программу, научились навыкам саморегуляции, овладели способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развили коммуникативные навыки, научились общаться в конфликтной ситуации стали требовать от взрослых меньше внимания.

Снизилась агрессивность у детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, игравшие сами по себе стали играть с другими детьми.

Выстраивание в системе психолого-педагогической работы по преодолению социальных барьеров взаимоотношению между детьми, способствует установлению теплых, доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

Скачать

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?

Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Источники: http://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-26-iun-2015-deti-migranty-i-peterburgskaa-skola-problemy-puti-resenia-obrazovatelnaa-praktika/innovacii-poiski-i-issledovania/osobennosti-socialnogo-povedenia-detej-starsego-doskolnogo-vozrasta, http://cyberleninka.ru/article/n/genezis-sotsialnoy-orientatsii-kak-mehanizma-sotsialno-nravstvennogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta, http://psy.su/psyche/projects/860/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Аллергическая сыпь у новорожденного на лице фото

Аллергия на лице: причины, симптомы и лечение + фото В далее...

Формирование детей экологической культуры

«Дошкольный возраст, Дети далее...

Интересное кино для детей 8 лет

Дорогая, я уменьшил детей Эта удивительная и далее...

Для детей с онр характерны эмоциональная бедность

Речь и воображение у далее...

Стихи для разучивания с детьми 5 лет

В этом разделе вы можете найти любимые детские стихотворения. далее...

Интернет магазин для детей стульчики кормления

Стульчики для кормления Стульчики для кормления в интернет-магазине. Далеко не далее...

Доклад русский язык и формирование личности ребенка

Статья (7 класс) по теме: докладРоль русского языка далее...

Популярные статьи

x