Главная » Развитие ребенка

Речевое развитие детей дошкольного возраста включает

Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной образовательной программы «Дошколка»

Татьяна Катасонова
Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной образовательной программы «Дошколка»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет 5 образовательных областей. одна из которых «Речевое развитие » .

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке. при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области«Речевое развитие » направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач :

Речевое развитие включает :

Обогащение активного словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)

Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (развитие восприятия звуков родной речи и произношения)

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Методы используемые в развитии речи :

- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии) ;

- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность. рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Эти методы определяет общения детей со взрослыми. сверстниками, развивающая предметно – пространственная среда, использование дополнительных образовательных программ и технологий .

В нашем ДОУ определена система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с использованием развивающих обучающих технологий и современных методик.

Эта система включает следующие компоненты :

комплексно - тематическое планирование развития речи ;

использование развивающих обучающих программ. технологий, направленных на развитие фонетической. лексической, грамматической сторон речи, а в итоге — развитие связной речи в целом.

Создание системы последовательного обучения развитию речи .

В настоящее время для развития речи детей дошкольного возраста наряду с основной образовательной программой дошкольного образования. парциальной программой О. С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста » мы используем :

технологию М. Монтессори,

Интерактивные развивающие пособия. входящие в состав программы«Дошколка ». предназначены для организации разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей. определённым ФГОС ДО и способствуют развитию наглядно-действенного, наглядно-образного. словесно-логического, абстрактно-логического и пространственного мышления, стимулируют физическое развитие .

Комплекты интерактивных развивающих программ нацелены на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей. определённым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования :

• части программы «Дошколка. «Смотри и говори». «Игры со Словами». «Шаг за Шагом» )

Остановлюсь на содержании каждой части программы и вы убедитесь. что программа«Дошколка » удачно решает задачи ФГОС ДО по речевому развитию. усвоению речевого материала образовательной программы дошкольного образования и удачно вписывается комплексно – тематическое планирование.

«Смотри и говори» направлена на расширение словарного запаса, использование в речи слов и выражений. Её разделы так и называются

слова и выражения

Темы этой программы

семья музыкальные инструменты

фрукты части тела

транспорт дикие животные

календарь экзотические животные

эмоции домашние животные и питомцы

еда и напитки посуда и предметы гигиены

спорт школьные принадлежности

глаголы бытовые приборы

разные темы. Расположения предметов

«Игры со словами»

Включает набор упражнений, направленных на развитие речевых способностей детей дошкольного возраста

Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. За всё дошкольное детство детская речь претерпевает множество изменений, формируются и развиваются все стороны речи – фонетическая, грамматическая, лексическая. Только при полноценном владении ребёнком дошкольного возраста родным языком, мы сможем продуктивно решать задачи его всестороннего воспитания в самый подходящий период развития. Чем раньше мы начнём обучать малыша родному языку, тем привычнее он будет чувствовать себя в общении в дальнейшем. Закладывая прочную основу для развития речи в самом детстве, мы готовим ребёнка к систематическому изучению родного языка. Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь дошкольник активно усваивает разговорный язык, общается с окружающими людьми, устанавливает связи с миром.
Всё это происходит благодаря тому, что головной мозг ребёнка имеет возможность очень быстро усваивать информацию в больших количествах. Поэтому за первые несколько лет жизни наша речь формируется до уровня взрослого человека.

Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка.
Ребёнок в процессе взаимодействия миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они сами.
У детей изначально существуют все возможности для освоения речи. В любой стране мира новорожденный обладает задатками для освоения того языка, на котором говорят окружающие его люди. Кроме того детей очень интересует языковая деятельность. Интересный феномен детской речи заключается в том, что дети создают свои слова (детское словотворчество), ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону родного языка, т.е. эти слова не понятны для других людей, но в них отражён правильный смысл. Например, ручей – «журчей, говорящий правду – правдун, притонуть — утонуть, но не до конца. На основании этих слов в дальнейшем происходит формирование общеупотребительных слов.

Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всем сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребёнка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять речь ребёнка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребёнка интерес к языку и побуждает его к творчеству.
Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чём-либо, описать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Так же они имеют определённые трудности в работе с текстом.
Обучение ребёнка языку должно опираться на особенности формирования и развития всех сторон речи в каждом отдельно взятом возрасте. Только в этом случае обучение будет эффективным и плодотворным.

Методика развития речи ребёнка дошкольного возраста способствует формированию устной речи детей, а также навыков общения с людьми. Она индивидуальна для каждого ребёнка и отбирается в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями.
Методика развития речи включает в себя обширную работу над связной речью, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовку детей к усвоению грамоты.

Существуют определённые особенности развития речи в каждый возрастной период, кратко их охарактеризуем:
В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов. В начале года в основном он пользуется эксперессивно - мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты.
К двум годам активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Ближе к середине года ребёнок начинает усваивать служебные слова и сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми.
В 3 года активный словарь ребёнка насчитывает 1200-1500 слов. В этом возрасте ребёнок начинает использовать речь в качестве средства общения со сверстниками. Именно трёхлетние дети начинают замечать ошибки в речи взрослых и сверстников, несмотря на недостатки в собственном произношении и грамматике. Трёхлетний ребёнок уже может вести осмысленный диалог со взрослыми.
В 4 года в словаре ребёнка около 2000 тысяч активных слов. Он умеет правильно составлять предложения из 5-6 слов. Свободно общается со сверстниками. А во время игры активно её комментирует.
Дети в 5 лет полностью усваивают необходимый словарь, могут оперировать высказываниями, которые становятся похожи на короткий рассказ. В этом возрасте дети любознательны, задают взрослым много вопросов, удовлетворяя свою потребность в познании окружающего мира. В речи появляются синонимы, антонимы. Ребёнок пяти лет чётко произносит все звуки.
Шестилетние дети постепенно овладевают значениями производных слов. В этом возрасте они начинают критично относиться не только к речи окружающих, но и к своей речи, замечая ошибки и неточности.
Все перечисленные особенности развития речи детей дошкольного возраста, характерны для развития ребёнка без отклонений от нормы.

Важным элементом в дошкольном развитии речи является работа над связной речью. Связной речью называют смысловое развёрнутое высказывание, которое обеспечивает процесс общения и взаимопонимания.
Развитие связной речи тесно соприкасается с развитием всех сторон речевой деятельности. В каждой из них есть главный элемент, влияющий на создание речевого высказывания и на формирование связной речи дошкольника в целом, остановимся на них подробнее:

  • В словарной работе на первый план выдвигается понимание значения слова, благодаря этому дети сознательно выбирают нужные слова и словосочетания и точно их употребляет при формировании связного высказывания;
  • В работе по формированию грамматического строя речи главным фактором считается обучение детей построению простых, распространённых и сложных предложений, выработке у детей умений грамотного согласования и изменения слов в разных предложениях. Становление у детей языковых обобщений и является той базой, на которой строятся связное высказывание.
  • Главным фактором в работе над звуковой стороной речи является обучение детей пониманию и применению таких характеристик как темп речи, сила голоса, дикция, плавность речи, интонация. Все они применяются в высказываниях ребёнка.

Развитие речи у ребёнка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы организовали работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его успешная реализация в обществе.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста включает прежде всего работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей возрастной группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности. При этом важно учитывать постепенное усложнение материала, его повторение. Последовательность закрепления и дифференциации звуков дается с учетом трудности их произнесения и последовательности их появления в процессе речевого развития.

Воспитание звуковой культуры речи всегда считалось одной из ведущих задач речевого развития в младшем дошкольном возрасте. Исследователи подчеркивали, что наряду с работой над правильным звукопроизношением следует работать над всеми элементами звуковой стороны речи — темпом, дикцией, силой голоса, интонацией.

Итак, не отрицая важного влияния работы по воспитанию правильного звукопроизношения у малышей для их умственного и речевого развития, подчеркнем, что необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа речи, поскольку в этих умениях заложено наиболее важное условие становления всех сторон речи и особенно ее связности. Работа над интонационной выразительностью речи помогает избежать таких недостатков высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, нечеткость дикции, замедленный (или убыстренный) темп, так как от звукового оформления речи зависит понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.

В младшем дошкольном возрасте необходимо учить детей слышать, различать и произносить звуки в словах. Работу над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией необходимо проводить для формирований четкой артикуляции звуков родного языка, а также для того, чтобы приучить детей вслушиваться в речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Произношение согласных звуков (их последовательность достаточно подробно обоснована в работах логопедов: м, б, щ т, д, щ к, г, х, ф, в, л, с, ц) готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. Игры и упражнения направлены на развитие умений детей дифференцировать родственные по месту образования звуки (п и б, т и д, ф и в) в небольших речевых единицах слогах: па-па, ба-ба, то-то, до-до и т. п. Затем отрабатывается дифференциация твердых и мягких согласных, дети подводятся к правильному произношению шипящих.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/rechevoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-interaktivnoi-obrazovatelnoi-programy-doshkolka.html, http://xn--80afddbaofbdrg0bdbq2bya0g9hc.xn--p1ai/component/content/article/57-glavnay-stranica/189-razvitie-rechi.html, http://pedlib.ru/Books/5/0220/5_0220-17.shtml

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Дошкольный возраст благоприятный период развития

Программы Каким будет детство далее...

Стихи про животных маленьких детей

Стишки про зверей для малышей (четверостишья) 30 далее...

Аугментин рвота у ребенка

Здравствуйте мамочки, мы далее...

Корочки на голове у ребенка 3 лет

Корочки на голове далее...

Бег ребенка 7 лет

Эта страница должна стать чемпионкой по количеству прописных истин. далее...

Почему у новорожденных синеет носогубный треугольник

Виды и причины цианоза у далее...

Ребенка пахнет носа соплями

Причины появления и методы далее...

Популярные статьи

x