Главная » Развитие ребенка

Речевое развитие ребенка до года по месяцам

Речевое развитие в первый год жизни

Перед редким родителем не возникает проблема засыпания ребенка или короткой продолжительности его сна. Сон, как и питание детей, всегда больше всего заботит родителей.

На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи.

Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью. Слыша речь окружающих, малыш в первую очередь начинает прислушиваться к голосам и отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, их сочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, в 3-4 месяца — лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года — слова.

Время появления слов на первом году жизни у всех детей различается: одни начинают говорить в 8-9 месяцев, другие — в 1 год 2 месяца, а некоторые — еще позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 15-20.

В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласные звуки а, у, и, из согласных — в основном звуки п, б, м, к, т, г, д и некоторые другие. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем, поэтому роль лепета имеет большое значение и в последующие этапы речевого развития ребенка.

Далее подробней остановимся на этапах речевого развития в первый год жизни ребенка.

Возраст ребенка от 0 до 1 месяца

Новорожденный большую часть времени спит. В этот период сон и бодрствование мало чем отличаются друг от друга.

Уже в первые дни жизни ребенок может следить за медленно перемещающимся источником света. А к концу первого месяца — выделять взрослого из окружающей обстановки. Примерно в это же время у новорожденного возникает первая улыбка.

Когда ребенок чем-то озабочен, он издает рефлекторный крик или рефлекторные звуки. Его плач не дифференцирован: малыш одинаково реагирует плачем и на голод и на шум. Малыш вздрагивает, если сильно хлопнет дверь.

Возраст ребенка от 1 до 3 месяцев

Появление первых положительных эмоций — от первой улыбки до «комплекса оживления»: малыш останавливает взгляд на лице мамы, улыбается ей, оживленно двигает ручками и ножками, издает радостные звуки. Уже в 2–3 месяца малыш спокойно бодрствует, он прислушивается к звукам, по-разному на них реагирует: резкие и громкие пугают его, к мелодичным звукам он прислушивается, голоса людей слушает с большим вниманием, радуется им. Сам начинает «разговаривать» в те моменты, когда спокоен, чаще всего издает отрывистые и гортанные звуки аа, га, ги, кхы. Затем они становятся более протяжными: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу. Это значит, что малыш вступил в так называемую стадию гуления.

Возраст ребенка от 3 до 6 месяцев

К четвертому месяцу ребенок быстро и безошибочно находит взглядом лицо говорящего человека. Он сам поворачивается к взрослым и улыбается им, когда они говорят между собой. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания. На улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением звуков, звукосочетаний, слогов. Спустя некоторое время вы обнаружите, что ребенок, выговаривая отдельные звуковые сочетания, начинает повторять их: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, ка-ка-ка. Это значит, что малыш вступил в новую стадию речевого развития, которая определяется как лепет.

Возраст ребенка от 6 до 9 месяцев

«Расцвет» лепета. Готовность к совместной игровой деятельности. Малыш слушает взрослого и подражает ему, понемногу усваивает правильное произнесение звуков, звукосочетаний и слов. У ребенка развивается речевой слух, совершенствуется артикуляция, произнесение звуков речи. Но ведь это только одна сторона усвоения языка. Речевое общение предполагает понимание речи. Именно в этом отношении малыш во втором полугодии первого года жизни добивается многого.

С ростом возможностей ребенка — с формированием у него восприятия предметов, движений, действий — растет и необходимость в более четком управлении его поведением. Конечно, что-то можно сообщить малышу интонацией голоса, мимикой, жестами — подозвать его, попросить приподняться, пресечь какое-то нежелательное действие. Однако без точного обозначения предметов, действий, разных свойств и качеств вещей невозможно дальше двигаться. В этот период развития ребенку необходимо передавать смысл слов.

Возраст ребенка от 9 до 12 месяцев

Слово для ребенка наконец приобретает смысл. К концу первого года жизни малыш владеет примерно 10 словами, состоящими преимущественно из одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя); у некоторых детей обнаруживаются слова, составленные даже из разных слогов (Ната, Таня, Катя). Среди них могут быть звукоподражательные (ав-ав, кс-кс), так называемые облегченные слова, образцы которых дает ему взрослый (би-би — машина, бо-бо — больно).

Ряд гласных и согласных звуков к этому времени произносится довольно ясно (а, о, у, м, б, п, г, к). Одно и то же слово может относиться к разным предметам, если малыш «открыл» в них что-то общее. Так, слово-звукосочетание ко может относиться и к кошке, и к одеялу, и к подушке, т. е. ко всему теплому и мягкому.

К концу года малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, нарисованных на картинках, некоторых действий.

Отдельно заметим, что развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Не стоит паниковать, если ваш малыш не демонстрирует те или иные показатели нормы. Однако обратить внимание на этапы развития речевой активности и на очередность этих стадий следует обязательно. Занимайтесь, больше разговаривайте с ребенком — и результат не заставит себя ждать.

Рекомендуемые игры для стимулирования активной речи у ребенка от рождения до года

Игра « Дразнилки » тренирует мышцы лица и учит малыша подражать мимике взрослого.

Игра « Телефон » стимулирует активную речь и звукоподражание с разной интонацией.

С помощью игры « Первые песенки » можно стимулировать гуление малыша, а в процессе игры « Первые слова » учить его первым лепетным словам.

Развитию как слухового, так и зрительного внимания ребенка, а также его мышления способствуют игры « Прятки ». « Что там? ».

Игра « Где мой носик? » привлекает внимание ребенка к звучанию собственного имени, игра « Моя семья » учит малыша узнавать членов семьи на фото.

Автор:
Смирнова Юлия Владимировна
Дефектолог-логопед

Календарь развития ребенка от рождения до 1 года

Наконец вы стали мамой и вы не можете налюбоваться вашим новорожденным ребенком. Он такой маленький на ваш взгляд, он ничего не понимает и только спит, кушает и опорожняется. Но со временем, ваш малыш начинает замечать вас и выделять ваш голос из всех остальных, потом ваша кроха подарит вам улыбку первый раз в своей жизни и вскорости вы услышите первое его лепетание. Развитие ребенка идет очень стремительно в первый год его жизни и вы должны ловить каждое мгновение. Каждый малыш индивидуален и развитие ребенка так же индивидуально. Некоторые развиваются быстрее, некоторые медленнее, но каждая мама должна знать ориентировочно правильное развитие своего сокровища в каждом возрасте и этот календарь развития ребенка поможет вам узнать об этом.

Ваш новорожденный практически все время спит и только просыпается на кормления и если что-то его беспокоит. К концу 4 недели малыш может подарить вам первую улыбку. Это будет еще его не осознанная улыбка, но для вас она запомнится и принесет радость. Подробнее »

Ваш малыш уже немного подрос и стал больше бодрствовать, чем в первый месяц его жизни. Он проводит вне сна приблизительно 15-20 мин в течении каждого часа днем и вы можете с ним пообщаться и услышать его новые отдельные звуки, по которым уже сможете отделять в чем он нуждается: когда у него болит животик, или что-то его беспокоит или он хочет покушать. Ваша кроха начинает немного контролировать свое тельце, становится более активным и начинает тянуть свои рученки в ротик. Подробнее »

За три месяца развитие отличается очень сильно от развития новорожденного ребенка. С каждым прожитым месяцем в течении года ваш малыш увеличивает свое бодрствование и спит меньше примерно 15 часов в сутки. У вас уже есть возможность играть с ним яркой игрушкой: водить ее на расстоянии 2 метра от него и малыш уже может начать следить взглядом за игрушкой при этом поворачивая голову. В течении третьего месяца малыш начинает искать глазами источник звука, например голоса, музыку и т.д. Подробнее »

Ваш малыш уже спить 10-11 часов ночью, хотя многие детки просыпаются ночью, чтобы подкрепиться, а днем он спит 3 раза. Кушает он по требованию, но уже реже –не меньше 6 раз в сутки. Малыш лежа на спине может поднимать свое головку, чтобы полюбоваться своими ножками. Также лежа на животике малыш опираясь на свои рученки может держать свою головку, так как в этом возрасте он уже достаточно хорошо может держать головку и крутить ею. Подробнее »

Ваш ребенок активен, любознателен, проявляет большой интерес к окружающим его предметам и людям. Переворачивается со спинки на бок, затем на животик, любит играть со своими ножками, подтягивая их ко рту. В этот период вы можете наблюдать у малыша повышенное слюноотделение. Слюнные железы работают настолько активно, что ребенок не успевает глотать слюну. У некоторых деток могут начинать резаться первые зубки. Подробнее »

Ваш ребенок самостоятельно садится, сидит с ровной спинкой без поддержки взрослых, делает попытки ползать. Теперь вы можете услышать: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией. В 6 месяцев самое время вводить в рацион малыша новые продукты. Перед тем как вводить прикорм, убедитесь, что ваш маленький гурман абсолютно здоров. Не стоит знакомить малыша с едой, если у него поднялась температура или кроха чихает. Подробнее »

Ваш ребенок много «говорит», повторяя одни и те же слоги, типа ба-ба-ба или ма-ма-ма , любит имитировать звуки, может подтягиваться и вставать в кроватке, держась за поручни. Он уже может вас покусывать во время кормления, так как у многих детей в этот период уже есть первые зубы. В этом возрасте уже можно дать крохе крупные цветные кубики, шары, первые коробочки-вкладыши или первые большие рамочки. Он уже понимает значение слов «можно» и «нельзя», так что сейчас самое время устанавливать правила и учить кроху их придерживаться. Это один из признаков правильного развития ребенка. Подробнее »

Ваш ребенок различает все больше предметов, его интересует все, что находится вокруг. Все что он находит постепенно оказывается у него во рту. В это время у ребенка интенсивно формируются и развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная общая моторика и моторика пальцев, и т.д. Он подражает взрослым и пытается делать так же: есть из ложки, пить из чашки, спать на подушке. Таким образом он приобщается к социальной культуре. Подробнее »

Ваш ребенок начинает понимать взаимосвязь между предметами: строить башню из 2 кубиков, ставить меньший предмет в больший. Он начинает исследовать все то, что его окружает. Он может открывать ящики и тумбочки и «наводить там порядки», дотянуться до разных предметов и стянуть их. Поэтому настало время всерьез позаботиться о его безопасности. Уберите все острые и колящие предметы, лекарственные препараты и другие небезопасные предметы в тех местах, куда может дотянуться ваш малыш. Подробнее »

Ваш ребенок ползает по квартире со скоростью метеора. Иногда во время ползания может отрывать коленки от пола и бегать на ручках и ножках. Пришло время позаботиться о приобретении обуви для малыша. От того, правильно ли будет подобрана обувь, будет зависеть правильное развитие стопы, походка и состояние позвоночника. Режим питания ребенка в 10 месяцев остается пятиразовым. Кормления производятся через каждые 4 часа. Подробнее »

ваш ребенок пытается копировать голоса птиц и животных, понимает многое из того, что говорят вокруг, много лепечет, меняя интонацию в зависимости от настроения. В этом возрасте у детей появляются первые обобщения в понимании речи. В 11 месяцев ребенок проявляет большой интерес к другим детям. Так же предпочитает своим игрушкам взрослые предметы. Подробнее »

Ваш ребенок уже может начать ходить. Двигательная активность ребенка сильно увеличивается, поэтому он уже не набирает вес так стремительно, как раньше. В 12 месяцев пассивный словарный запас ребенка все время растет. Что касается активной речи, то у разных детей по-разному. Одни могут совсем не говорить, а другие уже произносят до 5-8 слов. Подробнее »

Если вы нашли эту статью полезной, пожалуйста, поделитесь ней. Спасибо!

По месяцам

Поведение и развитие ребенка в 3 года. Двигательная активность, вес, рост, пропорции тела, нормы сна. Методики раннего развития, подвижные, сюжетно-ролевые и другие игры. Особенности кризиса 3 лет, коррекция поведения.

Как развивается и что должен уметь ребенок в 2 года. Оценка развития по «мюнхенской диагностике». Крупная и мелкая моторика, органы чувств и восприятие мира, формирование навыков личной гигиены, речь.

Что должен уметь ребенок в 5 лет. Развитие крупной и мелкой моторики. Особенности мышления: память, воображение, внимание, готовность к чтению и письму. Речевые навыки и причины дефектов речи.

Что должен уметь ребенок в 4 года. Как развивается крупная и мелкая моторика. Мыслительные процессы: воображение, память, внимание. Особенности интеллектуального и речевого развития.

Что должен уметь ребенок в 3 года. Как развивается крупная и мелкая моторика. Мыслительная деятельность: память, внимание, воображение. Коммуникативные и речевые навыки.

Какие навыки закрепляются и что должен уметь ребенок в 8 месяцев. Двигательная активность в положении лежа на животе и сидя, координация движения и равновесие, мелкая моторика. Коммуникация, психическое, речевое развитие.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев. Закрепление старых моторных навыков и формирование новых. Общение с близкими людьми, эмоциональное, психическое развитие. Совершенствование лепетной речи.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Как грудничок учится сидеть и ползать. Развитие мелкой моторики, речи, взаимодействие с миром и людьми, осмысление причинно-следственных связей между предметами и действиями.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев, его двигательная активность, крупная и мелкая моторика. Как грудничок исследует мир, мыслит, чувствует, общается с людьми.

Что должен уметь ребенок в 1 год. Развитие крупной и мелкой моторики; первые шаги с опорой и без поддержки. Психологический кризис первого года жизни. Коммуникативные, речевые навыки.

Как развивается и что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Развитие по мюнхенской функциональной диагностике. Основные моторные навыки, речь, мышление, память, эмоции, общение.

Что умеет ребенок в 1 месяц. Самостоятельное исследование навыков. Какие врожденные рефлексы можно наблюдать. Сигналы о помощи: крик, гримасы, поведение.

2013-2016. Портал для родителей «Все о детях».
Копирование материалов разрешено только с указанием активной гиперссылки на источник.

Проект интернет-издательства «Вебополис».

Источники: http://dar-baby.ru/content/article/1391, http://posle-rodov-mama.ru/razvitie-rebenka/ot-rozhdeniya-do-goda.html, http://kids365.ru/progress/physical/monthly/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Математика работа одаренными детьми в доу

Организация работы по ФЭМП с одаренными детьми в условиях далее...

Мелкая сыпь ребенка 2 года

Сыпь, ребенок 2 года Ребенок, мальчик, сейчас 2 года и далее...

Самокат для детей от 1 года

Добрый день, дорогие читатели блога! Сегодня хочу Вам рассказать, далее...

Любят дети 3 года

yellow blue bus 30 ноя 2013, далее...

Поделка ребенка пяти лет

Поделки из картона для детей 5 лет Опубликовано далее...

Сильная аллергия у ребенка чем лечить

Сильная аллергия: виды далее...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста парциальная программа

2-й Рощинский проезд,дом далее...

Популярные статьи