Главная » Развитие ребенка

Роль музыки развитии ребенка дошкольного возраста

РОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Ахмедханова Эльвира Магамедхановна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
студентка 2 курса факультета педагогического и художественного образования


Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о роли музыки в воспитании детей дошкольного возраста, особенно в развитии эмоциональной сферы психики личности ребенка.

THE ROLE OF MUSIC IN THE EDUCATION OF THE CHILD

Ahmadkhanova Elvira Muhamethanovna
The Mordovian state teacher training college of the name of M. E. Evseveva
2nd year student of the faculty of education and arts education


Abstract
This article is devoted to consideration of the role of music in the education of preschool children, especially in the development of the emotional sphere of the psyche of the child's personality.

Библиографическая ссылка на статью:
Ахмедханова Э.М. Роль музыки в воспитании ребенка // Студенческие научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/03/2396 (дата обращения: 13.10).

Музыка занимает важное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими
особенностями дошкольников.

Специфика музыки заключается в том, что ее называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов) [1]. Музыка при помощи звуковой ткани благотворно влияет на все сферы ребенка, но более всего на его эмоциональную сферу, так как в ее содержание в качестве обязательного компонента входят эмоции и настроения [2]. С положительными эмоциями дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно и т. д.

Рассматривая психологические особенности дошкольников, важно отметить, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С. Выготский) [3]. Поэтому желательно начать знакомство с эмоционально-образным содержанием музыки с более раннего возраста, так как первые шесть лет жизни ребенка – самые важные для становления и развития всех психологических качеств человека.

Эмоциональная сфера личности тесно связана с наглядно-образным мышлением, основой которого являются представления и образы (зрительные, слуховые, чувственные), а также все виды памяти (зрительная, слуховая, моторная, образная, ассоциативная). Наглядно-образное мышление помогает ребенку дать эмоциональную оценку каким-либо событиям, отражающимся в музыке. Для того чтобы наглядно-образное мышление проявилось полноценно, оно должно быть связано с абстрактным мышлением, играющим значительную роль в формировании музыкального опыта человека и являющимся опорой для развития наглядно-образного мышления.

Исходя из сказанного, основная задача педагога-музыканта в дошкольном учреждении – это приобщить детей к музыке с самых ранних лет [4]. Это не значит, что из ребенка необходимо сделать музыканта, а главное – научить дошкольника воспринимать музыку, оперировать музыкальными представлениями, накапливать музыкальные ассоциации, и в конечном итоге – развить музыкальные способности личности. Реализации данной задачи могут помочь музыкальные игры, пение и движения под музыку, слушание музыкальных произведений различных
отечественных и зарубежных авторов, игра на детских музыкальных инструментах.

Необходимо учитывать, что положительные результаты в музыкальной деятельности достигаются гораздо быстрее, если у ребенка есть интерес к музыке и желание заниматься данными видами деятельности. То есть важной задачей педагога-музыканта в дошкольном учреждении является формирование мотивационной сферы ребенка, позволяющей успешно заниматься музыкой.

На развитие данной сферы влияет, в первую очередь, выбор музыкального репертуара. Музыкальный репертуар, наиболее благоприятный для детского прослушивания, включает музыкальные произведения, которые мелодичны и отличаются легкостью звучания. Стоит избегать ярко выраженных ударных партий, могущих негативно влиять на детскую психику. Не стоит включать музыку громко – это травмирует нервную систему ребенка. Он становится нервным, капризным, нарушается сон, ухудшается аппетит. Не стоит позволять ребенку слушать музыку в наушниках, а также произведения, ориентированные на взрослую аудиторию: например, рок-музыку и его разновидности, клубную музыку, которую мы
часто можем услышать по радио, в общественном транспорте, по телевизору, – все это негативно воздействует на нервную систему дошкольника, что со временем способствует нарушению детской психики.

Ребенка нужно знакомить с музыкой, предназначенной именно для детской аудитории, имеющей определенный смысл, вызывающей у дошкольника
чувства и эмоции, доступные его возрастным особенностям: жалость, сочувствие, радость, сострадание и др. Ребенку пойдут на пользу посещения концертов живой классической музыки. Под музыку таких композиторов, как В. Моцарт, Л. Бетховен, А. Вивальди, П. Чайковский и др. у детей развивается музыкальный
вкус, интеллект и эмоциональная сфера личности.

Нельзя забывать и о роли семьи в музыкальном воспитании детей. Педагог-музыкант должен проводить с родителями беседы на эту тему и постоянно напоминать о роли музыки в культурном развитии их детей, о влиянии музыкальных произведений на ребенка. Педагог должен говорить, что первыми, кто может познакомить ребенка с миром музыки, является семья, и чем выше музыкальная культура в семье, тем более адекватно можно оценить развитие психики детей.

Музыка дает детям возможность проявить себя в творчестве, вырабатывает личные вкусы, помогающие не быть потерянными в современном мире.


Библиографический список
  1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. Наука, 2003. 379 с.
  2. Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы Первой Рос. науч.-практич. конф. 4–5 декабря 2000 г. г. Москва. М. Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. С.55–76.
  3. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. М. Педагогика, 1982–1984.
  4. Пархоменко М. В. Особенности проведения праздников и развлечений с детьми раннего возраста [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/619271.


Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи .

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Григорьева Анна Ивановна,

педагог дошкольного образования ДОУ Детский сад № 44 станицы Васюринской Динского района Краснодарского края.

Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева. [1]

Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является воспитание. Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни.

Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни ярко выражены - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей - позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей [2]. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы, формы культурного поведения, культурные способы мышления [3].

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

«Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [4].

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие - мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Важным определяющим фактором образовательной среды является педагог. От уровня и качества его подготовки во многом зависит успех образовательного процесса, в особенности для детей дошкольного возраста. В связи с этим современному педагогу, воспитателю необходимо понимать язык музыкального искусства, уметь раскрыть красоту музыки и ее своеобразие детям, пробуждая их самостоятельность и активность в разных видах музыкальной деятельности.

Существенным показателем развития учебно-воспитательного процесса является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, на основе которых возникают новые теоретические положения, дающие обоснование и направление для оптимальных педагогических действий [5].

Актуальным и значимым для современной музыкальной педагогики остается поиск действенных механизмов музыкального воспитания; разработка инновационных авторских методик музыкального образования и воспитания, а также глубокое осмысление состояния музыкального воспитания в России.

1. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности в двух томах. Т. 1: Психика и жизнь. Т. 2: Объективное изучение личности. Серия: Российские психологи: Петербургская научная школа. 1999.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тома. М. Педагогика 1979г.

3. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4.

4. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. - М. 1983.

5. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории// Дошкольное воспитание, 1998 № 2.

6. Радынова О.П. Катинене А.И. Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М. 1994.

7. Ростопшин П. Психология и педагогика. М. 2001.

8. Столяренко Л. Д. Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1999.

9. Теплов Б.М. « Психология музыкальных способностей » - М. 1978.

Поступила в редакцию 24.06 г.

[1] Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности в двух томах. Т. 1: Психика и жизнь. Т. 2: Объективное изучение личности. Серия: Российские психологи: Петербургская научная школа. 1999. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тома. М. Педагогика 1979г. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М. Педагогика, 1982.

[2] Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М. 1978.

[3] Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4.

[4] Радынова О.П. Катинене А.И. Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М. 1994

[5] Ростопшин П. Психология и педагогика. М. 2001.

Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка THE ROLE OF MUSIC IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF MORAL SENSES OF A CHILD Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • МУЗЫКА ,
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ,
  • НРАВСТВЕННОСТЬ ,
  • НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА ,
  • МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ,
  • ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ МУЗЫКИ ,
  • МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ ,
  • ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА ,
  • MUSIC ,
  • MUSICAL EDUCATION ,
  • MORALITY ,
  • MORAL SENTIMENTS ,
  • MUSIC AS A MEANS OF EMOTIONAL INFLUENCE ,
  • THE THERAPEUTIC EFFECT OF MUSIC ,
  • MUSIC AS A MEANS OF EMOTIONAL ADJUSTMENT ,
  • DEVELOPMENT OF MORAL SPHERES

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Шилова Наталья Евгеньевна

Раскрыта важная роль музыкального воспитания в развитии нравственно-эстетической сферы личности ребенка. Воспитывая нравственные чувства, мы закладываем основу для формирования его нравственного сознания, регулирования нравственного поведения в будущем. Также рассмотрен терапевтический эффект музыки музыка и музыкальное движение как средство эмоциональной коррекции.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Shilova Natalya Evgenievna

Musical education has a significant impact on the moral and aesthetic development of the child#39;s personality. Educating moral feelings, we are laying the groundwork for the formation of his/her moral consciousness, the regulation of ethical behavior in the future. Therapeutic effect of music is considered, music and musical activity are regarded as means of emotional adjustment.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Педагогическое образование в России , Шилова Наталья Евгеньевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Шилова Наталья Евгеньевна Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка // Педагогическое образование в России. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzyki-v-protsesse-vospitaniya-nravstvennyh-chuvstv-rebenka (дата обращения: 17.09).

Шилова Наталья Евгеньевна Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка Педагогическое образование в России (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzyki-v-protsesse-vospitaniya-nravstvennyh-chuvstv-rebenka (дата обращения: 17.09).

Шилова Наталья Евгеньевна (2013). Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка. Педагогическое образование в России URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzyki-v-protsesse-vospitaniya-nravstvennyh-chuvstv-rebenka (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Шилова Наталья Евгеньевна Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка // Педагогическое образование в России. 2013. №1 С.112-115.

Шилова Наталья Евгеньевна Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка Педагогическое образование в России (2013).

Шилова Наталья Евгеньевна (2013). Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка. Педагогическое образование в России

Источники: http://student.snauka.ru/2015/03/2396, http://jurnal.org/articles/2008/ped30.html, http://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzyki-v-protsesse-vospitaniya-nravstvennyh-chuvstv-rebenka

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

После батута болит спина у ребенка

Я понимаю, что это вопрос далее...

Раскраска животные леса детей

Раскраски для детей. Животные Познавательные раскраски далее...

Обучение детей отгадыванию загадок

Введение новых технологий при далее...

Развивающие игры для детей 5 лет математика

Развивающие игры для обучения детей далее...

Черные пятна на зубах у ребенка

На зубах черные пятна как лечить / далее...

Средство для купания младенцев bubchen

Средство для купания младенцев Bubchen Baby Bad далее...

У ребенка моче коричневые хлопья

Мутная моча с хлопьями -нехороший сигнал Симптомы далее...

Популярные статьи