Главная » Развитие ребенка

Роль сказки в социально личностном развитии детей

Роль сказки в социально-личностном развитии детей

Галина Иванова
Роль сказки в социально-личностном развитии детей

«Роль сказки в формировании социально - личностном развитии детей ».

«Сказка – ложь. да в ней намек, добрым молодцам урок.» Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка. которые во все времена использовали и педагоги и родители.

В связи с переходом на новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, при построении непосредственно - образовательной деятельности, для мотивации детей различных видах деятельности, в нашем ДО я использую различные виды сказок и сказок разных народов. В своей работе я часто использую сочинение детьми сказок из личного опыта. пересказ сказки по ролям. что способствует развить у ребенка умения войти в роль сказочного персонажа. проиграть свою роль передовая мимику. интонацию, характер сказочного героя. С помощью сказочного героя в сюрпризном моменте при проведении непосредственно - образовательной деятельности оживляется изучаемый материал, у ребенка проявляется более яркий интерес. Благодаря познавательным сказочным историям ребёнок во время проведения НОД из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно влияет на усвоение знаний детей по всем образовательным областям, а также в общем развитии ребёнка. ребенок учится сопереживать, приходить на помощь, оценивать поступки героев.

Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. помогающие лучше разобраться в содержании произведения, способствующие более полному проникновению в образный строй языка сказки. Вопросы должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, можно напомнить детям соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. Уточнить. Какая лиса в сказке«Лисичка-сестричка и серый волк». Хитрая, умная, жестокая. И только – то? – удивиться и зачитать отрывок, в котором рассказывается. как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса. Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так выяснив, понравилась ли сказка и. что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитировать фразу из текста, в которой заключена мораль сказки. «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет» ?» (сказка«Крылатый, мохнатый да масленый» ). Дети говорят, что бывает плохо. Предложить рассказать. что случилось с каждым из персонажей. Затем спросить. «Когда же так бывает?» Добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.

Таким образом, литературное произведение должно привлечь внимание ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект. помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами.

ГБОУ СОШ СП с. Белозерки д/c № 15 «Колобок»

Воспитатель Иванова Г. Н

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Сказка в воспитании и развитии ребенка» Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании и развитии ребенка является сказка. Ведь сказка не только развлекает, но и воспитывает.

Вечер развлечений в старшей группе. «В мире много сказок…» Цель: знать и называть знакомые сказки, узнавать героев, характеризовать их; раскрыть удивительный мир сказок. Оборудование: костюмы: сказочницы.

Консультация на тему:
Консультация для воспитателей на тему: «Роль сказки в социально-личностном развитии детей»

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. » Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги и родители.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему: «Роль сказки в социально-личностном развитии детей»

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. » Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги и родители.

Основной механизм воздействия сказки – через эмоциональное переживание. Помните и о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир - научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них более грамотна, логична, эмоциональна, более развит интеллект. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением.

Пересказ сказки по ролям, способствует развить у ребенка умения войти в роль сказочного персонажа, проиграть свою роль передовая мимику, интонацию, характер сказочного героя. Благодаря познавательным сказочным историям ребёнок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно влияет на усвоение знаний детей по всем образовательным областям, а также в общем развитии ребёнка, ребенок учится сопереживать, приходить на помощь, оценивать поступки героев.

Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, способствующие более полному проникновению в образный строй языка сказки. Вопросы должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, можно напомнить детям соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. Уточнить: Какая лиса в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»? Хитрая, умная, жестокая. И только – то? – удивиться и зачитать отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса. Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так выяснив, понравилась ли сказка и, что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитировать фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»? » (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Предложить рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спросить: «Когда же так бывает? » Добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.

По мнению Э. Берна, сказка, услышанная в детстве, может стать основой жизненного плана человека и определить его судьбу. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать, творить добро, а значит, станет более счастливым!

Таким образом, литературное произведение должно привлечь внимание ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры, содержащиеся в этом материале.

Консультация для воспитателей на тему: Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста .

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общег.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как.

Консультация для воспитателей на тему: «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

Подготовила и провела консультацию на тему: Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников для педагогов - воспитателей в своём коллективе 9 человек.

Консультация для воспитателей на тему: Роль дидактических игр в развитии ФЭМП дошкольников

Роль дидактических игр в развитии ФЭМП дошкольников.В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь вни.

Консультация для воспитателей на тему: Роль сказки в социально-личностном развитии детей

Выступление на педсовете.

Консультация для воспитателей на тему: «Роль воспитателя в обучении игре на детских музыкальных инструментах»

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

«Роль познавательных сказок в процессе умственного развития ребёнка»

На формирование мыслительных операций ребёнка большое внимание оказывают приобретаемые им математические, экологические, экономические и другие представления. Это необходимо для познания окружающего мира и для успешного обучения в школе.

С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Привлекая сказочные образы можно найти путь к эмоциональной сфере ребёнка. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая логически обосновывает свои действия.

Сказки учат добру и справедливости. Несмотря на свою простоту и незатейливый сюжет, сказки говорят о самом главном: о смысле жизни, борьбе добра и зла, им присуще нравственное начало.

Социально-личностное развитие одно из сложнейших направлений дошкольного образования. Общаясь ребёнок принимает нормы поведения среди сверстников, учиться тому как выходить из трудных ситуаций, познаёт границы дозволенного, учиться решать эмоциональные проблемы, узнаёт мир, узнаёт себя и окружающих. При слушании сказок социального характера дети узнают, что надо находить друзей, потому что одному бывает скучно, грустно (сказка «Как грузовичок друга искал»), надо быть вежливым и надо уметь общаться («Сказка о невоспитанном мышонке»).

Старшие дошкольники могут усваивать экономические представления. Этому способствуют познавательные сказки экономического характера. Дети познавая азы экономики в сказочной форме начинают понимать, что такое реклама, что такое деньги, что такое товар. Содержание сказок разворачивается в виде проблемной ситуации. При их решении у ребёнка развивается самостоятельность, логичность, оригинальность мышления. Можно использовать сказки: «Как муха и её семья чайную открыли» (Е. Терехова), «Как мужик на базаре корову продавал» (В. Колесникова).

В образовательном процессе важно использовать и экологические познавательные сказки. В этих сказках точно отмечены особенности многих животных, описываются национальные праздники и традиции. Данные сказки раскрывают главные понятия и законы экологии. Экологические сказки можно разделить на следующие виды: сказки - «рассказки», сказки- «почемучки», сказки- «катастрофы». В сказках- «рассказках» главные герои вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и другие). Встречаясь с ними дети узнают много нового о живой природе.

Для формирования математических представлений и развития познавательного интереса можно использовать занимательные проблемные ситуации. Это помогает соединить сказка. Можно использовать такие сказки: «Волшебный город» (Л. Пономарёва), «Приключения Единицы» (Н. Дильман), «Золушка» (Н. Малых).

Познавательную сказку можно использовать и в речевом развитии детей. Со старшими дошкольниками в логопедической работе можно использовать такие сказки как «Живые звуки», «Как Буква А всех подружила» (И. Тебенькова), «Как слуга Пётр за зельем ходил» (А. Кожевникова).

Применение сказок положительно влияет на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению.

Прежде чем приступить к рассказыванию нужно самим проработать текст: сделать анализ, выделить тему, подготовить наглядный материал. Перед рассказыванием надо настроить детей на слушание. Для этого можно использовать сюрпризный момент, появление персонажа. Сказки надо рассказывать регулярно. Именно рассказывать, а не читать. При этом эмоционально, выразительно и ярко. Не надо забывать про учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Познавательные сказки надо преподносить последовательно, учитывая усложнение материала. Для активации мыслительной деятельности можно применять разнообразные виды театра, иллюстрации и различные проблемные ситуации.

При рассказывании педагог выступает, как артист, как рассказчик и как режиссёр волшебного спектакля, в котором участвуют дети.

Благодаря познавательным сказочным историям ребёнок на занятиях из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно влияет на усвоение знаний детей, представлений об окружающем мире, а также общем развитии ребёнка.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/-rol-skazki-v-formirovani-socialno-lichnostnom-razviti-detei.html, http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/04/18/konsultatsiya-dlya-vospitateley-na-temu-rol-skazki-v, http://dohcolonoc.ru/cons/6739-rol-poznavatelnykh-skazok-v-protsesse-umstvennogo-razvitiya-rebjonka.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Поделки развития детей руками

Развитие творческих способностей ребенка с помощью поделок Все дети далее...

Учить алфавит для детей 3 лет

Как выучить с ребенком далее...

Руководство игрой среднем дошкольном возрасте

Главная Магазин готовых работ далее...

Загадки про морских животных для детей

Загадки про море Загадки про море далее...

Мочевая кислота в моче у ребенка комаровский

Оксалаты в моче Содержание солей, в том числе и оксалат далее...

Рвота ребенка без температуры чем кормить

Ребенка рвет без температуры: причины и лечение Рвота, понос без далее...

Ребенку 10 лет какое должно давление

Давление и пульс у ребенка 10 далее...

Популярные статьи