Главная » Развитие ребенка

Семья фактор психического развития ребенка

Факторы психического развития ребёнка: наследственность и среда

Факторы психического развития играют значимую роль в формировании личности. К данным факторам относят: наследственность, среду, обучение, воспитание, активность, игру и депривацию. Они действуют в комплексе, и на разных стадиях развития ребёнка имеют разные степени значимости. Факторы способны оказывать как благоприятное воздействие на становление личности, так и отрицательное. От того, насколько мы обладаем знанием о факторах психического развития, зависит эффективность правильного понимания поступков и действий человека. В настоящей статье рассмотрено два таких фактора: наследственность и среда.

Наследственность — способность организма повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития вряду поколений.

От родителей наследуются родовые признаки. К ним относятся особенности телосложения, цвет кожи, волос, глаз, строение лица, рук, наследственная патология, особенности темперамента и задатки способностей.

Иногда генотип диктует «пределы» выраженности признака. Так, например, воздействие наследственности на интеллект показывает, что гены отвечают за 50-70% разнообразия людей по уровню данного признака.

Существует вероятность заполучить от родителей и асоциальное поведение. Однако благоприятная среда может свести на нет врождённые особенности и существенно снизить данный риск. Генетические факторы влияют на развитие некоторых психических заболеваний (пример, шизофрения).

Не стоит забывать о том, что ребёнок вместе с генами наследует и задатки – потенциальные возможности развития. Они не являются готовыми способностями к определённому виду деятельности, однако дети, обладающие специальными задатками, достигают высоких результатов и развиваются быстрыми темпами. Такие задатки проявляются в раннем возрасте, если ребёнку предоставлены все условия.

Влияние наследственности хоть и велико, но и не бесконечно. Гены каждому человеку выпадают случайно и то, как они себя проявят, зависит от многих окружающих факторов, которые мы можем держать под контролем.

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные ценности. Благоприятной средой с географической точки зрения являются местности с обилием световых и водных ресурсов, флоры и фауны. Так происходит социализация биологических свойств человека.

Благоприятной социальной средой считается та, где идеи и ценности направлены на развитие творческой и инициативной личности. Социальные факторы в значительной степени определяют развитие ребёнка.

Существуют так называемые факторы преднамеренного воздействия на личность, например, строй и политика государства, школа, семья, культура и пр. Такие социальные факторы, как культура, искусство, средства массовой информации и т.д. дают человеку возможность развиваться. Заметьте, что это всего лишь возможность, и она не во всех случаях обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Особое место среди социальных факторов занимает воспитание. Оно и является источником формирования конкретных качеств личности и способностей. Воспитание оказывает влияние на качества личности, данные природой, внося в них новое содержание и адаптируя к конкретным социальным условиям.

Огромное влияние на развитие ребёнка оказывает домашняя среда. Семья определяет интересы, потребности, взгляды и ценности человека, семья создаёт определённые условия для развития задатков, в семье закладываются нравственные, моральные и социальные качества личности. Социальная и домашняя среда способны оказывать и негативное воздействие: скандалы, грубость, невежество.

Более высокий уровень психического развития ребёнка достигается там, где условия благоприятнее.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Чтобы получать все новые статьи, которые появляются на нашем сайте в течение недели, достаточно абсолютно бесплатно оформить подписку на наш журнал.

Рейтинг: #160; 0 #160;/#160; 5

Семья как важный фактор
психического развития ребёнка

Осипова Галина Владимировна,
воспитатель ГБДОУ№31, группа Звёздочки

1-слайд. Семья - маленький социум и самое близкое, самое важное в жизни каждого человека. И, как и где бы человек ни родился, семья – источник прошлого, настоящего и будущего. Ведь именно в семье зарождаются чувства безопасности, уверенности, взаимопонимания и любви, которые в дальнейшем сопровождают человека на протяжении всей его жизни. 2-слайд. Невроз:žНеврозы у детей могут возникнуть, если родители вовремя не справляются со своими личными проблемами и не поддерживают теплые взаимоотношения в семье, невнимательны к своим детям, и тем самым, у детей развиваются нервные напряжения Любовь: Считаю, что одно из необходимых и естественных условий семейного воспитания - любовь родителей к детям. Любовь разумная, сочетающая в себе доброжелательное общение, внимательное отношение к здоровым запросам, тактичную настойчивость в выработке полезных навыков и привычек. 3-слайд. Выделяется три типа неправильного воспитания:1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о хороших детях . Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.2. Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли кумира семьи , смысла жизни

4-слайд. Выделяются следующие стили родительского воспитания:1. Демократический.2. Контролирующий.3. Смешанный.Демократический -характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.При контролирующем стиле- воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают, присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.При смешанном стиле -воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией [1]. 5-слайд. Влияние родителей: три аспекта: А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;Б) авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. 6-слайд. Говоря о семье как о факторе психологического здоровья обязательно необходимо напомнить об условиях нормального психосоциального развития ребенка (спокойная и доброжелательная обстановка, постоянное присутствие родителей, внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка, беседы, игры, наблюдение и т.д.) Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье.
Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни. 7-слайд. Радуйтесь успехам ребёнка .

Не раздражайтесь в момент его временных неудач .Терпеливо. с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни. Ребёнок должен чувствовать ,что он любим.Необходимо исключить из общения окрики. грубые интонации.Создайте в семье атмосферу радости. любви и уважения.Удачи Вам!


Любовьрозы у детей могут возникнуть, если родители вовремя не справляются со своими личными проблемами и не поддерживают теплые взаимоотношения в семье, невнимательны к своим детям, и тем самым, у детей развиваются нервные напряжения

Добавить комментарий

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО АНЭКС и Экстернат.РФ

Сайты

Предпосылками или факторами, психического развития ребенка называют те обстоятельства развития, от которых и зависит уровень психического развития малыша. Человек это био-социальное существо, а значит, на его психическое развитие влияют такие факторы, как природный, биологический и социальный, то есть наследственность, условия его жизни, а также воспитание и обучение ребенка. Давайте рассмотрим каждый из них.

Биологический фактор психического развития ребенка это его наследственность, те способности, особенности нервной системы, которые он получает от родителей. Это также и общие для каждого человека физические признаки, строение речедвигательного аппарата, особенности строения головного мозга. Ребенок наследует биологическую потребность в тепле и пище, а также свойства нервной системы, определяющие высшую нервную деятельность и являющиеся фундаментом темперамента. Эти наследуемые особенности еще принято называть задатками, которые будут развиваться по мере взросления ребенка.

Некоторое влияние на развитие психики ребенка будет иметь и природная среда, окружающая малыша. Это вода и воздух, солнце и земное притяжение, а также особенности климата, растительности и электромагнитное поле. Но природа не определяет психическое развитие ребенка, а лишь косвенно влияет на него через социальную среду.

Гораздо сильнее на психическое развитие ребенка влияет социальный фактор. Ведь в раннем возрасте, между ребенком и родителями существует тесная психологическая привязанность, малыш нуждается в любви, уважении и признании. Но при этом ребенок еще не способен ориентироваться в межличностном общении, понимать конфликты между родителями, а значит, не может выразить свое отношение к происходящему. И если родители хотят, чтобы их малыш вырос психологически здоровым человеком, и умел адаптироваться в этом мире, родители просто обязаны строить отношения с ребенком в доброжелательной и радостной атмосфере. Ведь иногда малыш может чувствовать свою вину в конфликтах взрослых, чувствовать, что не оправдывает тех надежд, которые возлагали на него родители, и из-за этого часто может травмироваться его психика.

Социальная среда больше других влияет на психическое развитие ребенка, и важна не менее чем врожденные факторы, потому как формирование у ребенка системы норм и ценностей, а также самооценки ребенка, происходит внутри общества. Во многом этому способствует познавательное развитие детей, включающее в себя несколько этапов, от врожденных двигательных рефлексов, к стадии развития речи и к стадии развития мышления ребенка.

Факторы психического развития ребенка складываются из четырех основных условий, таких как нормальная работа головного мозга ребенка, без чего у ребенка обязательно будут наблюдаться отклонения в развитии. Вторым обязательным условием станет нормальное физическое развитие ребенка, а также полноценное развитие его нервных процессов. Сохранность органов чувств, обеспечивающих связь малыша с окружающим миром, являются третьим важным условием. А четвертым, не менее важным условием психического развития ребенка является его полноценное развитие, последовательность и систематичность его обучения, как в детском саду, школе, так и в семье. Лишь при выполнении всех условий ребенок будет развиваться полноценно в психологическом плане и вырастет здоровым и развитым человеком.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!

Источники: http://efamily.ru/articles/102/2266, http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/6401-q-q-sp-5146.html, http://www.ja-zdorov.ru/blog/faktory-psixicheskogo-razvitiya-rebenka/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Повышение ацетона в моче у ребенка

Ацетон в моче у ребёнка Каждый родитель внимательно далее...

Развивающие игры для детей 3 4 месяцев

Развивающие игры для детей от 3 до 6 месяцев Смотри далее...

Творческие конкурсы детей космос

Внимание!Уважаемые участники! Подведены итоги конкурса. Приглашаем принять участие далее...

Признаки аппендицита у детей 8 9 лет

Как проявляется аппендицит у детей? Если анализировать детскую медицину, то далее...

Вылечить сопли ребенка 1 5 года

Чем и как лечить далее...

Ребенка сопли болит голова

Болит голова при насморке Довольно часто при простудных далее...

Причины почему новорожденный не может покакать

Если месячный ребенок плохо далее...

Популярные статьи