Главная » Развитие ребенка

Семья фактор развития ребенка

Семья как фактор личностного развития ребёнка The family as a factor in personal development of the child Текст научной статьи по специальности Психология

  • СЕМЬЯ ,
  • ФУНКЦИИ СЕМЬИ ,
  • РОДИТЕЛЬСТВО ,
  • СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ,
  • ТИПЫ СЕМЬИ ,
  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ,
  • FAMILY ,
  • FAMILY TYPES ,
  • FUNCTIONS ,
  • FAMILY EDUCATION ,
  • PARENTING ,
  • THE DEVELOPMENT OF THE CHILD

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Аптикиева Ляйля Рахматулловна, Аптикиев Альберт Хуснутдинович, Бурсакова Марина Сергеевна

В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема становления личности ребёнка под влиянием семьи, её особенностей, типа, специфики взаимоотношений её членов. Рассмотрено само понятие семьи, её функции, виды; понятие «родительство», подходы к семейному воспитанию (психоаналитический, бихевиористский, гуманистический); выделены направления в исследовании семьи; типы семейного воспитания. Выявлены условия и показатели благополучности и неблагополучности семьи и их влияние на развитие личности ребёнка.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Aptikieva Lyaylya Rahmatullovna, Aptikiev Albert Husnutdinovich, Bursakova Marina Sergeevna

Оn the basis of theoretical analysis of the psychological and educational literature devoted to the problem of formation of the child under the influence of the family, its features, such as, the specific relationships of its members. We consider the concept of the family, its functions, types, the concept of parenting approach to family education (psychoanalytic, behaviorist, humanistic). The conditions and performance safely and dysfunctional family and their impact on the development of the child.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Вестник Оренбургского государственного университета , Аптикиева Ляйля Рахматулловна, Аптикиев Альберт Хуснутдинович, Бурсакова Марина Сергеевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Аптикиева Ляйля Рахматулловна, Аптикиев Альберт Хуснутдинович, Бурсакова Марина Сергеевна Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник ОГУ. 2014. №7 (168). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-faktor-lichnostnogo-razvitiya-rebyonka (дата обращения: 17.09).

Аптикиева Ляйля Рахматулловна et al. Семья как фактор личностного развития ребёнка Вестник Оренбургского государственного университета (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-faktor-lichnostnogo-razvitiya-rebyonka (дата обращения: 17.09).

Аптикиева Ляйля Рахматулловна, Аптикиев Альберт Хуснутдинович Бурсакова Марина Сергеевна (2014). Семья как фактор личностного развития ребёнка. Вестник Оренбургского государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-faktor-lichnostnogo-razvitiya-rebyonka (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Аптикиева Ляйля Рахматулловна, Аптикиев Альберт Хуснутдинович, Бурсакова Марина Сергеевна Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник ОГУ. 2014. №7 (168) С.185-190.

Аптикиева Ляйля Рахматулловна et al. Семья как фактор личностного развития ребёнка Вестник Оренбургского государственного университета (2014).

Аптикиева Ляйля Рахматулловна, Аптикиев Альберт Хуснутдинович Бурсакова Марина Сергеевна (2014). Семья как фактор личностного развития ребёнка. Вестник Оренбургского государственного университета

Цивилизованное общество не может существовать без смены поколений, единственным источником которых является семья. Все дети приходят в мир беспомощными и беззащитными. Их жизнь, здоровье и будущее до периода взросления целиком зависят от родителей. Важнейшими факторами влияния семьи на детей являются атмосфера кровно-родственных эмоциональных связей и близость между ее членами. Особую значимость они приобретают для детей дошкольного возраста. Взаимные глубинные чувства и отношения между ребенком и родителями, доверие к ним делают его особенно восприимчивым к их нравственным установкам и требованиям, определяют прочность воздействия семейного примера.

Многовековая практика человечества убедительно показывает следующее: сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуативных условиях. Именно в этом заключается семейная доминанта и ее генезис.

Дети, растущие в благополучных и полноценных семьях, имеют меньше валеологических и адаптационных проблем, связанных с посещением ДОУ, переходом в первый класс. Однако нарушение или отсутствие гармонизированных детско-родительских отношений как обязательное следствие влечет за собой ухудшение успеваемости и асоциальное поведение как способ компенсации недостатка признания и внимания со стороны взрослых. Так вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы деструктивного поведения и отношения к семье и ближайшему окружению. Здесь кроются истоки беспризорности, асоциальности и дезадаптации. Из выше изложенного следует, что проблема профилактики семейных отношений, в частности, в условиях детского образовательного учреждения, является в настоящее время актуальной, а ее приемлемое решение - востребованным.

Исследования педагогов, психологов, социологов, медиков, правоведов и других специалистов убедительно свидетельствуют о низкой семейно-правовой, психологической и медицинской составляющих культуры родителей, о необходимости специальной планомерной работы в этих направлениях, разъяснения родителям особенностей возрастного развития детей.

Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их адаптивное взаимодействие, нацеленное на позитивное формирование подрастающего поколения.

В связи с усложнением социальной и экономической обстановки в нашей стране резко увеличилась численность социальных и межличностных конфликтов, статистика фиксирует рост разводов и внебрачных детей, всплеск социального сиротства. Наука и практика отмечают разрушение традиционной структуры семьи, ее системы ценностей.

В связи с этим психолого-педагогическое просвещение родителей . осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность и решать комплекс профилактических задач:

- способствовать формированию у родителей соответствующих знаний и умений, в частности, желание использовать их в общении с детьми и в интересах собственного развития;
- создавать условия для оптимально сбалансированного психического развития детей на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в его становлении как дееспособной личности.

Помимо этого решаются задачи предупредительного характера, предотвращающие наступление нежелательных психических последствий в их развитии. Родители и педагоги ДОУ должны уметь наблюдать за каждым ребенком, своевременно замечать и корректировать негативные особенности его развития. Это позволит избежать последствий реадаптации и дезадаптации. Исходя из этого, считаются оправданными следующие формы сотрудничества с семьей:

- посещение семей с целью изучения внутрисемейных отношений и установления контакта с родителями;
- проведение Дней открытых дверей. которые знакомят родителей с традициями дошкольного учреждения, особенностями воспитательного процесса;
- консультирование родителей в рамках усвоения определенных знаний и умений в решении проблемных вопросов;
- организация семинаров-практикумов для начинающих родителей, наиболее нуждающихся в приобретении практических навыков воспитания детей;
- проведение родительских собраний (общих и групповых), на которых обсуждаются задачи воспитания детей, разбираются педагогические ситуации;
- организация родительских конференций с целью обмена опытом семейного воспитания.

Все эти мероприятия могут организовываться и проводиться как целевые, по отдельности, так и в оптимальных сочетаниях.

В заключение необходимо отметить следующее: несмотря на внедрение в последнее время новых перспективных форм сотрудничества ДОУ и семьи. которые предполагают активное включение родителей в педагогический процесс, чаще всего эта работа ведется по одному из традиционных направлений в форме педагогической пропаганды. К сожалению, семья при этом является лишь объектом частного, а не системного воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Л.А. Ястребова
(г.Армавир, Краснодарский край, Россия)

Среда как фактор развития

Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно. Наследственные и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Его ход во многом зависит от того, в какую среду, в какую систему условий жизни и взаимоотношений будет включена биологическая особь.

В понятие среда включается вся совокупность условий, в которых осуществляется развитие организма.
Среда включает в себя три составляющие: природную, материальную (или предметную) и социальную.
Природную среду составляют климат, растительность, географические условия. Природная среда оказывает косвенное влияние через образ жизни, труд взрослых. Известно, что игры детей, проживающих на разных континентах, отличаются.

Материальная среда представлена искусственным миром, создаваемым самим человеком — это бытовые предметы, образующие собой непосредственное окружение человека, строения, книги, произведения искусства и т. п. В ходе своего развития ребенок постепенно осваивает способы употребления этих вещей; предметы, находящиеся вокруг него, способствуют формированию представлений.

Но наибольшее значение для развития имеет социальная среда. Имеющиеся в науке факты доказывают, что вне человеческого общества младенец не может стать настоящим человеком, личностью.

В начале XX века индийский психолог Рид Сингх обнаружил в волчьей стае двух девочек: восьми и полутора лет. Младшая умерла через год, а старшая дожила до 17 лет. За 9 лет ее почти удалось отучить от волчьих повадок, но речью девочка по существу так и не овладела, с большим трудом она употребляла лишь около 40 слов.

История имеет примеры того, что при соответствующих условиях среды индивид может достичь высокого уровня развития.

Экспедиция французского ученого Ж. Веляра обнаружила в деревушке, затерянной в глубине лесов Центральной Америки, брошенную на произвол судьбы маленькую девочку, которую позже назвали Мари Ивон. Она принадлежала к племени гваякилов — самому отсталому на земном шаре. Девочку привезли в Париж и поместили в школу. В конечном итоге она превратилась в интеллигентную, высокообразованную, культурную женщину.

Социальная среда представляет собой взаимосвязь трех компонентов.

Макросреду составляет общество, определенные социально-экономические и социально-политические условия жизни. Ее воздействие осуществляется в основном через средства массовой информации, книги, установленные в обществе законы, правила, посредством требований и оценки морали и эстетики.

Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.

Микросреда — это социальная среда жизнедеятельности ребенка, с которой он непосредственно контактирует (семейное окружение, общество взрослых, группы сверстников в различных воспитательно-образовательных учреждениях и во дворе, где живет ребенок). Взаимодействие с этими элементами среды имеет исключительное значение для развития ребенка. От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут формироваться.

По мере взросления ребенок вступает в различные контактные группы.

Первая и очень значимая, особенно в первые годы жизни, микрогруппа, — это семья. Исследователями, в частности Е. В. Субботским1, замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется своеобразием семейного микроклимата: дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности, уважения к личности ребенка, имеют немало преимуществ перед детьми, живущими в более неблагоприятных условиях.

Современные исследования показывают, что, к сожалению, в семьях нарастают негативные тенденции. Например, американский психолог У. Бронфенбреннер (данные приведены из книги Л. Ф. Обуховой) указывает, что все чаще отмечается склонность к отчуждению в детско-родительских отношениях. В числе основных причин он выделяет следующие: занятость родителей, рост количества разводов, низкий уровень материального благосостояния и, напротив, достижения цивилизации (отдельные спальни, телевизоры в каждой комнате и т. п.). Аналогичные тенденции наметились и в нашем обществе. Это приводит к формализации контактов (сделал ли уроки, поел ли) и обеднению содержания общения между родителями и детьми.

Вместе с тем общение со взрослым имеет чрезвычайно важное значение для развития психики ребенка. Исследования Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной и многих других свидетельствуют, что недостаток общения с родителями, ограниченность микросреды — причины такого явления, как госпитализм.

Известно, что важным достижением младенчества считается появление потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты со взрослым. Но эта потребность не возникает или крайне запаздывает при госпитализме. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полудремотном состоянии, пассивно реагируют на внешние сигналы.

С расширением круга взаимоотношений, с поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его микросреду включается еще один взрослый — воспитатель. Характер взаимоотношений с ним, его оценка в значительной мере сказываются на становлении личности ребенка.

Кроме того, ребенок вступает во взаимодействие с детьми, то есть в микросреде начинает выделяться и система «ребенок—ребенок». Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др. отмечают существенное влияние общения ребенка со сверстниками на развитие его личности. Через отношение к нему сверстников формируется понимание, оценка самого себя, умение соотносить свои желания с интересами других людей.

Итак, в начале жизненного пути ребенок включен в диаду «дитя-мать (значимые взрослые)». Затем подключается система «ребенок-ребенок», которая закономерно изменяется в процессе развития (группа детского сада, школьный класс, внешкольный учебный коллектив, производственный коллектив). На определенном этапе развития, с созданием семьи происходит возвращение в рамки семейной среды, но уже в новом качестве — в качестве родителя. Такова вертикальная ось жизни человека.

Но движение личности по группам происходит и по горизонтали. В каждый момент жизни человек оказывается вовлеченным в сложную систему различных неконтактных и контактных общностей. Складывается уникальная ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер взаимоотношений и т. д.

Итак, среда, особенно социальная, оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. В разные годы жизни каждый из компонентов среды имеет неодинаковое значение. Однако влияние среды не абсолютно: ребенок не только испытывает воздействие, но и сам преобразует мир. Он взаимодействует со средой в процессе деятельности, как собственной, так и организуемой взрослым. Выражением взаимодействия является активность самого ребенка.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-faktor-lichnostnogo-razvitiya-rebyonka, http://doshkolniki.org/doshkolnaya-pedagogika/241-vzaimodejstvie-semyi-i-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-faktor-razvitiya-lichnosti-rebenka.html, http://psyera.ru/sreda-kak-faktor-razvitiya_7986.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Считалка детей 6 лет

Детские считалки Считалка — произносимый нараспев стишок, далее...

Моча месячного ребенка норма

Расшифровка анализа мочи у детей Анализ мочи, наряду с общим далее...

Что должен уметь ребенок в 8 лет

Что уже должен далее...

Выплаты ребенка 8 лет

Кто может получать пособие на ребенка до далее...

Ребенок 3 года кашель сопли

Длительный кашель и насморк у ребёнка Здравствуйте. Очень далее...

Ребенку 5 лет войне

Семья Давным-давно была война… Прошло 68 лет со дня Великой Победы далее...

Соответствие характеристик познавательной сферы дошкольника речь

Диагностика среднего дошкольного далее...

Популярные статьи