Главная » Развитие ребенка

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

Изменения в российском обществе привели к серьезным изменениям и в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения и принятие педагогической общественностью гуманистической педагогики. Эти условия накладывают огромную ответственность каждого педагогического коллектива за выбор вариативной программы обучения и ее адекватной реализации. О качестве образования, особенно когда речь идет о МДОУ, можно говорить только тогда, когда в образовательном процессе доминирует развивающее обучение.

Развитие ребенка - одна из ключевых целей деятельности нашего МДОУ. В рамках реализации данной цели мною разработан и внедрен проект Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста . (Приложение 1 )

Идея проекта - полноценное формирование ключевых компетенций детей младшего дошкольного возраста неразрывно связано с гармоничной последовательной организацией чувственных и двигательных центров нервной системы и анализаторов.

Новизной идеи является:
  • сопоставление закономерностей филогенетического и онтогенетического развития человека;
  • введение в систему работы понятия оптимального двигательного стереотипа, как комплекса движений, характеризуемого внешней и внутренней гармонией движений тела;
  • выстраивание образовательной деятельности с учетом базовых факторов развития, специфичных для развития ребенка.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно в дошкольном возрасте особое внимание уделить развитию восприятия.

Реализация проекта включила ряд этапов и мероприятий. Одним из этапов является внедрение сенсомоторных технологий в МДОУ, распространение педагогического опыта среди воспитателей детского сада. Наиболее эффективным мероприятием в рамках этих задач явился мастер - класс для воспитателей детского сада.

Предлагаю сценарий мастер - класса Эффективность применения сенсомоторной координации для развития детей младшего дошкольного возраста .

Эффективность применения сенсомоторной координации для развития детей младшего дошкольного возраста

Участники: воспитатели и педагоги МДОУ

Мастер: автор внедряемой технологии

Приветствие участников. Знакомство.

Обсуждение правил проведения мастер - класса

- Находись здесь и сейчас

- Говори что знаешь

- Делай что умеешь

- Позитивно относись к мнениям других

- Помни, что знать и уметь никому не вредно

Вопрос ко всем участникам мастер - класса:

Чего вы ожидаете от сегодняшнего мастер - класса? (высказывания участников)

Ребенок - абсолютная ценность, мера всех вещей! Ребенок индивидуален и неповторим! Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость проблемно рассматривать применение педагогических технологий. Особенно когда вопрос стоит о младшем дошкольном возрасте, ведь это первая ступень общего образования.

Сегодня нам предстоит рассмотреть требования к педагогическим технологиям, применяемым в работе с детьми 3 лет. Лишь тогда мы сможем объективно оценить эффективность и целесообразность применения технологии сенсомоторной координации в педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста. Предлагаю каждому высказать свое представление о ребенке 2-3 летнего возраста

Давайте обсудим, какие требования к педагогическим технологиям необходимо предъявить для создания условий полноценного развития ребенка?

При построении образовательного процесса важно соотнесение мнения его участников, а именно детей, воспитателей и родителей. Для этого предлагаю разбиться на три группы и в ходе обсуждения выработать единую точку зрения на вопрос Каковы требования, которые необходимо предъявлять к педагогическим технологиям?

Работа в группах. Участники делятся на группы: Дети , Воспитатели , Родители . Каждой группе предлагается набор выражений, касающихся условий развития детей. Необходимо выработать единую точку зрения на поставленный вопрос и выбрать из имеющихся выражений наиболее, по мнению группы, актуальные. Участникам дается 3 минуты на обсуждение. Итог работы каждой группы фиксируется на доске и представляется всем участникам.

Выработка единого мнения.

Каждая группа критически рассматривает точку зрения других групп. В ходе обсуждения вырабатывается единая точка зрения и фиксируется на доске.

Проигрывание сенсомоторной технологии. Игра Теремок

Участникам предлагается на себе испытать особенности влияния технологии сенсомоторной координации.

На полянке стоит Теремок. Каждому из участников раздается по одинаковому мешочку, в каждом из которых находятся: крупа, яблоко, малина, морковь, рыбий корм. Предлагается на ощупь и по запаху определить содержимое и решить для кого из героев сказки Теремок этот подарок. Далее необходимо отправится в волшебный лес и найти своего героя, вернуться к Теремку в роли своего героя и представиться (импровизация).

По итогу игры Мастер (ведущий) дает информацию об особенностях технологии сенсомоторной координации, комментирует проигранную ситуацию. Участники обмениваются мнениями о своих ощущениях от игры.

Участникам мастер-класса предлагается оценить предложенную технологию с позиции совместно выработанных требований. На обсуждение 1 минута. Результат обсуждения фиксируется на доске.

Предлагается обсудить итоги мастер-класса и ответить на вопрос Получили ли Вы то чего ожидали от сегодняшнего мастер-класса? (высказывания участников)

Мастер предлагает участникам методические разработки, которые они могут применить для построения педагогической работы в своих группах.

Участникам предлагается заполнить листы обратной связи.

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т.к. это время наиболее благоприятно для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

В нашей группе в уголке сенсомоторики представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют.

- игрушки для нанизывания (пирамидки, шнуровки.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень.

- игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме .

- игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

- игрушки сборно-разборные (стаканчики, бочонки, ). Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.

Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать.

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые дети получают через кожу: горячее – холодное, мягкое – твёрдое, сухое и мокрое и т.д. Тактильно – кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих играх. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Игры с водой –для ребёнка открывающего перед собой двери в мир неизведанного, вода- это удивительный объект познания. Она даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и представляет неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Все игры с водой так или иначе способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений. Игры с водой позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления.

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у детей повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определённых сенсорных эталонах; расширился словарный запас; приобрелись навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т.к. это время наиболее благоприятно для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире.

Похожие файлы

Сенсомоторное развитие детей 4-5 лет

Сенсорное развитие (от латинского чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. развиваются все виды восприятия, памяти, мышления, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности, речевой, в частности.

Актуальность моей работы по теме заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсомоторной сферы у детей дошкольного возраста способствует коррекции речевой деятельности, развитию интеллектуальных способностей.

Благодаря упражнениям и играм дети получают разнообразные сенсомоторные навыки, развивается внимательность, способность сосредоточиться, улучшается состояние лексики, грамматики, связной речи. Задания приносят детям радость. Работа должна проводиться регулярно, только тогда будет наибольший эффект от упражнений и заданий.

Одной из причин нарушений речи является плохое развитие мелкой и общей моторики. Учитывая важность проблемы, я решила проводить более углубленную работу по развитию мелкой и общей моторики, координации движений. Успех работы во многом зависит от взаимодействия, преемственности, заинтересованности всех педагогов и родителей.

Поставила перед собой следующие задачи:

  • Разработать систему работы по формированию сенсомоторной сферы у детей 4-5 лет;
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Развивать точность и координацию движений;
  • Совершенствовать все это, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, восприятие, представления, память, речь детей.

Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, то они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи ребенка.

Младший и средний дошкольный возраст – это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Устранив пробелы в сенсомоторном уровне, можно активизировать речь детей. Материал подбирается разнообразный. Необходимо сформировать устойчивый интерес к образовательному процессу. Произведения устного народного творчества – важная составляющая часть работы. Язык произведений лаконичный, красочный. Произведения детского фольклора помогают организовывать работу по координации движений. Естественно применение в работе здоровьесберегающих мероприятий. Для решения задач разработала перспективное планирование по сенсомоторному развитию детей 4-5 лет, консультационный материал по взаимодействию с семьями воспитанников. В марте было организовано и проведено занятие с приглашением родителей. Систематическая целенаправленная работа приносит результаты. Весь практический материал собран в папках. Родители имеют возможность видеть, чем занимались дети в ходе образовательного процесса. Считаю, что такая постановка вопроса себя оправдывает. Я всегда могу отчитаться о проделанной работе.

Мне нравится работать по этой теме. Очень радует следующее:

  • Устойчивый интерес детей;
  • Положительный эмоциональный фон;
  • Заинтересованность родителей;
  • Положительные результаты работы.

Практика показывает, что необходимо искать пути повышения результативности познавательной деятельности дошкольников, изменяя формы и содержание работы, учитывая развивающий характер и разнообразие методических приемов.

В настоящее время я продолжаю работу по совершенствованию предметно-развивающей среды для организации образовательного процесса.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/551848/, http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/siensomotornoie-razvitiie-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta, http://dohcolonoc.ru/stati/10984-sensomotornoe-razvitie-detej.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Характеристика дошкольника суда образец

Журнал → Характеристика ребенка далее...

Советы детей 2 3 лет

Как развивать речь у детей 2-3 лет Среди родителей распространено далее...

Уроки чтения видео для ребенка 5 лет

Учимся читать по слогам На сегодняшний день, отправляясь в первый далее...

Ребенок 2 года постоянно

9 ноя 2010, 14:30 Девочки, мой старший далее...

Отчет по одаренным детям по английскому языку

Отчет о работе с одаренными детьми (2013-2014уч.год) ГУ далее...

Игры для детей 10 лет на выпускной

Конкурсы, игры и развлечения далее...

Ребенка изо рта пахнет соплями

Запах изо рта далее...

Популярные статьи