Главная » Развитие ребенка

Социально личностное развитие ребенка игровой деятельности

Статья (младшая группа) по теме:
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Социализация – процесс усвоения ребенком образцов поведения, социальных норм и правил, ценностных представлений, умений и навыков, позволяющих ему успешно действовать в обществе.

Основной целью является формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации дошкольников в обществе.

Создавая условия для формирования у детей положительного самоощущения, чувства собственного достоинства – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят: позволяет воспитателю заботится об эмоциональном благополучии детей (поддерживая, подбадривая, помогая поверить в свои силы и возможности). Уважая и ценя детей независимо от их достижений, достоинств и недостатков, устанавливая доверительные отношения – способствует развитию у детей чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей.

Вхождение ребенка в современный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Именно сюжетно – ролевая игра вливает в духовный мир ребенка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонек пытливости и любознательности.

В играх среднего дошкольного возраста проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему.

Основы социально – личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развитии личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально – личностного развития детей с дошкольного детства. Основная наша цель – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

А.В. Герасимова, воспитатель МБОУ СОШ № 6 д/с «Светлячок»

Методы личностного развития дошкольников.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

  • развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  • формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
  • приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
  • развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Основная цель педагогов– помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

  • сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
  • перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
  • систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
  • коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из педагогов, педагога-психолога, музыкальных руководителей. Педагог формирует у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием музыки. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой ОУ используются родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

Социализация через игру

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в дочки-матери

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, примеряет на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Другие социальные факторы развития ребенка

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.

Педагог должен помочь ребенку усвоить сложившиеся этические нормы и правила поведения, сформировать гуманное отношение к окружающим людям, к природе.

Страницы сайта

Зонды постановочные

Социально-личностное развитие дошкольников с ОНР II-III уровня в игровой деятельности

В современных социальных условиях российского общества количество детей с речевой патологией значительно возросло, особенно детей с ОНР, которые составляют более половины детей, посещающих коррекционные детские сады. На данный момент особенности речевого развития дошкольников с ОНР и коррекция нарушений при данной патологии речи достаточно широко изучены, но социально-личностный аспект недостаточно разработан в коррекционной педагогике.

Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР являются негативизм, снижение наблюдательности, мотивации, самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, затруднения в общении с окружающими.

При общении со взрослыми и со сверстниками у детей с ОНР наблюдается эмоциональная закрытость, либо, наоборот, повышенная общительность, граничащая с несоблюдением этических норм общения ребенка и взрослого. Часто наблюдается нежелание либо неумение пользоваться предложенной помощью, невозможность самоконтроля при выполнении сложных заданий, т.е. таких особенностей, которые характерны для эмоционально «незрелых» волевых качеств детей[3].

Проведенные наблюдения за деятельностью и играми дошкольников с ОНР показали, что многие дети выражают желание к коммуникативной деятельности, но не умеют ее проявлять. Чаще всего возникает зрительный контакт, речевое взаимодействие наблюдается значительно реже. Они играют вместе, но при этом каждый играет самостоятельно. В игре, когда необходимо, например, вместе строить одну композицию, такие дети все равно строят каждый свою самостоятельно. Взаимодействие в игре у данной группы детей эпизодическое, они редко обсуждают игровые действия, и только время от времени обмениваются репликами: «Смотри!», «Дай мне кубик» и т.п. При этом они игнорируют игровые действия партнера, интересуясь только своей игрой.

Некоторые дошкольники с ОНР отказываются от какого-либо взаимодействия в игре, могут быть агрессивно настроены по отношению к сверстникам, либо просто не воспринимают его как игрового партнера. Такие дети обращаются только к взрослому, в коллективных играх выполняют только пассивную роль.
Таким образом, особенности личностной сферы дошкольников с ОНР заключаются в несформированности вербализации своего эмоционального состояния, в отсутствие навыков распознавать эмоции других людей, в нарушении игрового коммуникативного воздействия. У дошкольников с ОНР не сформированы самостоятельность, активность, воображение, они не умеют планировать игровые действия.

Игровые приемы и средства являются одним из способов всестороннего развития старших дошкольников. Продуктивность коррекции речи при использовании игровых приемов и средств возрастает, это обусловлено тем, что именно в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Именно игровые приемы и средства успешнее всего реализует развитие речевых, физических, умственных, нравственных и эстетических форм.

В своей работе я использую игровые приемы для развития речевой и социально-личностной сферы дошкольников с ОНР. В основу данной методики положены также методические рекомендации по коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [2]. Также в методике коррекционного обучения дошкольников с ОНР использовались игровые приемы, основанные на предметной деятельности. Для организации игр использую такие наборы, как «Стройкайе», кубики «Мякиши», «Кубики-конструкторы Eichhorn».

На первом периоде обучения включаю простые игры, направленные на формирование речевого высказывания, закрепление произношения основных звуков, изученных лексико-грамматических правил. Кроме того, игры направлены на развитие мелкой моторики, памяти, внимания и мышления, личностных свойств детей.
Во второй период обучения игры несколько усложняются, от детей требуется уже более активная речевая деятельность. Также продолжается развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, личностных качеств.

На третьем этапе вводятся игры творческого характера, детям предоставляется свобода выбора, также игры направлены на развитие монологической и диалогической речи, формированию самооценки детей, умению работать в команде и взаимодействовать друг с другом.
Ниже представлены примеры игр.

Игра «Кто быстрее построит?»
Цель: развитие диалогической речи, наглядно-образного мышления, умения работать в команде.
Материал: Стройкайе
Ход игры. Играют две команды. В каждой команде по 4 человека. Дается задание, например: выложить ряд из 8 уголков с чередованием цветов, начиная с линии, обозначенной воспитателем и по его команде (например, «Один, два, три!»). При этом выкладывать должен только один человек, говоря остальным, что ему нужно принести.

Игра «Строй, как я».
Цель: развитие диалогической речи, знания основных форм и цветов, наглядно-образного мышления, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.
Материал: «Кубики-конструкторы Eichhorn»
Ход игры. Играют двое. Первый игрок берет любой элемент (кроме выше упомянутых) и устанавливает его на полу. Второй игрок берет элемент той же формы, того же цвета и устанавливает его в том же положении на некотором расстоянии. Так по очереди они строят – первый свою авторскую композицию, а второй – ее копирует. Если второй игрок ошибется, то он проиграл. Если не ошибется - он выиграл и меняется ролями с первым игроком.

Игра «Помоги другу»
Цель: развитие мелкой моторки, диалогической речи, знания основных цветов, формирование правильной самооценки, взаимодействия с партнером.
Игровой материал: цветные колечки.
Ход игры: Двое детей строят узор из колец, при этом один ребенок должен говорить второму, какого цвета кольцо ему подать. После того, как оба узора построены, каждый из детей оценивает свой узор и узор второго ребенка.

Игра «Кто быстрее построит?»
Цель: развитие диалогической речи, наглядно-образного мышления, умения работать в команде.
Материал: кубики Мякиши.
Ход игры. Играют две команды. В каждой команде по 4 человека. Даётся задание, например: выложить ряд из 8 уголков с чередованием цветов, начиная с линии, обозначенной воспитателем и по его команде (например, «Один, два, три!»). При этом выкладывать должен только один человек, говоря остальным, что ему нужно принести.

Список литературы:
1. Глухое В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. – М. 1985.
2. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М. Альфа, 1993.
3. Щипицина Л.М. Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1993. – № 4.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

Источники: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/03/12/sotsialno-lichnostnoe-razvitie-detey-doshkolnogo, http://10detsadik.ru/metodiki/lichnostnye.html, http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/242-sotcialno-lichnostnoe-razvitie-doshkolnikov-s-onr.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Методики детей нарушением развития

Становление речи у далее...

Ребенок срыгивает творожком через час после кормления

Почему ребенок часто срыгивает далее...

Правила ухода за новорожденным мальчиком

Уход за новорожденным мальчиком: далее...

Сыпь на щечках у месячного ребенка

Журнал → Красная сыпь на лице далее...

Аллергия на молочные продукты у ребенка

Советы доктора Аллергия на белок коровьего молока — наиболее далее...

Спорт детей 10 лет

В 10 лет у большинства детей начинается переходный далее...

Формирование речи ребенка через игру

Развитие речи ребенка 2 года Развитие речи далее...

Популярные статьи