Главная » Развитие ребенка

Способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка

MED24INfO

Личностные качества современного воспитателя


Как и любая профессиональная деятельность, педагогическая практика предъявляет специфические требования к личности, осуществляющей ее. Будем изначально исходить из того факта, что человек сознательно сделал свой профессиональный выбор и имеет предрасположенность к педагогической деятельности.
К настоящему моменту в отечественной и зарубежной науке проведено достаточно большое количество исследований, касающихся изучения профессиональных и личностных качеств педагогов-профессионалов. Но главное качество, с нашей точки зрения, -- то, которое нельзя измерить «тестовыми батареями», — это любовь к детям! Как нельзя лучше данное положение отражено в одной из заповедей Ш.А. Амонашвили: «Если хотите развить в себе Божий дар педагога — любите ребенка!».
Педагогическая деятельность предъявляет некоторые требования личности педагога. Эти требования относятся к:
  • системе знаний, умений и навыков;
  • способностям;
  • сфере общения.

Психологические требования к личности педагога
Обобщая исследования в области педагогической психологии, Р.С. Немов предлагает следующую систему психологических требований к личности педагога.
Таблица 1


Любовь к детям
Любовь к педагогической деятельности Наличие специальных знаний в той или иной области науки
Педагогическая интуиция Высокоразвитый интеллект
Высокий уровень общей культуры и нравственности Профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания


Общительность Артистичность Хороший вкус и т.д.


Умение общаться с окружающими на правовой и демократической основе, предполагающее способность принимать как должное наличие разнообразных точек зрения, с одной стороны, и отказ от диктата и насилия в любых его проявлениях — с другой
Приоритет интересов личности над интересами общества Профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера
Предприимчивость и деловитость
Умение четко и грамотно излагать свои мысли устно и письменно
Умение слушать других
Независимость
Г рамотность
Инициативность и т.д.


Предпочтение той или иной профессии обусловлено наличием некоторых личностных качеств. В.А. Титов выделяет семь таких качеств.

Широкова Г.А. “Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей” - 5 -
Таблица 2
Личностные качества педагога


Характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения; комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание


Способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать. Педагогическая эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Эмпатия способствует сближению людей в общении, доводит его до уровня доверительного, интимного


Чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкости поведения и воспитательных воздействий — таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе


Проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние


Глубокая вера педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы


Культура
профессионального
общения


Понимание детей и окружающих взрослых, уважение к ним, создание положительного микроклимата


Самоанализ и оценка полученных результатов, соотношение их с поставленной целью; анализ причин успехов и неудач для последующего изменения процесса воспитания и обучения с целью достижения лучших результатов


Необходимо отметить, что одним из важнейших качеств, которое занимает главенствующее место в системе личностных качеств любого профессионала в сфере образования, является ответственность за свои действия, поступки и слова. Каждый педагог должен тщательно продумывать выстраиваемую им систему взаимодействия с детьми и другими взрослыми, не оставаться равнодушным к жестокости и бездушию.

3.4. Профессиональные умения и личностные качества педагога

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:

педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родитель», «педагог — коллеги»;

педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.


706. Способность выполнять движения с большей амплитудой называется:
гибкостью

707. Способность запомнить музыкальное произведение, воспроизвести его мелодию по памяти называется:
музыкально-слуховым представлением

708. Способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом называется педагогической(-им):
зоркостью

709. Способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени называется:
абсолютной силой

710. Способность ребенка к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни и деятельности ребенка, называется:
креативностью

711. Способность сравнивать свои действия (и слова) с тем, чему его обучают, называют:
самоконтролем

712. Способность управлять своими действиями, контролировать их называется:
произвольностью

713. Способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности называется:
выносливостью

714. Способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь называется:
эмпатией

715. Способность человека осуществлять движения с определенной скоростью называется:
быстротой

716. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений называется:
силой

717. Способность эмоционально воспринимать музыку, которая проявляется в любви к слушанию музыки, в узнавании музыкального произведения, в чувствительности к точности интонации, называется:
ладовым чувством

718. Способы увеличения интервала или дистанции строя называются:
размыканием

719. Спутником Земли является:
Луна

720. Среди невербальных форм предъявления педагогического требования, выжидательная позиция педагога, выражаемая в непродолжительной приостановке речи, называется:
паузой

Источники: http://www.med24info.com/books/deti-i-vzroslye-psihologiya-obscheniya-dlya-vospitateley/lichnostnye-kachestva-sovremennogo-vospitatelya-9922.html, http://pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-24.shtml, http://oltest.ru/tests/vospitanie_i_obuchenie/teorii_i_tehnologii_doshkolnogo_obrazovaniya/voprosy/48/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Особенности восприятия детей нарушениями слуха

В рамках вопроса использования ИТ в далее...

Автокресло для детей от 3 лет

Автокресло от 3 лет В далее...

Игры задачи детей 5 6 лет

Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют далее...

Кормление 4 месячного ребенка

Журнал → Меню четырехмесячного ребенка В этой статье далее...

Формирование взаимоотношений детей в сюжетно ролевой игре

Статья (старшая группа) на тему: Статья:Формирование взаимоотношений далее...

Логопедические упражнения детей 5 лет

LiveInternet LiveInternet Логопедические упражнения для языка для детей, в картинках Логопедические далее...

Боли животе пупка ребенка

У ребенка болит живот: что можно дать? Когда плачет маленький далее...

Популярные статьи