Главная » Развитие ребенка

Уровни развития музыкальных способностей детей

Диагностика музыкальных способностей детей

В учебном пособии обобщен психолого-педагогический опыт, и предста­влена авторская позиция по изучению уровня развития музыкальных способностей детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возра­ста. Дано обоснование формирования общих и музыкальных способностей, раскрываются практические рекомендации по построению и применению системы музыкально-диагностических методов (комплекс тестов) по изме­рению уровня развития музыкальных способностей ребенка.

Учебное пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающимся по специальности «Музыкальное образование», музы­кальным руководителям ДОУ, учителям музыки общеобразовательных школ, педагогам детских школ искусств, ведущим практику музыкально­-эстетического воспитания в системе дополнительного образования.

Оглавление:
Введение
Глава 1. О соотношении общих и музыкальных способностей
1. Врожденные предпосылки музыкальных способностей
2. Психологические механизмы музыкальности
3. О существенных признаках музыкальных способностей
Глава 2. Структура музыкальных способностей личности
Глава 3. Принципы построения диагностики музыкальных способностей детей
1. Определение объекта измерения
2. Определение метода измерения музыкальности
3. Анализ метода
4. Анализ диагностических данных
5. Педагогическая валидиость диагностического исследования
6. Этика диагноста
Глава 4. Методы диагностики музыкальных способностей
1. Диагностика чувства темпа и метроритма
2. Диагностика звуковысоткого чувства (ладо-регистрового мелодического и гармонического слуха)
3. Диагностика чувства тембра
4. Диагностика динамического чувства
5. Диагностика чувства музыкальной формы
6. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
7. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей
8. Диагностика мотивационного компонента музыкально-эстетических вкусов старших школьников
Заключение
Словарь терминов
Рекомендуемая литература
Приложения

Общий уровень музыкальных способностей

Данный пакет тестов предназначен для индивидуального прослушивания детей, поступающих в 1-й класс. Система тестовых заданий учитывает особенности 6-и летнего возраста и состоит преимущественно из заданий игрового характера. Это позволяет снять психологический зажим, установить непринужденные отношения между педагогом и ребенком.

В ходе прослушивания определяется уровень развития важнейших компонентов музыкальности: звуковысотный и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, эмоционально-творческий потенциал, состояние вокального аппарата, диапазон голоса. Преподаватель, проводящий прослушивание оценивает каждое задание по пятибалльной шкале; баллы затем суммируются.

Тестовые задания

1. Исполнение песни

Ребенку предлагается спеть любую песню, которую он знает.

5 баллов – интонационно и ритмически точное исполнение без сопровождения
4 балла – исполнение без сопровождения с некоторыми неточностями
3 балла – ребенок не может исполнить песню самостоятельно, однако при поддержке с инструментом поет достаточно точно.
2 балла – ребенок исполняет песню при поддержке инструмента с большим количеством неточностей.
1 балл – отсутствие вокального звука, ребенок произносит песню нараспев, как мелодекламацию.

Задание позволяет определить особенности интонирования, ощущение тональности, дает представление об уровне общего музыкального развития.

2. Упражнение «Киска»

Ребенку предлагается «помяукать, как киска» в разных настроениях: спокойная, напуганная, разозлившаяся и т.п.

5 баллов – артистичное исполнение трех и более характеров, интонационно адекватная реализация заданных характеров.
4 балла – исполнение двух интонационно различных мотивов в заданных характерах.
3 балла – ребенок воспроизводит одно и то же нисходящее интонационное движение (секунда или терция) на разной высоте.
2 балла – ребенок воспроизводит единственное нисходящее интонационное движение (секунда или терция) на одной и той же высоте.
1 балл – отсутствие интонационного выражения характера.

Упражнение позволяет выявить уровень творческого музыкального мышления, артистичность, динамические возможности голоса.

3. Упражнение с мячом

Для данного упражнения используется мягкая игрушка «музыкальный мяч». Педагог предлагает ребенку поиграть в музыкальный мяч. Игра состоит в том, что педагог и ребенок импровизируют по очереди мелодические фразы. Тот, у кого в руках находится мяч поет любой мотив и затем передает мяч другому.

5 баллов – ребенок импровизирует интонационно развернутые оригинальные мелодии, сохраняя тональность и метроритмический стиль, заданный педагогом.
4 балла – ребенок импровизирует самостоятельные мелодии, в которых отсутствует четкая тональная и метроритмическая организация.
3 балла – ребенок полностью повторяет мотивы, исполненные педагогом.
2 балла – ребенок повторяет мотивы, исполненные педагогом в упрощенном виде.
1 балл – ребенок отвечает на вокальные реплики педагога односложными (1-2 звука) мотивами, либо, также возможны отсутствие вокального звука, мелодекламация.

Упражнение позволяет также определить особенности интонирования, ощущение тональности, метро-ритмическое чувство, дает представление о вокально-интонационном опыте, объеме музыкальной памяти.

4. Исполнение вокальной попевки

В данном задании ребенку предлагается спеть простую попевку на основе поступенного нисходящего движения с помощью аккомпанемента на фортепиано. С помощью транспонирования определяется вокальный диапазон и примарная зона. Данные фиксируются

5 баллов – чистое интонирование в диапазоне больше октавы.
4 балла – чистое интонирование в диапазоне октавы.
3 балла – чистое интонирование в диапазоне квинты.
2 балла – затрудненное интонирование в диапазоне квинты.
1 балл – интонирование в пределах 2-3 звуков.

5. Движение в характере

При выполнении этого тестового задания ребенку предлагается подвигаться под музыку. В зависимости от индивидуального опыта ребенка это может быть танцевальная импровизация, «свободное дирижирование», игра с куклами, другие виды движений. В случае двигательной зажатости, ребенка просят сказать словами, какие движения можно исполнить под звучащую музыку. На фортепиано исполняются контрастные по характеру 2-3 фрагмента (например, из «Детского альбома» П.И.Чайковского)

5 баллов – движение в такт, передающее настроение, характер музыки.
4 балла – движение, передающее настроение, характер музыки, однако выбивающееся из ритма.
3 балла – движение в такт, не передающее настроение, характер музыки.
2 балла – правильная словесная характеристика возможных движений.
1 балл – затруднения при определении характера движений словами.

Задание позволяет распознать чувство ритма, уровень эмоционально-образного восприятия музыки.

6. Сколько звуков?

В этом задании ребенку предлагается на слух определить количество звуков, одновременно исполняемых на фортепиано.

5 баллов – правильное определение 1, 2, 3 звуков в произвольном чередовании.
4 балла – правильное определение 1, 2, звуков в произвольном чередовании, 3 звуков при помощи учителя.
3 балла – правильное определение 1, 2, звуков в произвольном чередовании.
2 балла – правильное определение 1, 2, звуков при помощи учителя.
1 балл – затруднения при определении количества звуков.

Задание позволяет выявить уровень развития гармонического слуха.

7. Ритмическое эхо

Ребенку предлагается повторить за учителем ритм – прохлопать определенный ритмический рисунок.

5 баллов – правильное повторение развернутого построения с разнообразным ритмическим рисунком.
4 балла – правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей, восьмых, пунктирного ритма в неповторяющемся ритмическом рисунке.
3 балла – правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей, восьмых, пунктирного ритма в повторяющемся ритмическом рисунке.
2 балла – правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей, восьмых, в неповторяющемся ритмическом рисунке.
1 балл – правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей и восьмых в повторяющемся ритмическом рисунке.

Задание позволяет выявить уровень развития чувства ритма и ритмической памяти.

Материал по теме:

Диагностика развития музыкальной культуры ребенка. Три варианта методики, направленной на выявление духовных образований

Фрагмент текста работы

Обзор содержания методик диагностики музыкальных способностей детей

« Диагностика развития музыкальной культуры ребенка» А.В.Школяр

  • Цель: выявление музыкального опыта ребенка; степени причастности личности к духовным образованиям

Задачи: 1. выявить наличие музыкальной культуры у детей; 2. выяснить понимание музыки ребенком; 3. выявить предпочтения в музыке у детей;

Три варианта методики, направленной на выявление духовных образований:

  • 1. Встреча с музыкой на занятии (главное – значимый мотив обращения к тем или иным произведениям).
  • 2. Музыка для домашней фонотеки (Музыка для домашней фонотеки – связана с воображаемой ситуацией).
  • 3. Музыка для друзей (связана с выявлением у детей предпочитаемой музыки, но в той ситуации, когда надо составить программу музыкального вечера).
  • Дополнением является небольшая беседа с каждым ребенком. В исследовании музыкального опыта ребенка необходимы данные о наличии у детей определенных навыков музыкального исполнительства. Главное выяснить мотив – вызывает ли такая деятельность у ребенка интерес, увлеченность.

Основные компоненты музыкальной культуры

Основные критерии наличия музыкального опыта:

  • Критерии оценки:
  • 1. Степень внутренней открытости детей для постижения незнакомой музыки
  • 2. Наличие у ребенка способности «открывать себя» через музыку
  • Степень ориентированности детей в музыкально- драматургических выразительных средствах

« Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста» К.В. Тарасова

  • Цель: выявление уровня музыкальной
  • одаренности детей дошкольного возраста
  • Подход к структуре музыкальности рассматривается как многоуровневая система собственно музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование музыкального художественного образа в музыкальной деятельности.

Структура музыкальности Музыкальные способности

Проведение диагностических занятий с детьми:

  • 4-5 лет,
  • Цель: выявление общих художественных способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку у детей
  • 2 этапа
  • Отбор детей, которые отличаются от сверстников яркими муз.способностями;
  • Специальные диагностические занятия по определенной программе, включающие 5 заданий.
  • Методы и приемы:
  • Беседа
  • Наблюдение
  • (за поведением ребенка)
  • 5-6 лет
  • Цель: выявление уровня развития основных компонентов музыкальности: (музыкально-сенсорных способностей, музыкального мышления, музыкальной памяти у одаренных дошкольников).
  • один этап
  • Выявление уровня развития музыкального ритма
  • Выявление уровня развития музыкального слуха

«Диагностика музыкальных способностей детей» К.В. Тарасова

Цель: выявление уровня развития каждой музыкальной способности, входящих в систему музыкальности

Содержание диагностики музыкальности и составляющих ее музыкальных способностей определяется подходом к структуре музыкальности.

Структура и этапы становления диагностируемых музыкальных способностей

Методика проведения диагностических занятий

  • Занятия проводятся циклами, в каждый входят определение уровня эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе наблюдения за ребенком и 4 специальных диагностических занятия по определению у детей уровней развития:
  • Чувство музыкального ритма
  • Мелодического слуха
  • Репродуктивного компонента музыкального мышления
  • Продуктивного компонента музыкального мышления
  • Время проведения: в младшей группе 2 раза (сентябрь – октябрь, апрель - май).
  • Со средней группы 1 раз в год (апрель - май).
  • Форма проведения: индивидуально (предлагается 3 попытки решения каждой задачи, учитывается лучший результат; результаты обследования анализируются и определяется уровень развития: низкий, средний, высокий).

« Методика определения музыкального развития детей» Ю.Б. Алиев

  • Цели:
  • - выявить значимость музыки в жизни ребенка;
  • - определить уровень знаний элементов музыкального языка;
  • - определить, насколько ребенок идентифицирует себя с музыкой, как значимой явлением в мире
  • - определить эмоциональную отзывчивость у детей;
  • Методы и приемы:
  • Наблюдение
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Беседа

Параметры оценки овладения детьми творческими навыками и умениями

- эмоциональность; - степень осознанности; - индивидуальность в выборе средств; - художественность воплощение замысла; - применение на практике имеющегося музыкального опыта;

  • Критерии музыкальной грамотности
  • и наличие музыкального опыта осуществляется
  • по диагностике
  • А.В. Школяр.

«Контроль за развитием музыкальных способностей» О. П. Радынова

  • Цель: Контроль за развитием
  • музыкальных способностей
  • Задачи:
  • Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию;
  • Диагностика ладового чувства;
  • Диагностика музыкально-слуховых представлений;
  • Диагностика чувства ритма;
  • Диагностика и постоянное наблюдение за развитием музыкальных способностей с проведением диагностических срезов;

Показатели развития музыкальных способностей

  • Чувство ритма (выразительность движений, их соответствия характеру и ритму музыки);
  • Музыкально – слуховые представления (пение, подбор мелодий по слуху на муз. инструментах);
  • Ладовое чувство (любовь и интерес к слушанию музыки, умение различать

Похожие материалы

Информация о работе

Источники: http://music-fantasy.ru/content/diagnostika-muzykalnyh-sposobnostey-detey, http://www.meta-music.ru/tests/obshchiy-uroven-muzykalnyh-sposobnostey, http://vunivere.ru/work71650

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Обеспечение детскими садами детей 3 лет

Малышам до трех лет далее...

Презентация про животных для детей доу

Презентация на тему «Животные зимой» для подготовительной далее...

Рвота у ребенка черным

Рвота кофейной гущей Рвота кофейной далее...

Укладываете ребенка 2 года

Журнал → Как вы укладываете своего далее...

Обильное срыгивание после кормления ребенка

Причины срыгивания у новорожденных, младенцев, грудничков Многие молодые далее...

Медведь дикое животное детей

Урок развития речиДикие животные: далее...

Занятия мышление детей 5 лет

Программы для детей 3–5 лет Программа разработана для малышей от далее...

Популярные статьи