Главная » Развитие ребенка

Условия познавательного развития детей

Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет 575

Дошкольный возраст является периодом возникновения личностных механизмов поведения, интенсивного формирования мотивационной сферы как ядерной структуры личности. В этом возрасте складывается первичное соподчинение мотивов, развиваются воля и произвольность ребенка [6].

Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, являющийся одним из ключевых и наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Принято считать, что для этого возраста характерны интенсивное формирование и выражение познавательных интересов ребенка [7, 11]. Умственная активность ребенка в возрасте 5–6 лет приобретает более самостоятельный характер, и он получает бесценный жизненный опыт. Интеллектуальная активность детей позволяет им без посторонней помощи предпринимать попытки решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять в предметах скрытые свойства и отношения. Вместе с тем очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этими качествами.

Особая актуальность проблемы развития познавательной мотивации ребенка обусловлена повышенным вниманием к различным видам обучения дошкольников. Порой дети бывают перегружены излишней информацией и уже не стремятся к получению новых знаний. Ситуация усугубляется тем, что в большинстве школ обучение начинается с 6 лет, а интеллектуальная подготовка к школе осуществляется уже с 4,5–5 лет. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому.

К старшему дошкольному возрасту возникает достаточно устойчивая иерархия мотивов. Однако остается не ясным, какое место в этой иерархии занимает познавательная мотивация, насколько значимо и действенно для современных дошкольников стремление к познанию, к самостоятельным умственным усилиям. Не исследован и вопрос о закономерностях формирования познавательной мотивации, о соотношении внутренних и внешних факторов ее развития.

В своем исследовании мы опирались на представление о познавательной мотивации как о внутренней и самодостаточной направленности человека на узнавание чего-то нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий. Познавательная мотивация понимается как внутренняя мотивация деятельности, не зависящая от внешних факторов (оценки, награды, практической пользы и др.). Понятие «познавательная мотивация» тесно связано с такими смежными понятиями, как «познавательная потребность», «познавательная активность», «познавательный интерес», «познавательная деятельность» и «мотивы учения».

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М. 2002.
  2. Выготский Л.С. История развития ВПФ // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 3. М. 1982.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка. М.; Л. 1931.
  4. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников// Вопросы психологии. 1984. № 1.
  5. Землянухина Т.М. Особенности общения и познавательной активности у воспитанников яслей и домов ребенка: Дис… канд. психол. наук, 1982.
  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М. 1981.
  7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. 1997.
  8. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками// Вопросы психологии. 1982. № 4.
  9. Лисина М.И. Развитие познавательной деятельности детей первого полугода жизни // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М. 1966.
  10. Мещерякова-Замогильная С.Ю. Психологический анализ «комплекса оживления»
    у младенцев: Автореф. дис. … канд. психол. наук, 1979.
  11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. 1969.
  12. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М. 1977.
  13. Сароториус Т.Д. О взаимосвязи познавательной активности и коммуникативной деятельности у дошкольников // Новые исследования в психологии. 1981. № 1.
  14. Свердлова Г.А. Роль взаимоотношений матери и ребенка в коррекции снижений познавательной мотивации ребенка (старший дошкольный возраст): Дис. … канд. психол. наук, 1995.
  15. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М. 1993.
  16. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. 2003.
  17. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. 1998.
  18. Смирнова Е.О. Рошка Г.Н. Условия становления произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве. Магадан, 1993.
  19. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М. 1994.

doi:10.17759/chp.10.17759/chp05

Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что познавательное развитие – это одна из пяти образовательных областей развития ребенка дошкольного возраста, имеющее для нашего научного исследования особый интерес. В документе указано, что познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Указанные задачи позволяют подтвердить актуальность проблемы исследования познавательно развития детей дошкольного возраста и необходимость ее исследования.

Проблемапознавательного развития дошкольников, создания оптимальных условий, направленных на формирование познавательной активности дошкольников, на протяжении многих лет занимают одно из ведущих мест в психолого-педагогических исследованиях.

В исследованиях Т.И Гризик, Л.С Выготский, Ж Пиаже выделен целый спектр составляющих познавательного отношения ребенка к окружающему, где наиболее значимыми параметрами выступают познавательная активность и познавательный интерес.

В рамках нашего исследования особый интерес представляет младший дошкольный возраст, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В этом возрасте повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С трех–четырех лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками [2, c.61]. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов,

развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Преобладающей формой мышления ребенка младшего дошкольного возраста становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

Резко возрастает любознательность детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте происходят существенные изменения вразвитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем.

В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте [3, с.64]. Начинает проявляться познавательный интерес.

Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова [1, c.98].

Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями.

Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности – познавательной и созидательно – продуктивной. Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему – либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности.

Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Однако имеющиеся у детей возможности переработки, упорядочения информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Поэтому большое значение имеет общение с взрослым - педагогом, родителями. Основой развития познавательной активности детей в детском саду является творческая мысль педагога, направленная на поиски эффективных методов умственного воспитания детей, активная познавательная деятельность самих детей. Наше дальнейшее исследование будет направлено на поиск эффективных психолого-педагогических условий познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в дошкольной организации.

1. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М. ВЛАДОС, 2007. - 301 с.

2. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика / В.П. Зинченко. - Ч.1. - Живое знание. - Самара: Самарский дом печати, 1998. - 296 с.

3. Филатов, Ф.Р. Психология /Ф.Р. Филатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - с.164 - 169.

Перейти к обсуждению работы

Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Criteria of the cognitive interest development of the preschool age children Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ,
  • СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ,
  • ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЯВЛЕНИЙ ,
  • СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ,
  • COGNITIVE INTEREST ,
  • COMPONENTS OF COGNITIVE INTEREST ,
  • SIGN OF MANIFESTATION ,
  • STAGES OF MANIFESTATION DEVELOPMENT

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Березина Юлия Юрьевна

Данная статья посвящена разработанным авто-ром показателям проявления познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста и проанализированы особенности их развития, полученные в процессе исследования.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Berezina Yuliya Yurievna

The author elaborates criteria of the cognitive interest expressed by children of the preschool age. The article reviews the features of the cognitive interest development, data on which was obtained during the research.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Теория и практика общественного развития , Березина Юлия Юрьевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2013. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Теория и практика общественного развития (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Березина Юлия Юрьевна (2013). Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Теория и практика общественного развития URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2013. №8 С.192-195.

Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Теория и практика общественного развития (2013).

Березина Юлия Юрьевна (2013). Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Теория и практика общественного развития

Источники: http://psyjournals.ru/psyedu/2004/n2/Vinogradova.shtml, http://www.scienceforum.ru/2016/1475/25980, http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенок 4 года болит зуб обезболить

Что делать если у ребенка болит зуб Зубная далее...

Список вещей для новорожденного для сна

Что нужно для новорожденных: далее...

Как отпраздновать день рождения ребенка 11 лет

День рождения – это далее...

Рвота ребенка помочь дома

Что делать и чем лечить рвоту у ребенка? далее...

Искусственное кормление ребенка до года месяцам

Меню ребенка до далее...

Измерение температуры тела у детей алгоритм

Измерение температуры тела. Цель. Выявление пациентов с далее...

Маленького ребенка высосать сопли

Как отсасывать сопли у грудничков В далее...

Популярные статьи

x