Главная » Развитие ребенка

Ведущий фактор психического развития ребенка

Факторы психического развития

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность развития. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности, то действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шимпанзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца в 9-10 лет. В то же время предельный возраст шимпанзе и человека примерно равный. М. С. Егоров и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде, во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития». Генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению и речевой коммуникации, универсальностью руки и прямохождением.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Генетиками установлен огромный полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет Зх1047, а количество живших на земле людей всего 7х1010. Получается, что каждый человек - это уникальный генетический эксперимент, который никогда не будет повторен.

Для того, чтобы подчеркнуть значение среды как фактора психического развития, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой душевное развитие - это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое выступление приобретенных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: Что в нем происходит извне? Что изнутри. Да, ребенок - это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Пока что ясно то, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Это положение отчасти подтверждают данные Л. Эрмана и П.Парсонса в которой приведены результаты различных исследований об оценке наследственной и средовой обусловленности признаков.

Из приведенных данных видно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом мера этого влияния становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть - отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако, не означает отсутствия влияния последней.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора психического развития. Если согласиться с мыслью Н. А. Бернштейна о том, что «факторы чистой случайности прочно закреплены в эволюции факторами активного программирования в борьбе за выживание этой программы», тогда активность может быть понята как условие и результат взаимодействия самой программы развития и среды, в которой это развитие осуществляется'. В этой связи становятся понятными факты успешной реализации «дефектной» программы в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы» и не успешной реализации «нормальной» программы в неадекватной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды. Для понимания природы активности полезно вспомнить один из принципов развития -принцип устойчивого динамического не равновесия. «Процесс жизни, пишет Н. А. Бернштейн, есть не уравновешивание с окружающей средой. а преодоление этой среды, направленной не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения»2. Динамическое не равновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источником активности.

Следовательно, в силу активности, выступающей в разных видах и формах, процесс взаимодействия среды и человека (ребенка) - это двусторонний процесс, являющийся причиной развития. Об уровне активности ребенка обычно судят:
- по реактивным действиям ребенка на внешние стимулы (произвольность, торможение, выражение желаний и потребностей);
- по тому, как простые одноактные движения (одергивает руки, кричит, поворачивает голову) превращаются в сложную деятельность: игру, рисование, учение;
- по мере овладения мыслительной деятельностью.

Активность ребенка выражается в подражательных (слова, игры, манера поведения), исполнительских (ребенок совершает действия, к которым его понуждает взрослый) и самостоятельных действиях.

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ

теория развития психического ребенка, предложенная В. Штерном, в коей сделана попытка примирить два подхода:

1) преформистского - где ведущим фактором признавалась наследственность;

2) сенсуалистического - где упор делался на внешних условиях. В этой теории приоритетность отдается наследственным факторам, а бреда рассматривается как фактор, влияющий на темпы развития, ускоряя или тормозя проявления биологически обусловленных качеств. Само развитие психическое трактовалось как созревание изначально заложенных свойств. Соответственно этой методологической установке, периодизация детского развития трактовалась на базе закона биогенетического.

Отличное определение

Неполное определение

Теория конвергенции

Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование и лат. convergere - сближаться, сходиться.

Категория. Теория психического развития ребенка.

Специфика. В ней была сделана попытка примирить два подхода - преформистского, в котором ведущим фактором признавался фактор наследственности, и сенсуалистического, где упор делался на внешних условиях. В этой теории, в которой приоритетность отдана наследственным факторам, среда рассматривалась как фактор, влияющий на темпы развития, ускоряющий или тормозящий проявления биологически обусловленных качеств. Само же психическое развитие трактовалось как созревание изначально заложенных свойств. В соответствии с этой методологической установкой периодизация детского развития трактовалась здесь на основе биогенетического закона.

Отличное определение

Неполное определение

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ

англ. convergence theory) - теория психического развития ребенка, выдвинутая нем. психологом В. Штерном. Син. теория двух факторов.

В К. т. делалась попытка снять односторонность 2 предшествующих ей теорий психического развития - преформизма (нативизма) и сенсуализма (эмпиризма). В 1-й из этих теорий предопределяющее значение в развитии ребенка придавалось внутренним условиям - фактору наследственности, во 2-й - внешним условиям, окружающей ребенка среде (см. Кондилъяк Э.).

Штерн исходил из того, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией (взаимодействием) 2 указанных факторов, при доминирующей роли фактора наследственности. Среда рассматривалась Штерном как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно предопределенных свойств и особенностей психики.

К. т. по своему существу биологизаторская. Психическое развитие сводится в ней к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств (см. Возрастная психофизиология). Внешней среде придается лишь роль катализатора, фактора, в известной мере определяющего темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие.

Взгляды Штерна на психическое развитие отразились в предложенной им схеме периодизации детского развития, в основу которой положена биогенетическая концепция. См. Биогенетический закон, Рекапитуляция.

Отличное определение

Неполное определение

Найдено схем по теме ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ — 0

Найдено научныех статей по теме ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ — 0

Найдено книг по теме ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ — 0

Найдено презентаций по теме ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ — 0

Механизм психического развития ребенка. Социальная ситуация развития ребенка

Первым основным понятием механизма психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений. в которых он находится с окружающей его действительностью ( прежде всего социальной ) в тот или иной период своей жизни. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка. виды деятельности. приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития. т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми ( Выготский Л. С. 1984). Каждый возраст характеризуется специфической. единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития. мы сможем выяснить и понять. как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования. которые являются результатом возрастного развития ребенка .

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид ( тип ) деятельности .

Ведущая деятельность не появляется сразу. а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии. и прежде всего появление новых психических образований. виды ведущей деятельности :

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми. присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования. как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий .

2. Предметно - манипулятивная деятельность ребенка. характерная для раннего детского возраста ( от 1 года до 3 лет ).

3. Игровая деятельность или сюжетно - ролевая игра, - детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет .

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности ( трудовой. учебной. спортивной. художественной и т. д .).

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка. что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития .

Кризис развития – это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов .

Кризис имеет две стороны. Первая из них – разрушительная сторона кризиса. Возникновение нового непременно означает отмирание старого.

Факторы психического развития –Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.
Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.
Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез – это процесс индивидуального развития человека.
Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Можно выделить следующие области развития:

– психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;

– психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я - концепции и само-сознания личности;

– когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Источники: http://psyera.ru/4497/faktory-psihicheskogo-razvitiya, http://vocabulary.ru/termin/teorija-konvergencii.html, http://zaplatka.net/publ/5-1-0-114

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Обучение детей с нарушением слуха

Существующая у нас система учреждений далее...

Как правильно держать новорожденного при кормлении грудью

Как и когда правильно держать ребенка столбиком далее...

Густые тягучие сопли у ребенка

Насморк у ребенка, симптомы и далее...

У ребенка часто болит горло комаровский

У ребенка болит живот Наиболее далее...

Настольные игры для детей 9 10 лет

Настольные игры Современные детские настольные игры отличаются красочностью далее...

Занятия для 4 летних детей

Развивающие занятия Каждому малышу от природы дано быть умным далее...

Ребусы для детей 6 лет с ответами

Детские ребусы с ответами Ребус — далее...

Популярные статьи