Главная » Развитие ребенка

Задержка развития моторики детей

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики способствует развитию ориентировки в пространстве; зрительно-моторной координации и тесно связана с познавательной деятельностью.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития уровень развития мелко моторных функций не соответствуют возрастной норме. Поэтому на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ, группе компенсирующей направленности в течение 3-4 лет (1 года), а также при подготовке детей к школьному обучению, необходимо активно включать задания и упражнения по развитию мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве и зрительно-пространственной координации. Коррекционно-развивающие задания и упражнения по данной проблеме должны использовать в своей работе коррекционные педагоги (воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды) в непосредственно организованной деятельности, свободной деятельности и на занятиях.

Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки.

Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Наблюдая за ребенком, можно определить какой рукой предпочтительнее работает – правой или левой. Если у ребенка склонность работать левой рукой, то исправлять эту склонность не следует. Можно приветствовать работу ребёнка обеими руками.

Материал для упражнений. разноцветные бельевые прищепки основных цветов (цвета насыщенные: красный, синий, зелёный, желтый; можно добавить белый) пластмассовые или деревянные, плоская фигура из толстого картона (солнышко, ёжик и др.) или ковролина. Очень интересно использовать в работе декоративные прищепки (птички, ягодки, кукуруза и др.).

Ребенок берет коробку (пластмассовую корзинку) с прищепками и плоскостную фигуру. Педагог предлагает сделать лучики солнышку (разноцветные или однотонные), колючки ежику и т.д.

Инструкция. у тебя в руках фигура ёжика, солнышка и др. В коробке лежат разноцветные прищепки. Но у солнышка нет лучиков. Давай приделаем лучики солнышку с использованием разноцветных прищепок. Слушай внимательно задание. Берешь синюю прищепку (или прищепку другого цвета), затем красную, желтую, зеленую, белую (или однотонные пластмассовые или деревянные). Прищепки прицеплять близко друг к другу, выполняя строго определенную последовательность, которую определил педагог – словесно или по образцу. Ребенок выполняет задание самостоятельно или (по мере необходимости) под контролем со стороны педагога.

Затем вместе с ребенком проверить правильность выполнения задания и исправить допущенные ошибки.

Примечание. Перед тем как ребенок начнет выполнять задание, педагог показывает правильность удержания прищепки в руке, положение пальцев и силу нажима на прищепку.

Ребенку вместо плоскостных фигур предлагается прицепить прищепки по краям коробки (корзинки, пластикового контейнера), в которой они хранятся. Цветовую последовательность также определяет педагог.

Есть ещё такое задание. Берется полотно, которое состоит из металлических кругов, которые обвязаны нитками и соединены между собой. Круги расположены так: 4х6.

Инструкция. возьми прищепку красного цвета. Прицепи её на самый верхний кружок слева. На следующий кружок – синий; желтый; зеленый. На следующем ряду прищепки располагаются в шахматном порядке (инструкцию дает педагог).

Возьми прищепку любого цвета. Какого цвета у тебя прищепка? Прицепи её на верхний кружок слева и назови любое домашнее животное (прорабатывать любую предыдущую тему). Такой же способ размещения прищепок можно использовать для повторения предыдущего материала (очень актуально для детей с задержкой психического развития для активизации процессов памяти). Во время выполнения задания детьми следить за тем, чтобы дети не называли одинаковые предметы.

Примеры прищепок для использования в работе с детьми:

Желаю удачи в работе.

Полезная информация

Задержка двигательного развития

Под синдромом задержки двигательного развития (ЗДР) понимают запоздалое появление и становление позы и движения у ребенка с нормальной функцией НС и ОДС.
Состояние описывают в литературе как синдром отсрочки двигательного развития, или синдром диссоциированного развития. Факторами, действие которых предрасполагает к задержке двигательного развития, являются семейный анамнез нарушения движений, недоношенность и низкий вес при рождении, гипермобильность суставов, сохранение примитивных рефлексов.
При задержке двигательного развития двигательное развитие в первом полугодии жизни мало отличается от обычного. Внешне здоровый ребенок способен удерживать головку и осуществлять схват рукой. Ползание носит типичный характер в 2/3 случаев и в 1/3 случаев ползание выглядит атипичным. Для ребенка с задержкой двигательного развития характерен симптом сидения на воздушной подушке Робсона. Симптом заключается в сочетании сгибания и отведения бедер в тазобедренных суставах, разгибания в коленных суставах, сгибании пальцев ног, сгибании либо разгибании в голеностопных суставах, отсутствии способности опираться стопами, вставать на ноги и сгибать колени. Описан вариант симптома сидения на воздушной подушке, при котором имеется приведение прямых бедер в сочетании с выпрямленной спиной. Отведение или приведение бедер проходит, если ребенка некоторое время подержать подмышками. По данным Di Mario симптом сидения на воздушной подушке не дает последствий и, для дальнейшего развития двигательной сферы ребенка, является индифферентным признаком. Основным признаком синдрома задержки двигательного развития является отсутствие стояния и ходьбы на 2 году жизни.
При задержке двигательного развития начало самостоятельной ходьбы отмечено, в среднем, в 20 месячном возрасте. Этот срок колеблется от 18-20 до 24-25 месяцев. Для диагностики синдрома задержки двигательного развития применяют временные критерии: отсутствие сидения в 10 месяцев, начало ползания от 12 до 18 месяцев и отсутствие ходьбы в 14 месяцев. Самостоятельная ходьба, которая началась после задержки, в первое время имеет признаки неустойчивости. При ходьбе ребенок широко расставляет ноги с выпрямленными коленями и вальгированными стопами. Для поздноначавшейся ходьбы характерно медленное развитие и отставание темпов ее оптимизации в первые полгода после начала. Во втором полугодии ходьба начинает приходить в норму.

Задержка двигательного развития связана с гипермобильностью суставов. Наличие гиперэластичности связок и повышенной подвижности в суставах является фактором задержки развития нормальной моторики. При сочетании ГМ с задержкой двигательного развития имеется риск нарушения большой и мелкой моторики до 2 летнего возраста. При ГМ от 1 до 3 суставов частота нарушения большой моторики в 3 раза больше, чем с нормальными суставами. Задержка двигательного развития связана с локализацией гипермобильных суставов. Больше всего нарушение моторики отмечено при избыточной подвижности в голеностопном суставе. При переразгибании стопы имеет место увеличение колебаний тела в сагиттальной плоскости, что препятствует становлению маятникового механизма и А-стратегии удержания тела в вертикальном положении. В меньшей степени нарушение моторики ассоциируется с избыточной подвижностью в тазобедренных суставах. Увеличенное отведение бедра в тазобедренном суставе протекает на фоне слабости отводящих мышц, что способствует колебаниям тела во фронтальной плоскости. Неустойчивость в двух плоскостях вызывает нарушение референтной схемы тела для удержания равновесия, что отодвигает сроки стабилизации всего тела в вертикальном положении.

Неврологическая картина при задержке двигательного развития не имеет характерных признаков. Описано полное отсутствие неврологической симптоматики у детей с задержкой двигательного развития. M. Haidvogl обнаружил у пациентов с задержкой развития низкий мышечный тонус. F. DiMario выявил высокий тонус мышц, который, как он считал, поддерживает разгибательную установку нижних конечностей, проходящую по мере освоения ходьбы. W. Dunkan писал, что задержка примитивных рефлексов ребенка способствует развитию эквинуса и приведения переднего отдела стопы. На фоне задержки ходьбы у ребенка с задержкой двигательного развития имеет место нормальное развитие мелкой моторики. Задержка двигательного развития проходит самостоятельно в течение 2 года жизни. Предвидеть течение задержки двигательного развития трудно из-за отсутствия четких критериев двигательной функции у маленького ребенка, отсутствия изменений на ЭМГ и сложности дифференциальной диагностики с ДЦП. По сравнению со спастической диплегией, при задержке двигательного развития нарушения развиваются в более позднем возрасте, не носят выраженного характера и не сопровождаются обширной симптоматикой, характерной для ДЦП.

Специального лечения задержки двигательного развития не существует. Лечебные мероприятия, направленные на активацию функции ОДС, носят общий характер. Назначают массаж мышц ног и спины, пассивную разработку движений в суставах. Эквиновальгусная деформация стопы, а также неустойчивая ходьба является показанием для назначения профилактической обуви. В обуви высокий задник, твердая подошва, супинатор и жесткие берцы придают ходьбе большую устойчивость и препятствуют прогрессированию вторичной деформации стопы.

Мицкевич Виктор Александрович, врач ортопед-травматолог, доктор медицинских наук

Туфли ПП2-15.
Это отличный вариант ортопедической обуви для современной девочки. Может служить как обувь для школы, так и для подвижной активности на улице.

Не нашли в наших салонах готовую ортопедическую обувь Персей-Орто нужного вам размера? Это не проблема! С удовольствием cошьем для вас вашу пару по цене готовой обуви, а это до 70% экономии по сравнению с обычным пошивом такого вида обуви на заказ!

Модель ПП4-29 — ортопедические кроссовки в стиле Джордан.
Их отличает супер надежная и плотная фиксация, дерзкий спортивный стиль и только самые качественные материалы!

Задержка психомоторного развития

Задержка психомоторного развития (ЗПР) - это задержка в приобретении, координации и демонстрации моторных навыков, которые усваиваются не вследствие пребывания в культурной среде или в результате обучения, а приобретаются естественным путем со временем (ходьба, бег, прыжки, отбивание ритма руками или ногами). Проблемы психомоторного развития отличаются от диспраксии тем, что в последнем случае нарушена координация заученных движений (например, использование столовых приборов).
Таким образом, проблемы психомоторного развития связаны с интеграцией общеизвестных движений в моторику индивидуума. Например, дети, испытывающие проблемы психомоторного развития, неспособны координировать движения рук и ног, когда плавают, они хаотично бегают, с трудом могут устоять на одной ноге или спуститься по лестнице. Расстройства, влияющие на координацию движений, обычно связаны с дислексией, но в разной степени.

Признаки

Задержка моторного развития проявляется в том, что ребенок вовремя и самостоятельно.

  • не начинает удерживать головку в вертикальном положении (1-й мес. жизни)
  • переворачиваться (4-5 мес.)
  • ползать (5-6 мес.)
  • садиться (6 мес.)
  • ходить (10-12 мес.)

Задержка психического развития проявляется в том, что ребенок вовремя не начинает.

  • смотреть на маму и улыбаться ей (2-й мес. жизни)
  • гулить (3 мес.)
  • четко различать «своих и чужих» (5-6 мес.)
  • самостоятельно играть простыми игрушками (8-9 мес.)
  • лепетать (10-11 мес.)

Диагностика

Подтвердить (или развеять) худшие опасения родителей могут только квалифицированные врачи и педагоги. Для выявления причины задержки развития врач может назначить специальные обследования (УЗИ, МРТ, ЭЭГ, рентгенографию), лабораторные анализы, консультации профильных специалистов. Это позволит своевременно обнаружить и вылечить органические (реже – психические) повреждения, препятствующие нормальному развитию ребёнка.

Лечение

Задержка развития требует своевременного назначения лечения. Причём чем раньше – тем более «лёгкая артиллерия» будет назначена, и тем быстрее будут положительные результаты. Ведь у деток на счету каждая минута.

Во многих случаях удаётся достичь хороших результатов посредством нелекарственных методов: активные развивающие занятия с ребёнком, специальные курсы физиопроцедур, массажа. Очень хорошо показало себя остеопатическое лечение.

Иногда требуется и назначение лекарственных препаратов: от витаминно-минеральных комплексов до довольно серьёзных и небезобидных препаратов, стимулирующих мозг. Лечение подбирается строго в индивидуальном порядке, с учётом особенностей, возраста и проблем ребёнка.

ОСТЕОПАТИЯ И ЛЕЧЕНИЕ ЗПР

Многие родители отмечают значительный прогресс в развитии ребёнка даже после курса самого банального общеукрепляющего массажа. Что уж говорить о куда более ёмких, сложных и эффективных техниках остеопатического лечения, которые предполагают далеко не только «разминание мышц», но и комплексную диагностику с последующим лечением даже структур мозга!

Отставание в развитии может быть вызвано огромным количеством причин. Чаще всего – органическими повреждениями, возникшими либо ещё в перинатальном периоде, либо как следствие родовой травмы, либо после неудачных падений, ушибов и т.д. Остеопатическая помощь в этих случаях просто незаменима. Ведь остеопат сначала проводит полную, тщательную диагностику всех нарушений-отклонений в работе детского организма, потом приступает к лечению. В результате мягких и безболезненных манипуляций, остеопат устраняет:

  • все зажимы и блоки в системе мышц и связок
  • повреждения костных структур
  • нарушение тока жидкостей (крови, лимфы, ликвора)

… а также осуществляет тончайшую работу над структурами головного мозга, костей черепа, мозговых оболочек, нормализует все процессы и, тем самым, «будит» спящие зоны, отвечающие за те или иные аспекты развития ребёнка.

Все эти, наработанные более чем за сотню лет, методики остеопатического лечения позволяют достичь заметного прогресса в развитии ребёночка (а в составе комплексного лечения даже у детей с тяжёлыми нарушениями).

Источники: http://festival.1september.ru/articles/626555/, http://www.persey-orto.ru/articles/razvitie.php, http://osteomed-clinic.ru/infants/zaderzhka-psihomotornogo-razvitiya

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Болит живот после бега у ребенка

Почему колет в боку далее...

Стафилококковая сыпь у новорожденных

Стафилококк у новорождённых: симптомы, лечение, последствия Сегодня далее...

Тренинг эмоционального развития детей

Методическая разработка по теме: Тренинг для педагогов « далее...

Диета после рвоты у ребенка

Питание и диета при пищевом отравлении Диета после отравления далее...

Можно ли мочить манту ребенку

Семья Можно ли мочить Манту? Сразу отвечаем далее...

Формирование речи у ребенка от года

Форум родителей: РАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОТ далее...

Характеристика на дошкольника для логопеда

Характеристика речевого развития Дана Ф.И.О. ребёнка г.р. Ф.И. прошёл далее...

Популярные статьи