Главная » Развитие ребенка

Задержка развития ребенка 4 года

Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка

Один из самых волнующих вопросов для родителей - развитие речи у ребенка. Считается, что развитие речи служит показателем и умственного развития ребенка. Это не всегда верно. И имеет, скорее, обратную тенденцию: при задержке речи у ребенка замедляются навыки общения и обучения

У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. В течение первых двух лет жизни ребенок как бы созерцает мир и накапливает информацию. К двум годам он уже готов более активно участвовать в окружающей жизни. К тому же к этому времени клетки мозга и мускулы речевого аппарата уже в достаточной мере развиты, чтобы ребенок начал выражать себя с помощью слов. Но иногда случается так, что развитие речи у ребенка запаздывает. Этому может быть несколько причин.

1. Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет пищу изо рта во время еды, дышит ртом, говорит мало и невнятно, или у него повышенное слюноотделение – это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Очень часто это происходит, когда малыша рано отнимают от груди. Мышцы рта можно укрепить несложными игровыми упражнениями:

  • Дуть и свистеть. Очень действенны любые упражнения, при которых надо с напряжением сводить губы вместе. Можно выдувать мыльные пузыри, а еще дуть на перышко, стараясь удержать его в воздухе. Очень полезны игрушки, в которые надо дуть – дудки, свистульки и т.д.
  • Сосать. Почаще предлагайте малышу пить сок через соломинку, как можно сильнее втягивая щеки. Это очень полезное упражнение.
  • Имитировать звуки. Малышу понравится имитировать звуки различных животных и птиц, а также предметов – поезда, машины, звонков и сирен.

2. Недостаточная концентрация слухового внимания. Такой ребенок плохо понимает длинные фразы или не слышит фоновых шумов (шумов заднего плана). Постарайтесь привлекать внимание ребенка к каждому звуку и слову. Почаще читайте вашему ребенку вслух, выбирая книги, которые ребенок хорошо знает. Иногда заменяйте в тексте знакомое слово на другое, смешное, неожиданное для ребенка и привлекайте внимание ребенка к шутке. Показывайте ребенку окружающие его вещи и называйте их. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

3. Проблемы со слухом. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов . ведущих к слуховым центрам мозга. У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения. К несчастью, большинство проблем со слухом обнаруживается довольно поздно. От начала ухудшения слуха и до того времени, как вы можете заметить очевидные признаки нарушения слуха у вашего ребенка, может пройти довольно значительное время. Существует несколько признаков, в зависимости от возраста ребенка, по которым вы можете понять, все ли у него в порядке со слухом:

Новорожденный: должен вздрагивать при хлопке руками в 1-2 метрах от него и успокаиваться при звуке вашего голоса.
3-4-месячный ребенок должен проявлять ответную реакцию на вашу улыбку и жесты.
7-месячный ребенок должен лопотать и повторять за вами простые звуки.
От 7 до 12 месяцев: должен поворачивать голову, слыша знакомые звуки, и подавать голос в ответ на обращенную к нему человеческую речь.

Когда нужно начинать беспокоиться?


Педиатры выделяют следующие признаки задержки речевого развития у двухлетнего ребенка:
· Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой. Термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука одному и тому же объекту, например звуки «Ба» должны всегда означать «бабушка».

  • Произносит слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них.
  • Не играет и не взаимодействует с другими детьми.
  • Не понимает или не может ответить на простые вопросы.
  • Не может узнать или назвать простые предметы из своего окружения.
  • Не может назвать кого-то из членов семьи.

Если вы обнаружили у своего двухлетки один или несколько из этих признаков, следует обратиться к педиатру. Первое, что сделает врач, это проверит слух у вашего ребенка. Незначительные нарушения слуха, например, после ушной инфекции, могут значительно тормозить развитие речи.

Если со слухом все нормально, врач может предположить незначительное отставание в развитии. В этом случае, скорее всего, он предложит вам подождать и понаблюдать за ребенком в течение 6-12 месяцев, чтобы посмотреть, нужно ли будет дальнейшее лечение. Но не следует в течение этого периода сидеть сложа руки. Ваша задача – помочь ребенку развить навыки речи. Даже если ребенок посещает логопеда, современные методы стимуляции коры головного мозга и домашние упражнения могут сделать чудеса.

Примите в расчет и то, что речевое развитие мальчика может слегка запаздывать по сравнению с речевым развитием девочек. Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек. Правда, у мальчиков с запаздыванием речевого развития и в два раза чаще диагностируются проблемы со слухом или с распознаванием речи.

Обучение ребенка с темповой задержкой развития речи

Ориентируясь на нормы развития языка у детей с темповой задержкой речевого развития происходит простая временная задержка речи по сравнению со сверстниками, которая корректируется логопедами нашего центра. Темповую задержку речевого развития характеризуют:

1. Хорошее понимание обращенной речи. Предложите вашему малышу несколько заданий, которые покажут вам то, как он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

  • Иди ко мне на ручки.
  • Дай мне мячик.
  • Принеси мне мишку.
  • Возьми мишку и посади его на стульчик.
  • Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу.

Показателем понимания речи является в числе прочего, стойкая реакция на собственное имя. Ребенок поворачивает голову, когда вы его зовете шепотом, из — за спины, закрывая губы листком бумаги. В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

  • Посади куклу на стул, под стул, около стула, спрячь куклу за стулом.
  • Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол.
  • Принеси маме папину рубашку.
  • Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.

2. Хорошее слуховое внимание. Ребенок узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет направление источника звучания. Малыш различает голоса людей, звукоподражания животных, показывает на картинке предмет, название которого вы называете.

3. Отсутствие тяжелых вредоносных факторов в сведениях о развитии ребенка. Причинами темповой задержки речевого развития у детей (ТЗРР) чаще всего бывают соматические заболевания и ослабленность ребенка, частые госпитализации, неправильные методы воспитания в семье.

4. Хорошее познавательное развитие. Ребенок любознателен и проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Поскольку такой ребенок не может получить интересующую его информацию с помощью вопроса, он делает это любыми другими доступными ему способами:

  • подводит взрослого к интересующему его предмету;
  • показывает на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируя свою заинтересованность;

5. Использование других способов общения. Такой ребенок хочет общаться с окружающими и придумывает доступные для него способы общения и привлечения внимания к себе:

  • тянет взрослых за одежду;
  • поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету;
  • использует доступные ему вокализации, а также жесты, мимику и интонацию.

Дети с задержкой речевого развития могут начать говорить спонтанно, без специального обучения и в дальнейшем речь таких детей развивается нормально. Специалисты знают, что некоторые дети с темповой задержкой речевого развития совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок языковым взрывом . Этот скачок чаще всего происходит в летний период, когда организм ребенка крепнет.

Тем не менее, многим детям с темповой задержкой развития речи необходим пусковой толчок , коррекция, для того, чтобы они начали говорить. Таким толчком может послужить посещение игровых занятий в группе со сверстниками, которые пользуются словесной речью, занятий по развитию речи у логопеда.

Не следует ожидать, что ребенок заговорит самостоятельно. Проконсультируйтесь со специалистами нашего центра, которые имеют богатый опыт в лечении задержки речевого развития у детей. Коррекция задержки речевого развития — длительная задача, озаботиться решением которой лучше сразу.

Задержка психо-речевого развития в Казани

Речь – самая молодая в онто- и филогенетическом отношении функция, поэтому она наиболее подвержена различным как неблагоприятным, так и положительным развивающим воздействиям. Неблагоприятные стрессовые ситуации и различные заболевания нервной системы тем быстрее нарушают речевую функцию, чем младше по возрасту пациент, чем выраженна его соматическая ослабленность, душевная ранимость, впечатлительность и т.д.

По роду деятельности приходится встречаться с двумя противоположностями в родительском отношении к ребенку.

Первые – сверх беспокойные родители, которые, когда ребенок в 1,5 года не говорит развернутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки, тети Кати, ее малыш стих наизусть читает.

И вторая группа родителей - это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребенка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда специалисты «РеаМед» сталкиваются с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребенка к жизни в обществе.

Когда ребенок должен начать говорить?

В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов. Ребенок должен понимать обращенную к нему речь и реагировать на нее .

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас увеличивается до 50 слов. Специалисты хотят услышать хотя бы 100 слов.

В 2,5 года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практический все буквы, кроме «л» и «р» и шипящих.

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объективными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия.

Как правильно провести границу между индивидуальными особенностями развития и отставанием.

Если Ваш малыш в год говорить не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление.

Признаки значительной задержки речевого развития:

- Если ребенок в 4 мес. эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка;

- Если ребенку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета, а в год это на редкость тихий ребенок, мало издающий звуки;

- Если ребенку уже полтора, а простых слов он не говорит и не понимает простых слов – своего имени или названия окружающих предметов;

- Если у ребенка есть трудности с сосанием или жеванием;

- Если в 2 года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые;

- Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний;

- Если трехлетний ребенок «тырахтит», т.е. говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет;

- Если в 3 года ребенок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьезного отклонения в развитии;

- Если в 3 года малыш зеркально повторяет то. что говорят при нем взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту.

- Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).

Различия Задержки речевого и задержки психоречевого развития.

Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребенка в норме. Ребенок говорит мало или очень плохо.

Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребенка наблюдается отставание развития и общеинтелектуального характера.

Если до 4 лет постановка диагноза Задержка психо-речевого развития достаточно редка и случается только при наличии серьезных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остается диагноз Задержка Речевого Развития (ЗРР). Если речь ребенку малодоступна, начинается торможение психического развития и к 5 годам из задержки речевого развития, к сожалению, формируется задержка ПСИХО речевого развития. Задержка речевого развития отражается на формировании всей психики ребенка. Отсутствие лечения и занятий с дефектологом к 5 летнему возрасту часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, что в свою очередь приводит к тому, что обучение будет возможно в специализированной школе.

Причины возникновения задержки речевого развития и задержки психо-речевого развития.

К нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление.

Когда может понадобиться помощь ребенку с задержкой речи

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечит» логопед, но логопеды – это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае задержки речевого развития крайне опасно.

Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха. Для оценки используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего развития речи. Выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком. Для выяснения причин задержки речевого развития необходимо обратиться к невропатологу.

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии

Чем раньше, тем лучше. Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

Медицинский центр РеаМед предлагает услуги неврологии, лечение ДЦП, заикание; психо-речевое и речевое развитие ребенка – лечение; массаж в Казани.

Источники: http://www.tuchek.net/speach.htm, http://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-rechevogo-razvitija/, http://www.reamed-kazan.ru/114

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенок субъект творческой деятельности

Ребенок как субъект специфически детских Ребёнок развивается в деятельности. далее...

Зеленые сопли у ребенка плохо

Что могут означать зелёные сопли у грудного далее...

Ребенок 2 года туалет

Ребенок плохо ходит в туалет Здравствуйте. Очень нужен далее...

Подработка для детей 11 лет

Как заработать 12 летней девочке Ищете работу на далее...

Пятна ногах животе ребенка

Гусиная кожа у ребенка Гусиная кожа у ребенка становится причиной далее...

Чем лечить ребенка от аллергии 10 месяцев

Аллергический диатез у детей, симптомы и лечение Аллергический далее...

Лучшее лекарство от насморка для детей

Детский мир Я своему далее...

Популярные статьи