Главная » Ребенок 10 лет

Игры развития детей 10 лет

Развитие мышления (Некоторые игры для детей 9-10 лет из раздела «Развитие познавательной сферы дошкольника и младшего школьника» можно использовать и с подростками, усложнив содержание материала.)

Ключ к неизвестному

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.
Ход игры
1. Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы — как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
2. Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:
К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т. д. Представьте, что перед вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

Ошибающийся учитель
Цель: развитие критичности мышления.
Ход игры: Ведущий или один из участников делает умышленные ошибки при чтении, при доказательстве различных положений (в т.ч. и математических зависимостей). Остальная группа должна находиться в постоянной готовности находить и исправлять ошибки, обосновывая при этом свою точку зрения. Для этого можно использовать целостные тексты. Тогда игра преобразуется в «Опечатку».

Опечатка
Цель: развитие критичности мышления.
Ход игры: В тексте допущена опечатка — пропущено одно коротенькое слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста. Найдите это предложение и исправьте опечатку. Например: «Многие знатные вельможи смирились с потерей своего влияния на государственные дела. Чтобы устранить всесильного министра, они устраивали заговоры, в которых были замешаны даже мать, жена и брат короля. Но Ришелье беспощадно подавлял сопротивление вельмож, заключал их в тюрьму и многих казнил. Некоторые знатные феодалы укрывались от гнева Ришелье в своих замках. Отсюда они давали отпор королевским чиновникам и войскам. Ришелье приказал срыть укрепленные замки дворян». (История средних веков. 6 кл. М. 1985.)

Поиск противоположных предметов
Цель: сравнение предметов, поиск свойств предмета.
Ход игры: Называется какой-либо предмет, например «дом». Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в данном случае могут быть названы: «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта): «поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т. д. Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав при этом ответы.

Сокращение рассказа
Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.
Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный приведенному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Поделитесь с друзьями!

Игры на развитие внимания школьника

«Моя старшая дочка очень неорганизованная - постоянно нуждается в контроле выполнения домашних заданий, нужно проверять, все ли она взяла в школу. В школу пошли рано – в 6 лет. Сейчас Юлечке 10 лет. Подскажите, как развить внимание школьника. Какие упражнения делать для того, чтобы развить внимание».

Про невнимательных деток обычно говорят: «Витает в облаках». Но такое состояние свойственно не только ребятне, но и, чего греха таить, взрослым людям. С одной лишь разницей -- взрослые могут вовремя сконцентрироваться и взять себя в руки. Деткам же бывает очень сложно сосредоточиться и призвать все свое внимание к порядку. И кстати сами же от этого страдают -- какому ребенку охота расстраивать любимую мамочку. Но если дошколятам еще позволительна невнимательность, то для школьника она становится камнем преткновения – ни тебе хороших оценок, ни похвалы со стороны взрослых. Тяжело…
Значит, надо что-то делать с этой невнимательностью. И первыми на помощь, как всегда, должны придти, конечно же, родители.

Ребенок систематически забывает записать домашнее задание, не может выполнить его без контроля родителей, пропускает буквы на письме, неправильно списывает упражнения, меняет слова при чтении, в дневнике, то и дело, появляются замечания о том, что снова отвлекался на уроке. Все это -- так называемые ошибки по невниманию, которые во многом обусловлены анатомическими особенностями психического развития младших школьников (особенно первоклассников).
Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Можно сказать, что это норма. Только к 9-11 годам дети становятся способными долго сохранять и выполнять заданную программу действий. Но это не значит, что родителям нужно опустить руки. Внимание можно и нужно развивать. И лучше заняться этим еще в дошкольном возрасте.

Итак, родители столкнулись с тем, что выполнение уроков ребенком нужно постоянно контролировать, что он сам читает свою письменную работу механически, не замечая ошибок. Попробуйте предложить ему поиграть. Во-первых, читать написанное вслух, во-вторых, представить, что это написал другой ученик или плохо
обученный щенок. Это позволит ребенку критически отнестись к собственному творению. Ниже я предложу упражнения, которые можно использовать для
развития детского внимания, но настойчивым родителям хотелось бы напомнить, что успешность тренировки зависит и от индивидуальных свойств темперамента ребенка. Так, если ваш малыш отличается гиперактивностью, постарайтесь организовать ему четкий режим дня. Используйте такие наглядные стимулы, как всевозможные таблицы, картинки-напоминания, будильник и т.д.

Упражнения на развития внимания.

Обнаружение ошибок в тексте.
Ребенку дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция:
в этом тексте есть разные ошибки, в том числе и смысловые, найди их и исправь. Например: «ВНИЗУ НАД НИМИ расстилалась ледяная пустыня. В ответ я КИВАЮ ЕМУ РУКОЙ. Зазвонил ТЛЕФОН».

Таких предложений можно придумать множество: с пропусками букв, слов или со смысловыми ошибками. Их не должно быть много, до десяти.
Задание требует, прежде всего, внимания и не должно быть связано со знанием правил. Многократно повторяйте упражнение и постепенно усложняйте его.
Этот прием можно использовать не только для развития внимания, но и для его диагностики: обращайте внимание на то, как быстро ребенок включился в работу, обнаружил ли ошибки при первом чтении, исправляет ли правильное на неправильное и т.д.

Корректурные задания.
Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным. Кроме этого, упражнения помогают развивать состояние внутренней сосредоточенности.
Позже правила усложняются: изменяются отыскиваемые буквы, их количество, буквы зачеркиваются разными способами, разным цветом и т.д.
По итогам работы подсчитывается число пропусков. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Корректурные
задания должны проводиться ежедневно (минимум 5 раз в неделю) по 5 минут в течение 2-4 месяцев.
Для дошкольников, как вариант этого задания, можно предложить лист с геометрическими фигурами или маленькими рисунками.

Упражнение «Найди слова».
Ребенку предлагается список слов, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например, сМЕХ, ВОЛк, СТОЛб, ЗУБр, ПОЛк, уДОЧКА, кОСА, МЕЛь, доРОГА, оЛЕНЬ, ПИРожок, КИТель.

Упражнение «Каждой руке свое дело».
Это упражнение направлено на тренировку такого свойства внимания, как его распределение. Школьника просят левой рукой медленно перелистывать в течение одной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры. Развивать внимание можно и в повседневной жизни. Включайте свою фантазию. Гуляя с малышом, соревнуйтесь -- кто больше всего заметит красных предметов или кто больше всего услышит звуков и угадает их происхождение. Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

Приведу еще несколько примеров упражнений, которые подходят не только для больших, но и для деток 2-3 лет.

Найди отличия.
Для сравнения малышу могут быть предложены какие-либо предметы или их изображения, различающиеся определенным числом деталей.

Что перепутал художник?
Ребенок должен найти нелепицы, изображенные на картинке. Например, на дереве растет мороженое, мальчик катается по траве на лыжах, в собачьей будке живет попугай и другое.

Зеркало.
Ребенок как отражение в зеркале повторяет за ведущим все движения и физические упражнения.

Заметь все.
Раскладываются в ряд 7-10 предметов (картинок), которые затем закрываются и меняются местами или какой-нибудь из них убирается.
Приоткрыв предметы, попросить сына (дочку) сказать, что изменилось. Не глядя больше на предметы, попросить вспомнить, какого цвета каждый из
них.


Таких игр-упражнений можно придумать очень много, но все их объединяют некоторые правила.
1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Ни в коем случае не заставляйте ребенка и не унижайте его достоинство, мол, все дети как дети, а нам с тобой надо заниматься.
2. Чтобы ваше чадо особо не расстроилось при плохих результатах, можно ввести веселые штрафы: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок.
3. Школьнику можно давать фору в количестве ошибок (то есть найти не 10 ошибок, а 5).
И еще, уважаемые мамочки и папочки, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу. Думаю, он с удовольствием обратит свое внимание на внимание вашего умнички и поможет в этом вопросе.
Татьяна КОВАЛЬЧУК, психолог.

Авторские права принадлежат редакции газеты Я-мама . Перепечатка строго запрещена.

Приглашаем в ШАХМАТНЫЙ КЛУБ детей 7–10 лет.

Шахматы – это одна из самых увлекательных настольных игр. Она не только очень интересна, но также весьма полезна для развития логики. Именно поэтому начинать обучение детей игре в шахматы нужно как можно раньше. Педагоги и психологи утверждают, что любую информацию малыши лучше всего усваивают во время игры. Именно поэтому шахматы для детей являются прекрасным способом развития аналитического мышления, памяти и внимания. Шахматы не только положительно влияют на математические способности детей. Эта древняя игра прекрасно дисциплинирует. Она учит малышей следить за ходом своих мыслей, выстраивать стратегию, планировать все на шаг вперед и твердо идти к своей цели.

Обучение детей игре в шахматы – это, прежде всего, задача родителей. Взрослые должны понимать, что других достойных альтернатив, развить у ребенка логику, нет. Уроков логического мышления в школах не проводят. Вместо этого от малышей требуют быстрого решения математических задачек, которые у большинства учеников вызывают недоумение. А для того, чтобы ребенок научился выстраивать правильные логические цепочки, нужно играть в шахматы.

Кроме умения думать шахматы также приучают детей к ответственности. Сидя у шахматной доски, не достаточно найти несколько альтернативных вариантов развития игры, выбрав из них лучший. Нужно также принять решение и сделать ход. Как раз с этим у большинства неиграющих детей возникают проблемы. Ведь совершив ход, нужно отвечать за его последствия. А вдруг выбор окажется не самым лучшим? Нужно пытаться исправить ситуацию. Даже взрослым порой не всегда удается совершить ответственный шаг или признать свою ошибку. А в шахматах это нужно делать постоянно, тренируя в себе смелость и решительность. Пользу этой древней игры трудно переоценить. Не зря в шахматы играли генералы и короли. И сегодня самые успешные люди планеты проводят достаточно много времени у шахматной доски, обучая и тренируя также своих детей.

Источники: http://www.psihologu.info/diagnosticheskaya-rabota/67-korrektsionno-razvivayushchie-igry-dlya-starsheklassnikov/823-razvitie-myshleniya-nekotorye-igry-dlya-detej-9-10-let.html, http://www.maminmir.by/igry-na-razvitie-vnimaniya-shkolnika.html, http://mirsoln.ru/chess

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Мелкая сыпь без температуры ребенка

Сыпь у ребенка по всему телу без температуры: далее...

Обезболивающее ребенку 9 лет

Обезболивающие средства для ребенка Обезболивающие далее...

Игры дошкольного возраста лабиринт

Дидактическая игра «Лабиринт» Закрепить знания детей далее...

Сухой кашель у ребенка без температуры комаровский

Лечение кашля у детей по Комаровскому У Комаровского далее...

Э короткова обучение детей рассказыванию

Короткова Э.П. Обучение далее...

Можно ли сбить температуру парацетамолом ребенку

Медики не рекомендуют далее...

Раздражительный ребенок 9 лет

Раздражительность и эмоциональные вспышки у ребенка Когда ребенку далее...

Популярные статьи