Главная » Ребенок 10 лет

Психологическое занятие для детей 10 лет

Есть направление в психологии - сказкотерапия, которое, используя сказки, решает какую-либо проблему. Работа со сказкой строится следующим образом:
♦ чтение или рассказ самой сказки, ее обсуждение. Причем, при обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению;
♦ рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
♦ драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Каждый этап обсуждается, т.к. важно зафиксировать чувства ребенка.

Обсуждение сказки «Роза и ромашка»

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. Как же ей хорошо, - думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте , - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.
Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: Какой красивый цветок! . Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.
Вопросы для обсуждения: почему ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит все цветы хороши по-своему ? Можно ли эту фразу сказать про людей?

Обсуждая с ребенком уникальность каждого цветочка, зверя, человека, мы формируем у него адекватную самооценку, которою должны повышать и родители в каждодневном общении с ребенком.

Игровые ситуации для обсуждения с ребенком.

╬ Представьте себе гнездо на дереве. Здесь живут папа-птица, мама-птица и птенец - ребенок. Но вот поднялся ветер, ветка сломалась и гнездо упало на землю. Папа и мама взлетели и сели на ветки. Птенец остался на земле. Что он должен делать? Ребенок рассказывает о птенце, а в то же время проявляет свою реакцию на подобную ситуацию. В зависимости от того, какое он найдет решение можно судить и о его поведении в подобной ситуации. Птенец постарается и тоже взлетит на ветку, полетит к папе, потому что он сильный, полетит к маме, потому что он испугался, или вообще сядет на отдельную ветку, не взлетит, но будет звать на помощь. Это нормальная детская реакция. А на ответы - он попытается взлететь, упадет и разобьется, он не взлетит и умрет с голоду – стоит обратить внимания родителей и педагогов.
╬ Предложите ребенку распределить сказочные роли среди родных. Папы и мамы – мужайтесь. В жизни ребенок не может высказать вам своих претензий, во-первых, не умеет, а во-вторых, ему даже в голову не приходит, что родителей можно критиковать. А вот в сказке он свободен и чувства его будут предельно откровенны. И если папа вдруг окажется злым волком, а мама бабой-ягой, не стоит обижаться на ребенка, а лучше задуматься, что за проблемы в семье заставили его назначить вас на столь незавидные роли.

Источник: Умные сказки: Сказкотерапия в детской библиотеке Пашкевич Т.В. ведущий методист ПОБДЮ

Сказкотерапия

Все дети любят слушать сказки. Но и сочинять их тоже очень интересно! А еще так можно избавить ребенка от страхов, волнений и разобраться в их причинах. Иногда мы даже не подозреваем, как сильно дети переживают разные жизненные ситуации. Предложите малышу сочинить сказку вместе с вами!

• Начните с классического сказочного зачина. Например: «За семью морями, за семью горами жили-были. » После небольшого предисловия поставьте героев сказки в сложную ситуацию. Пусть она напомнит ребенку о его проблеме. Например: медвежонок потерял маму и заблудился в лесу, котенок поссорился с другом, принцесса потеряла корону.
• Предложите ребенку придумать, что произошло дальше. Задавайте вопросы: почему герой сказки так поступает, что он чувствует, чего бы ему хотелось? Ребенок невольно выдаст свои сокровенные мысли и фантазии, тревоги и ожидания. Главное для вас - слушать внимательно и запоминать. Психологи уверены, что проговорить проблему - значит наполовину избавиться от нее.
• Получив развернутую картину происходящего, вместе с ребенком попробуйте скорректировать ситуацию, отыскать счастливый финал: мама нашла медвежонка! Закончите, как обычно: «Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец». Это поможет закрепить целебный эффект сказко-терапии.

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

  • Полностью программа состоит из психологических групповых занятий и индивидуальных консультаций. Дополнительно: родительские семинары, выездные психологические занятия-семинары для родителей и детей и культурно-досуговая программа (см. ниже).
  • В культурно-досуговую программу входят:
  • экскурсии,
  • праздники,
  • ролевые игры,
  • Детская туристическая игра Кладоискатель
  • Развивающие психологические тренинговые группы (по 7 детей в группе).
  • Продолжительность занятий от 1.5 до 2 часов.
  • Периодичность: один раз в неделю (см. расписание выше).
  • Программа расчитана на 3 месяца (12 групповых занятий и 6 консультаций) и состоит из 2-х уровней:
    1. уровень: 3 мес. (октябрь-декабрь);
    2. уровень: 3 мес.(февраль-апресь).
    3. Консультации проводятся в удобное для вас время (согласовываются с Вашим педагогом). Продолжительность 1 час. Место проведения консультаций оговаривается с вашим педагогом: на нашей территории или у вас дома.
    4. Можно выбрать полную (занятия+консультации) и сокращенную программу (либо занятия, либо консультации). Мы можем составить индивидуальную программу для Вас и вашего ребенка (набор услуг).
    5. Что нужно знать ?


      Сейчас ваши дети находятся в возрасте, когда происходит формирование самосознания, становление самооценки, расширение коммуникативной сферы. Также в этот период интенсивно развивается восприятие, внимание, память и мышление. Развитие личности ребенка ускоряется и усложняется, при этом естественно возникновение трудностей во взаимоотношениях с окружающими.

      ОТНОШЕНИЯ
      С РОДИТЕЛЯМИ


      В этом возрасте очень важно сохранить теплые отношения между детьми и родителями. Осознание ребенком семейных норм и ценностей, а так же отношений между членами семьи, определит в дальнейшем его поведение и стиль общения с родителями. К 11 - 12 годам ребенок может потерять эмоциональную связь с родителями и искать ее среди сверстников. Стремление к свободе приводит к конфликтам отцов и детей . В этот период детям необходимы понимание и поддержка родителей. Так как же предотвратить и преодолеть будущие проблемы подросткового возраста?

      ОТНОШЕНИЯ
      С УЧИТЕЛЯМИ


      Для ребенка младшего и среднего школьного возраста авторитет учителя достаточно велик, поэтому ученик может чувствовать страх даже перед самым добрым учителем. А страх негативно влияет на процесс учебной деятельности, что, в свою очередь, вызывает недовольство педагога. Маленькому человеку необходимо научиться защищать свои интересы и отстаивать свои взгляды перед учителем, избегая конфликтных ситуаций. Так как же это сделать?

      ОТНОШЕНИЯ
      СО СВЕРСТНИКАМИ


      Сейчас ваши дети очень чувствительны к оценке, которую дают им сверстники. Они постигают смысл дружбы, учатся воспринимать критику, сотрудничать, работать в команде. Так как же найти в поведении золотую середину между излишней зависимостью от сверстников и стремлением к подавлению одноклассников?

      ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ


      Самооценка, которая начинает формироваться в этом возрасте, определяет поведение ребенка в обществе. Для формирования адекватной самооценки необходимо:
      • научиться принимать себя,
      • осознать свою индивидуальность,
      • почувствовать себя уверенным и успешным.
      Так как же сделать так, чтобы ребенок поверил в себя, свои силы и возможности?

      НА НАШИХ ЗАНЯТИЯХ


      Мы учитываем возрастные особенности и используем индивидуальный подход к детям. Нашими задачами являются:
      • облегчить преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому;
      • поддерживать и развивать познавательную активность детей;
      • cнимать утомление, негативное эмоциональное состояние и их проявления;
      • дать ребенку представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
      • через развитие самопознания и самооценки ребенка развить самоуправление, самоорганизацию, саморазвитие личности детей;
      • развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни;
      • формировать у учащегося приемы и способы познавательной, учебной, коммуникативной и других видов деятельности.

      Занятия проходят в разных районах Москвы. Сейчас существуют центры в районах:
      • м.Академическая
      • м.Ленинский проспект
      • м.Октябрьская
      • м.Университет
      • м.Алтуфьево
      • Переделкино
      С учетом развития Планея, к этому моменту могли появиться филиалы и рядом с Вами, в вашем районе. Для уточнения свяжитесь с нами.

      Занятия начинаются с конца сентября и заканчиваются в апреле (до начала дачного сезона). Продолжительность одного тренингового занятия около 90 минут (для 7-10 лет) и 2 часа (для 11-12 лет). Занятия 1 раз в неделю по выходным дням в первую подовину дня (субботу или воскресенье вы выбираете сами).

      Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах.

      С книгой Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. можно ознакомиться на следующих страницах:

      Аннотация к книге:

      Как научить детей сотрудничать? — это сборник психологических игр и упражнений. Он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их эмоционального интеллекта и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения.

      Мы можем помочь детям ощутить единение с другими

      Наиболее значимой группой для детей, разумеется, является их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них становится принадлежность и к другим группам: к классу, спортивной команде, к отряду скаутов и т.д. Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни. Нередко плохое поведение на уроке возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, детям, как ни странно, необходимо признание их личной истории. Они хотят показать, что они гордятся своей семьей, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что они умеют, чему хотят научиться, каким видят свой класс.

      Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они пытаются держаться в стороне от всех. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять одноклассникам и учителю. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они не такие как все , но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны. Не всегда дети, сторонящиеся других, происходят из трудных семей, довольно часто это просто чувствительные дети, страдающие от утрат, которые они понесли, от событий, которые драматическим образом потрясли сами основы их доверия к миру: смерть близких, развод или безработица родителей, переезды, потеря друга. В таких случаях педагогам потребуется немало терпения, чтобы вывести ребенка из ощущения изолированности и одиночества.

      Мы можем вселить в детей надежду

      Важнейшая задача педагога — укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Очень важно научить детей гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее. Надежда — это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.

      Мы можем показать детям, что значит уважение

      Хорошие учителя на своих занятиях не только заботливы по отношению к детям, но и уважительны с ними. При этом забота должна быть скорее непрямой и проявляться в каких-то действиях, направленных на то, чтобы лучше познакомиться с детьми, постепенно понять истории их жизни и не отказываться даже от тех детей, с которыми Вам трудно и тяжело. Напротив, уважение к ребенку может и должно проявляться напрямую, непосредственно, в связи с его конкретным поведением.

      Мы можем помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность

      Именно в младшем школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.

      Можно помочь детям научиться принимать решения — самостоятельно и в группе

      Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Мы можем упражняться с ними в принятии справедливого группового решения. Также мы можем помогать детям видеть и понимать те возможности, которые в нашей культуре подавляются или искажаются. Например, можно обратить их внимание на то, что самый лучший подарок — это наше время и внимание, а не какая-либо очень дорогая вещь.

      Мы можем учить детей сочувствию

      Мы можем развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим

      2. Задачи учителя

      Глава 1. Что делать с агрессией и гневом?

      Источники: http://vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/36-korrekczionno-razvivayushhaya-rabota-psixologa-v-detskom-sadu/584-zanyatie-dlya-detej-ot-4-do-10-let-po-povysheniyu-samooczenki-skazkoterapiya, http://planey.ru/Nabor/7-12.htm, http://fusionpiter.ru/articles/teach-cooperate

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения

      Избранные статьи

      Методики раннего развития детей от 0

      Обзор популярных методик раннего развития ребенка далее...

      Планета поделка детского сада

      Детские поделки на тему космос: делаем далее...

      Творческие занятия с детьми 1 2 лет

      Творческие занятия в развивающей арт-студии для детей АРТ-студия выходного дня Возраст: далее...

      Абрикосовое масло насморка детям

      Применение абрикосового масла далее...

      Фартук для кормления ребенка

      Главная Блог Аксессуары Фартук для кормления грудью далее...

      Дидактическая игра средство развития словаря детей

      Дидактическая игра представляет далее...

      Розовые пятна на лице у ребенка

      Кожа лица первой реагирует на изменения в далее...

      Популярные статьи