Главная » Ребенок 2 года

Игры сенсорное развитие детей 2 3 лет

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры

Воскобойникова Марина Николаевна

воспитатель I младшей группы

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

Знакомство человека с миром начинается с живого созерцания : с ощущения и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.

В дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно, хотя у детей раннего возраста представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах (сложившихся представлениях об основных свойствах предметного мира: цвет, форма, величина предметов и т.д.) легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений. направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.

В настоящее время к услугам взрослого множество средств, которые позволяют ему знакомить детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), то есть специально подобранный дидактический материал.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические игры по сенсорному развитию как в непрерывной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка. Активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста. Родители дома без труда могут изготовить и использовать дидактические игры из подручных материалов – прищепок, карандашей, игрушек и т.д.

Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В целях определения достижений детей в сенсорном развитии можно использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками – вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, мы сможем определить уровень сформированности умений по тому, как будет действовать ребенок: те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок, демонстрирует сниженный уровень; дети, целенаправленно использующие практические пробы, показывают средний уровень; и, наконец, если ребенок безошибочно подбирает детали лишь на основе зрительного соотношения, можно говорить о высоком уровне сформированности умений.

Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания, как в детском саду, так и дома, дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Есть простые дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

  • Определи на ощупь ( найти предметы различающиеся по одному признаку)
  • Узнай фигуру ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
  • Найди пару (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
  • Найди предмет указанной формы ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
  • Из каких фигур состоит ? (нужно по рисунку определить. из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
  • Найди предмет такой же формы (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
  • Какая фигура лишняя? ( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины.

  • Сравни предметы по высоте
  • Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
  • Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
  • В какую коробку? (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
  • Дальше - ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
  • Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
  • Какого цвета не стало?
  • Какого цвета предмет? (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
  • Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
  • Какие цвета использованы? (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
  • Уточним цвет ( учить различать и называть близкие цвета)

Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей 2 – 3 лет»

Вы просматриваете: Главная \ Все категории \ Белоклокина Кристина Сергеевна \ Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей 2 – 3 лет»

Консультация для родителей: Сенсорное развитие детей 2 – 3 лет

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Значение сенсорного развития в раннем детстве велико:

– совершенствование деятельности органов чувств;

– накопление представлений об окружающем мире.

С одной стороны, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо не только для успешного обучения детей в детском саду и школе, но и для многих видов деятельности.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Ведь не зря профессор Н.М.Щелованов назвал ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания. На 2–3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов (это общепринятые образцы внешних свойств предметов), у него еще только начинают накапливаться представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений происходит через игру, через игровые ситуации. В игре дети непроизвольно осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по размеру, форме, цвету, расположению в пространстве.

В группе у нас живут мишутка, зайчик, и множество других игрушек. И игровые сюжеты связаны с ними – мы им помогаем узнать, какого цвета солнышко – желтого, какой оно формы – круглое и т.д. Для создания игровой ситуации мы используем имеющиеся в группе материалы и предметы быта. Очень помогает в работе Полянка с грибочками (состоит из четырех секций основных сенсорных цветов-эталонов: красного, синего, зеленого, желтого). Мы на ней изучаем и закрепляем цвета.

Составляя картинки из геометрических фигур, каждый малыш отыскивает нужную геометрическую фигуру, определяет цвет, который нужен и т.д.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешки сочетается с действиями, которые выполняют все малыши. Так, например, обыгрывая потешку Сорока-белобока , детям предлагается подобрать ложку по цвету (красная тарелочка – красная ложка и т.д.). А обыгрывая потешку Курочка-рябушечка , дети подбирают ведерко курочке по цвету и величине. Играя в Ладушки-оладушки , малыши знакомятся с понятием один – много: Саше дала, Кате дала. всем дала, сколько бабушка напекла оладушек – много.

В раннем возрасте стоит задача подготовить детей к последующему обучению математике через:

  • Знакомство с основными эталонами цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
  • Дидактические игрушки-вкладыши на различение величины. используя потешки, стихи, игры с пальчиками, дидактические игрушки.
  • Знакомство с геометрическими формами. круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
  • Игровые ситуации на развитие вкуса, обоняния, осязания, слуха.
  • Развитие мелкой моторики рук. застежки, шнуровки, бусы (крупные) для нанизывания, мозаики и т.д.
  • Ознакомление с простейшими настольно-печатными играми: лото, разрезные и парные картинки.

Сенсорные дидактические игры занимают важное место в дошкольном возрасте. В процессе игр ребёнок всесторонне развивается: познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов (цветом, формой, величиной), устанавливает между ними связи, действует с предметами.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми младшего дошкольного возраста. Возраст моих воспитанников 2-3 года. Этот возрастной период благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.

Хочу предложить разработанные мною авторские игры: «Разложи овощи и фрукты по вазочкам», « Волшебная полянка», «Найди машине гараж».

Дидактическая игра «Разложи фрукты, овощи и ягоды по вазам»

Воспитательная. воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к труду взрослых.

Развивающая. развивать слуховое внимание. тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

Образовательные. формировать представления детей о фруктах и овощах, как результатах труда человека; расширить знания детей о пользе фруктов и овощей в качестве продуктов питания людей; закрепить представления о цвете, подбирать цвета по принципу «такой – не такой», находить предмет (фрукты, овощи, ягоды ) определенного цвета и раскладывать их по вазам соответствующего; формировать умения подбирать нужные формы (круг, овал) методом зрительного соотнесения;

Речевая: уточнить, расширить и активизировать в речи детей понятия собирательного существительного ( «Овощи – огород», «Фрукты – сад», «Ягоды – лес»), подвести детей к внеситуативному диалогу со взрослыми.

Материал. основа панно с изображением 4 ваз четырех основных цветов (силуэты фруктов, ягод и овощей, сшитых из ткани на липучках разного размера и цвета)

На столе перед детьми панно: «Разложи, овощи, фрукты и ягоды по вазочкам». Дети достают овощи, фрукты и ягоды рассматривают их по цвету и форме.

1 вариант: воспитатель предлагает в соответствии с цветом разложить овощи, фрукты и ягоды по вазам, например: в желтую вазочку положим – желтый банан, желтое яблоко, желтый лимон, желтую грушу, желтую репу;в зеленую вазочку положим – зеленый огурец, зеленую капусту, зеленый лук, зеленый виноград, зеленое яблоко и т.п.

При выполнении действий дети проговаривают словосочетания: желтое яблоко. зеленый огурец.

2 вариант: дети раскладывают фрукты и овощи по вазам в соответствии с формой и проговаривают форму, например: круглое яблоко, овальный лимон.

- круглая – круглый помидор, круглое яблоко и т.д.

- овальная – лимон, картофель, огурец и т.д.

3 вариант: дети рассматривают, что лежит в вазах называют одним словом: фрукты, овощи и ягоды и где все это растет.

Дидактическая игра «Найди машине гараж»

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

- Развивать слуховое внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику рук;

- Знакомить с пространственными отношениями: вверх, вниз, справа, слева;

- Развивать глазомер, определять направление, в котором находится предмет (машины)

- знакомить с понятиями: дорога, светофор;

-расширить представления о легковом виде транспорта (рассмотреть кабину, колеса) обратить внимание на их форму;

- знакомить с элементарными правилами дорожного движения.

- закреплять представления о цвете (красный, синий, желтый, зеленый);

- познакомить с «огоньками светофора»

- формировать умения подбирать цвета по принципу: «такой – не такой»

Речевые: - уточнить, расширить и активизировать в речи детей понятие собирательного существительного: «легковые машины», развивать диалогическую речь детей;

- формировать правильное и отчетливое произношение звука [б] [б,], развивать умение произносить отдельные звукоподражание громко и тихо.

Материал: основа панно с пришитой дорогой. силуэты машин разного цвета.

Дети достают из кармана машины разного цвета, рассматривают их:

1 вариант – рассматривая машины, дети обращают внимание на форму колес, форму окон и т.д. при этом называют части машин (колесо, кабина и т.п.)

2 вариант - красная машина по дороге едет в красный гараж, синяя машина – в синий гараж, желтая – в желтый гараж, зеленая машина – в зеленый гараж. По дороге к гаражу дети знакомятся с огоньками светофора и с правилами дорожного движения.

Дидактическая игра: «Волшебная полянка»

Воспитательная: воспитывать у детей доброжелательное и бережное отношение к насекомым.

- развивать мелкую моторику рук (собирать цветок из отдельных частей – лепестков, определенного цвета);

- развивать мышление, наблюдательность, способность к простым умозаключениям: «летаю бабочки, стрекозы, жучки – у кого есть крылья, а улитки ползают – у них нет крыльев»

- закреплять знания о насекомых: бабочках, божьих коровках, стрекозах, улитках.

- закреплять знания о цвете (красный, синий, голубой, оранжевый, желтый и т.д.)

Ввести в понимаемую речь детей собирательные существительные «насекомые».

Связать представления о насекомых с текущим временем года

- развивать диалогическую речь детей.

Материал: основа панно с изображением )поляны, изображением насекомых.

1вариант. Воспитатель предлагает детям собрать из лепестков «Волшебную полянку». Вместе рассматривают цветы, называют цвет, воспитатель в случае необходимости обращает внимание на цвет.

2вариант. Дети «расселяют» насекомых:

Жёлтая бабочка полетит на жёлтый цветок, красная бабочка на красный цветочек, а улитка поползёт на зелёный листочек и т.д.

Автор: Киселёва Екатерина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №24 «Колобок», г. Вязники, Владимирская область

Источники: http://dou250spb.ru/sensornoye-razvitiye-detey-2-3-let-cherez-didakticheskiye-igry, http://mdoy.ru/dz/137/page_category/2015-02-15-15-53-23.html, http://www.i-deti.ru/detskie-sady-au/arhiv/igrovoe-zanyatie/ispolzovanie-sensornyh-igr-dlya-poznavatelnogo-razvitiya

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Как ребенку придти в чувство после рвоты

Отравление. Сразу начинайте промывать желудок. Независимо от далее...

Болит низ живота ребенка 10 лет

Боли в животе у ребенка, признаки, далее...

Красное пятно возле губы ребенка

Раздражение кожи вокруг рта у ребёнка: что случилось далее...

Грамота за творческие успехи текст детям

Тексты грамот, благодарственных далее...

Картинки раскраски для детей 5 6 лет

Раскраски для детей 6 лет отлично дополнят внушительную далее...

Особенности экг у детей

Экг у детей ЭКГ – далее...

В санкт петербург с ребенком 3 лет

Концерт «Музыка осени» 18 сентября Кронштадт приглашает далее...

Популярные статьи