Главная » Ребенок 2 года

Логопедические упражнения для детей 2 3 лет

Логопедические упражнения, занятия

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.


Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

4. «Накажем непослушный язычок»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

12. «Загони мяч в ворота»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.

Полезный материал для занятий:

Логопедические упражнения, представленные в данном разделе, это дидактические материалы, которые я, логопед Ирина Петровна. составляла для помощи людям, занимающимися у меня индивидуально через скайп с веб камерой.

Это словарный материал, с которым мы работаем на занятиях и который даётся для домашней работы. Это позволяет отрабатывать поставленные звуки, грамматические конструкции, лексические темы самостоятельно, между нашими занятиями, экономя наше время.

Принципы, которыми я пользовалась при составлении этих упражнений: здесь собран большой объём дидактического материала. Дело в том, что во многих логопедических учебниках подобные дидактические материалы даны лишь в виде примеров. А в реальной работе нам логопедам приходится использовать намного больше всех этих стихов, скороговорок и слов для достижения качественного результата. Поэтому мне, как многим логопедам, приходилось собирать материалы, откуда это только возможно (основным источником стал словарь Ожегова – там есть все слова русского языка). Многое приходилось придумывать самой. Зачем нужно так много словарного материала? Дело в том, что автоматизация имеет своей целью сделать умение произносить звуки правильно или использовать правильные грамматические конструкции автоматизированным навыком, функционирующим без вмешательства сознания, чтобы человек мог думать о том, что он говорит, а не о том, как говорить. Чаще всего для этого требуется достаточно большое количество повторов и желательно на основе разнообразного материала.

Некоторые вещи, которые я говорю, консультируя родителей после каждого занятия, (как поставить вопрос ребенку, чтобы получить правильный ответ, на что следует обращать больше внимания) люди могут забыть. Поэтому в этих материалах (на заглавных страницах подразделов) есть «инструкции», как этим пользоваться.

Меня многие спрашивают, не боюсь ли я остаться без работы – «ведь люди сами смогут это сделать, если им дать все материалы». Несмотря на то, что я стремлюсь к тому, чтобы делать этих упражнений все больше, я не боюсь. Не потому что я что-то утаиваю, какие-то секреты. Просто собрать в одном месте, все что изучают 5 лет в институте, все учебники и лекции, просто невозможно. Есть еще вторая вещь – профессиональный опыт. Ведь мало знать, чему ты хочешь научить. нужно еще и уметь это применять, преподать материал так, чтобы добиться поставленной цели. К тому же за 20 лет опыта накапливается масса других, новых способов, методов и приемов, которые идут не вразрез с теорией, а исходят из нее. Поэтому при личных занятиях я даю каждому именно тот способ, который подходит конкретному человеку, нужный ему объем материала – а не всю логопедию целиком.

По сути логопедические упражнения, собранные здесь, не исключают мою работу, а очень хорошо ее дополняют, т.к. бессмысленно спорить, что лучше больница или врач, тренер или спортзал. Логопед обладает и медицинскими, и педагогическими, и филологическими знаниями, чтобы научить как тренер – быстрее и безопаснее.

И последнее: есть некоторые люди, которые пользуются материалами самостоятельно и у них все получается. Я за них рада – у них есть воля, желание и понимание. Хотя должна предупредить, что неправильное выполнение логопедических упражнений опасно закреплением неправильного стереотипа, у детей превышение речевой нагрузки, неправильный выбор материала может привести к логоневрозам (заиканию). Как и в спорте, самостоятельные тренировки чреваты травмами.

Мне пишут многие благодарные родители, которые с помощью роликов помогли своим детям правильно произносить звуки, пишут взрослые люди, которые с помощью подборки слов, текстов смогли научиться пользоваться правильными звуками в своей речи. Обращаются с благодарностью даже логопеды, которым эти материалы позволяют быстрее и проще составлять конспекты ежедневных занятий в детских садах. Я этому рада – значит, не зря было потрачено столько сил на создание этого сайта.

Конечно, здесь пока далеко не все, что я хотела бы выложить. Но я продолжаю работать в этом направлении.

Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика) для детей 2-4 лет.

Упражнения для губ и щек

Описание. Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.

Лучше всего выполнять во время купания или умывания.

2. Сытый хомячок.
Описание. губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).


3. Голодный хомячок.
Описание. губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.

Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для губ

Описание. зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.

2. Трубочка.
Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй.

3.Заборчик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).
Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.

4.Бублик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции).
Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5.Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. (Цель – развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие).
Описание. Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались.

6.Кролик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф).
Описание. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Массаж губ зубами.

Описание. Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы.

2. Пятачок.
Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

3. Рыбки разговаривают.
Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).


4. Еще Рыбки разговаривают .

Описание: Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку (вертикально) и двумя пальцами другой руки нижнюю губу (вертикально) и растягивать их вверх-вниз.


5. Снова Рыбки разговаривают .

Описание : Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук поцелуя . Воздух втягивается внутрь.

6. Уточка.
Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

7. Недовольная лошадка.
Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» - если улыбаться, то не получится.

Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.

Еще несколько упражнений для маленьких.
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, («сколько ты можешь не дышать?»)
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат) в воздухе или на бумаге.
- удерживать губами (но не зубами) марлевую салфетку - взрослый пытается ее плавно вытянуть.

- пить через трубочку, дуть в воду через трубочку.

-мелко нарезать бумагу, сложить кучкой на столе перед ребенком, попросить ребенка набрать побольше воздуха в рот и «напугать бумажки» - выдохнуть с резким звуком П, чтобы бумажки разлетелись.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти


1. Трусливый птенчик.
Описание. Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок - птенчик сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы.
Описание. Рот приоткрыт, На счет один челюсть двигается вправо, на два - челюсть возвращается на место, на счет три - челюсть двигается влево, на четыре - челюсть возвращается на место, на пять - челюсть выдвигается вперед, на шесть – челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна.
Описание. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Силач.
Описание. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц.

6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Следить, чтобы голова не двигалась вверх и назад.

8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

Источники: http://www.logolife.ru/logopedicheskie-uprazhneniya, http://sites.google.com/site/logopedonlain/logopediceskie-upraznenia, http://sites.google.com/site/logopedonlain/logopediceskie-upraznenia/podgotovitelnye-upraznenia-artikulacionnaa-gimnastika-dla-detej-2-4-let/logopediceskie-igry-artikulacionnaa-gimnastika-dla-detej-2-4-let

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Обучение детей рассказыванию доу

Обучение малышей рассказыванию Опубликовано 12.06 автором Mari Обучение малышей рассказыванию далее...

Игры на счет для детей 6 лет

Обогащение двигательных навыков далее...

Как научить двухлетнего ребенка говорить

Как научить ребенка говорить? Ваш ребенок уже знает далее...

Признаки аппендицита у ребенка 9 лет

Признаки аппендицита у детей У многих далее...

Рацион кормящей мамы новорожденного

Список продуктов кормящей маме (что можно кушать, что кушать далее...

Спортивные секции детей 9 лет

Детские спортивные секции Красноярска В какую далее...

Развитие игровой деятельности детей

Развитие игровой деятельности далее...

Популярные статьи