Главная » Ребенок 3 года

Адаптация ребенка 3 лет к детскому саду

Сложная адаптация в детском саду мама в группе

Здравствуйте! Дочке 2 года 5 месяцев, месяц назад пошли в садик, ребенок до сих пор не может адаптироваться. Дочь уходит в группу без плача, даже закрывает за собой дверь. Но…там ничего не ест, хотя пьет. Укладывается спать с плачем, но все же засыпает, но когда просыпается, начинает плакать. И воспитатели звонят мне, что она очень сильно плачет, и я иду забирать ее из садика, при виде меня она сразу успокаивается. Сегодня воспитатель сказала мне, что дочь после утреннего расставания хоть и не плачет, но все держит в себе и ходит, как комок нервов, поэтому и не кушает, и со сном такая беда, и предложила мне какое то время присутствовать в группе. Мне, конечно, не сложно (из декретного отпуска я еще не вышла), но я боюсь обратного эффекта, как говорится, “рубить хвост по частям”. Она привыкнет к моему присутствию в группе, и что потом? Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу. Заранее спасибо!

Здравствуйте! Вполне возможно, что дочка еще мала для садика и поэтому испытывает трудности адаптации. С другой стороны, из Вашего рассказа получается, что девочка достаточно замкнутая в себе и с сильным характером, раз научилась все держать в себе. Это указывает на то, что адаптация уже началась. Адаптация к садику может занимать до 6 месяцев, а то и больше, ведь образ жизни в саду и дома очень сильно различаются. Старайтесь, чтобы быт дома повторял хоть в какой-то степени жизнь девочки в саду, тогда ей станет легче. С другой стороны, Вы правы, что не хотите сидеть в саду рядом с дочкой, тогда все эти усилия по адаптации девочки в сад будут напрасными. Резюмируя, советую Вам либо пока забирать ребенка из садика, если Вы очень переживаете и пробовать ее отдать в сад через полгода, либо терпите эти трудности, ведь ситуация в любом случае нормализуется, это вопрос времени. Удачи!

Консультация дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу.

С приходом ребенка 3—4 лет в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах (“Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях” / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М. 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению

веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

• легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение мясяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Авторы статьи хотели бы помочь руководителям дошкольных учреждений, воспитателям, детским психологам в организации адаптационного периода, дать практические рекомендации, в том числе сценарии занятий, призванные облегчить эту сложную работу, особенно на первоначальном этапе.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит прежде всего от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинга, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.

Второй немаловажный момент — необходимость организации “Праздника знакомства”. Первый день пребывания в детском саду должен стать для ребенка праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, которые знакомят их с группой, проводят игры, направленные на знакомство детей и родителей между собой. Праздник, примерный сценарий которого приводится ниже, завершается чаепитием, подготовленным с помощью родителей. Желательно, чтобы детей в первый день забрали домой сразу после обеда и чтобы родители все это время были рядом с ними.

Ребенок не адаптируется к детскому саду

Вопрос:Добрый день! Моему ребенку 4 года, мы стали ходить в детский сад в год и 10 месяцев. У ребенка плохой иммунитет, мы постоянно болели и продолжаем болеть. У нас есть подозрение на бронхиальную астму, мы сейчас обследуемся, так как часто болел бронхитом обструктивным. Мы ходим максимум 10 дней, и 2-3 недели болеем. Летом не болеем вообще, за 4 месяца он не болел ни разу.

В этом году пошли 15 сентября, отходили неделю и заболели на 2 недели. Потом вышли на 4 дня, и у ребенка началась рвота в детском саду, с промежутками в 2-3 дня. Мы сдали все анализы, сделали УЗИ желудка, все в норме. Выяснили, что ребенка пичкали едой насильно. Мы воспитателям высказали, чтоб не кормили насильно.

Появилась новая проблема, ребенок перед детским садом хочет какать уже 3 дня подряд, даже если дома только что сходил. Я думаю на нервной почве. Их заставляют самих вытирать попу, а мой ребенок переживает, что плохо вытрет. У нас закончилась бумага, воспитатель дала ему чужую и сказала: -не рви много,чужая ведь. Дома я его приучаю самому вытирать.

Ребенок не хочет ходить в детский сад, он комплексует, боится что его будут ругать, что он не так что-нибудь сделает. Воспитатели на мою просьбу помочь ему адаптироваться после лета не прилагают никаких усилий.

Каждое утро он плачет и просит меня подождать, когда он покакает. Ребенок очень переживает, а они списывают это на адаптацию к детскому саду. Подскажите, как помочь моему ребенку адаптироваться и реже болеть.

Отвечает Ольга Владимировна СЕРГАЧЕВА, детский психолог:

Здравствуйте! В Вашем случае думаю, что следует уже говорить не об адаптации ребенка к детскому садику, а о последствиях плохой адаптации (или скорее дезадаптации). Частые заболевания (в том числе и ОРЗ и простой насморк) в вашем случае скорее психосоматические, то есть основная причина -психологические проблемы . Если не решить эти проблемы, то заболевания будут продолжаться и усложняться.

Появление таких симптомов, как рвота и желание покакать говорит, что в настоящее время проблемы серьезные (так можно и до невроза дойти).

Весь организм ребенка уже просто кричит -мне плохо, помогите мне!

Детский сад для ребенка сейчас уже является стресс-фактором, который запускает весь механизм проблем. Врачи и таблетки в данном случае не являются единственным способом решения проблемы -вы устраняете симптомы, а не причину.

Обязательно, просто необходимо обратиться к детскому психологу. Ребенку необходима психологическая помощь, работа с психологом. Если в детском саде вам согласны помочь и поработать с ребенком -хорошо. Если нет -ищите другого детского психолога и идите за помощью. Воспитатели и заведующая в лучшем случае будут соглашаться с вами и делать то, что для них не сложно. В наших детских садах много детей, и воспитатели не нацелены на индивидуальный подход, особенно со сложным ребенком. Проявляйте активность сами.

Вам сейчас очень трудно, вы очень устали, много переживаний и хлопот, но вашему сыну еще сложнее -он маленький и беззащитный в этом сложном окружающем мире.

Постарайтесь собрать все свои силы, всю свою любовь и вместе с походами к врачам и детским психологам находите время, чтобы дарить своему сынишке нежность, заботу, минуты ласки и любви. Он в этом сейчас так нуждается. Не откладывайте поход к детскому психологу.

Источники: http://health.mail.ru/consultation/1571637/, http://pedlib.ru/Books/1/0004/1_0004-1.shtml, http://www.deti-club.ru/psihologi_11

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Игры детей 4 лет винкс

ИграМир Винкс: Бродилка винкс! Если игра далее...

Ухаживать новорожденным первые дни

Как предотвратить опрелости у малыша В далее...

Детей писать 5 лет

Как самостоятельно научить далее...

Занятия неговорящими детьми 5 лет

Пример плана занятия по программе Стимуляция речевой активностинеговорящих детей далее...

Спорт 3 летнего ребенка

В какую спортивную секцию отдать ребенка: выбираем спортивные далее...

Способы развития памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприят­ный для развития далее...

Избавить ребенка соплей комаровский

Как вылечить насморк далее...

Популярные статьи

x