Главная » Ребенок 3 года

Адаптационные игры детей 3 лет

Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет

21 декабря 2012

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма. В процессе игры возникает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В игре ребенок не только проявляет индивидуальные способности и личностные качества, но также формирует определенные свойства личности.

Игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения успеха, они побуждают малыша к доброжелательным отношениям со сверстниками и взрослыми.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Следует помнить, что во время игры нельзя ребенка ругать и критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и не жалеть похвалы за каждое правильное действие.

Предлагаем Вам несколько интересных игр с детьми двух-трех лет в период адаптации к условиям детского сада.

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую детям большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. Когда дети найдут игрушку, взрослый прячет её так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «Ку-ку!». Когда дети найдут его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагается спрятаться кому-нибудь из детей.

Игра с собачкой

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять её за лапу поздороваться и покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!».

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

Выдувание мыльных пузырей

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а, не дуя в неё. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи).

Ход игры. С помощью маленького зеркальца воспитатель пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Играют на стене.

Помани их пальчиком

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает детям несколько раз, как это сделать, и просит повторить. Возможно, придется помочь детям убрать большой палец в кулачек.

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачек?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец).

Ход игры. Воспитатель берет мягкую игрушку, крепко прижимает его к себе и кружится с ней. Раздает и игрушки малышам и просит также покружится, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стихотворение и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за воспитателем выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь.

Приведенные игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному и агрессивному ребенку.

Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Автор: Долгих Галина Ивановна,
воспитатель, МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 41 «Уголёк»,

г. Междуреченск.

Статья размещена в авторской редакции.

Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет

Слово «игра» - магическое .

Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, еще не познанного пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается тишина и на тебя устремляют взгляд 15 пар пытливых, любознательных глаз. Голубые, зеленые, карие… они смотрят широко и открыто, и ты любишь их всех – ласковых, упрямых, капризных и веселых …

В связи с этим вспоминается притча:

«Я пытался достичь сердца ребенка словами,

они часто проходили мимо него неуслышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами,

он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него.

Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я.

Так давайте играть с детьми!

Самое главное - это всегда игра.

Интересная, яркая, образная, познавательная и развивающая.

Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет

Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игры всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и. т. д.

Ход игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Коля ко мне пришел». Игра повторяется.

Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе гремят, радуются.

«ВЫДУВАНИЕ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ»

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри покачивая трубочкой. Пытается поймать пузыри на лету, пока они не коснулись земли. Затем учит каждого ребенка надувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи).

Взрослый держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

«Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

До того мы закружились,

Что на землю повалились. Бух!»

На небе солнышко! Можно идти гулять. Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой» бегут к взрослому, у которого зонт в руках.

Приходит в гости кукла и говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму. Кукла их догоняет, ищет, радуется что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

Взрослый предлагает поиграть в поезд: «Я - паровоз, а вы вагончики» Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали» - все начинают двигаться за вагоном, приговаривая «чу- чу».Взрослый ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время опять отправляется в путь.

Взрослый раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки так, чтобы большие пальцы оказались внутри. Учит ребенка как это делать. Выполняют движения вместе:

Кто залез мне в кулачок?

Это может быть сверчок?

Ну - ка, ну-ка вылезай!

Это пальчик! Ай - ай - ай» (Выставить вперед большой палец).

Игры на выдувание помогут отвлечь плачущего ребенка, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. Это игры: «Подуй на шарик, подуй на вертушку».

Дети встают в круг. Дети делают то, что говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы бегаем кругом. Через некоторое время «Стоп» Все останавливаются. Игра повторяется.

Ребенок изображает мяч, прыгает на месте. Воспитатель, положив ему на голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду ты со мной! 1,2,3,4,5. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый его ловит.

Кроме перечисленных игр дети охотно поиграют в «Карусели», «Огуречик», «Мяч по кругу», а также игры, предусмотренные для этого возраста «Программой воспитания и обучения».

Дата публикации: 19.02 Просмотров: 231

Адаптационные возможности ребенка - это процесс развития организма и формирования его здоровья на всех возрастных этапах. От адаптационных возможностей организма зависит способность человека активно искать выход из стрессовой ситуации.

Первый общественный опыт малыша - приход в детский сад. Придя в дошкольное учреждение, ребенок оказывается в новых социально - психологических условиях, в новой среде, где меняется обычный ход и образ жизни, поэтому у него возникает чувство нестабильности. Поэтому остро стоит вопрос активизации внутренних психических ресурсов ребенка, обеспечение им покоя и защищенности, полноценного психологического, эмоционального развития и социального благосостояния.

Как известно, адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии может привести к эмоциональным нарушениям или задержке темпа психофизического развития. А игра - является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому она имеет значимое влияние на психическое развитие ребенка, и в процессе совместной деятельности: игре, рисовании, конструировании, дети приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения, учатся общаться друг с другом, и со взрослыми.

Поэтому программа «В согласии с собой» будет наиболее целесообразной и интересной формой работы с детьми, педагогами, родителями по повышению уровня адаптационных возможностей детей дошкольного возраста. Занятия с детьми способствуют сохранению психического здоровья, предотвращают эмоциональные расстройства, развивают лучшее понимание себя и других, создают возможности для самовыражения.

Программа адаптации детей к условиям детского сада «В согласии с собой»:

- Ориентирована на оказание помощи в адаптации детям дошкольного возраста, которые длительное время не посещали ДОУ. находились на домашнем режиме;

- Рассчитана на 7 занятий (ежедневно в течение первой недели, и 2 занятия на второй неделе, каждое по 0,5ч, кроме последнего общего с родителями - 1:00)

- Количество участников группы - до 7 детей;

- Форма работы: групповая, индивидуальная;

- Формирование положительной установки у ребенка на дошкольное учреждение;

- Снятие психоэмоционального напряжения;

- Развитие навыков лучшего понимания себя и других;

- Обучение способам взаимодействия с другими посредством формирования игровых навыков, и продуктивных форм общения со сверстниками и взрослыми, предоставление возможности родителям увидеть своих детей в компании сверстников, способствовать эмоциональному сближению родителей и детей;

- Формирование навыков взаимодействия, сотрудничества родителей, детей, воспитателей путем совместной творческой деятельности.

Особенности программы: предполагается коррекция и развитие различных сторон психики ребенка, его эмоционально-личностной сферы через познание себя, познание других и формирование навыков продуктивных форм общения со сверстниками и взрослыми в основном средствами игры.

- Освобождение ребенка от сложных для него эмоциональных переживаний;

- Адекватное восприятие себя и своих возможностей;

- Принятие ребенком себя и своего окружения;

- Желание общаться, с удовольствием ходить в детский сад, играть со сверстниками.

Место проведения занятий.

Занятия проводятся в специально оборудованной комнате, или в музыкальном зале, то есть в изолированном помещении, где дети могут бегать, прыгать, танцевать, свободно проявлять свои эмоции, творить, играть. В помещении должны быть столы и стульчики, которые легко передвигаются, а также набор специального оборудования: краски, цветные карандаши, мягкие игрушки, пластилин, бумага, клей, ножницы, мячики, переносная песочница и т.д.

Общая структура занятий:

1. Приветствие (ритуал, принимается в группе).

2. Упражнение для разминки и настройки на активную работу и на контакт друг с другом.

3. Основная часть. Упражнения для знакомства детей, психогимнастика, элементы групповой психотерапии, игры и упражнения на самораскрытие, самопознание.

4. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.

Тематический план занятий программы «В согласии с собой»

Источники: http://planetadetstva.net/vospitatelam/rannij-vozrast/igry-v-adaptacionnyj-period-s-detmi-2-3-let.html, http://ds47.detkin-club.ru/exercises/9942, http://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-detmi/adaptatsiya-v-detskom-sadu/175-programma-adaptatsii-detej-3-4-let-k-usloviyam-prebyvaniya-v-detskom-sadu-v-soglasii-s-soboj

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Учим животных детей 2 лет

Презентация - яркие красочные картинки позволят легко запомнить названия далее...

Программа английскому языку одаренные дети

Рабочая программа (английский язык) далее...

Ребенок в 1 год отказывается от еды

Проблема с которой мы столкнулись, не далее...

Почему у ребенка болят ножки

Мария, я лет до 9-10 точно страдал далее...

Клизма ребенку 3 года

Клизма ребенку: как правильно сделать 25 далее...

У ребенка просто температура

Температура у ребенка Повышение температуры далее...

Образец характеристики на дошкольника на пмпк

Пример характеристики на ПМПК Характеристика на ребенка Ф.И.О. далее...

Популярные статьи