Главная » Ребенок 3 года

Зрр ребенка 3 лет

Главная / Наши статьи / Задержка речевого развития (ЗРР) у детей 2-3 лет

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей 2-3 лет

Диагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.
Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так. Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение!

Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи .

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» -бабушка, «куп» -купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Причины ЗРР

Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.

Перечислим основные из них:

  • Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  • Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  • Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  • Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  • Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  • Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга -ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».

Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога. Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!

ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ «ПОДСОЛНУХ»

Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание речи от нормы развития у ребенка. Как правило, подобное состояние выявляется у детей в возрасте 3-4 лет, когда в норме должен быть достаточный словарный запас и активная речь, однако по ряду причин этого не происходит Согласно последним данным, ЗРР отмечается практически у каждого четвертого ребенка.

Стоит ли волноваться? Безусловно, да. И не только потому, что отставание в речи у ребенка с ЗРР может сохраниться в дальнейшем, результатом чего может стать обучение ребенка в специализированной школе и прочие ограничения в будущем, - но и потому, что отставание в развитии речи может повлиять на общее психическое развитие и формирование межличностных отношений у ребенка. Отсутствие или недостаточное развитие речи препятствует правильному формированию познавательных процессов, усвоению понятий, влияет на эмоциональное развитие. К тому же речь неразрывно связана с такими функциями психики, как воображение, память и мышление в целом.

  • Травмы, заболевания и поражения головного мозга (часто ЗРР возникает при наличии у ребенка диагноза ММД - минимальной мозговой дисфункции)
  • У ребенка есть проблемы со слухом, потому он не может внятно повторять то, что слышит от других
  • С ребенком не говорят или же по невнятным звукам определяют, что ему нужно. В подобном случае речь не развивается, так как у ребенка нет в ней объективной необходимости

Несмотря на то, что заключение о наличии ЗРР ребенку ставится, как правило, в возрасте 3-4 лет, наиболее эффективна коррекция этого состояния в более раннем возрасте, начиная с 2,5-3 лет. Потому родителям необходимо как можно раньше уделять внимание развитию речи, и при необходимости незамедлительно обращаться к специалистам.

Отправка сообщения

Когда подозревать ЗРР?

  • Ребенок с самого раннего возраста не произносит никаких звуков.
  • Ребенок в возрасте старше 1 года не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает плачем, криком.
  • В 1,5 года ребенок не распознает на слух предметы, не находит их по просьбе взрослого (например, где игрушка? , покажи мячик ), не выполняет простые просьбы ( подойди ко мне , открой рот ).
  • В 2-3 года ребенок не строит простых фраз, а в 4 года - в речи нет полноценных предложений.

Что делать при подозрении на ЗРР?

Диагноз ЗРР ставится на основании обследования невропатологом, логопедом и психологом.

Прежде всего, необходимо обращаться к детскому неврологу, так как зачастую ЗРР сочетается с наличием другой патологии со стороны нервной системы и психики ребенка (это может быть ММД, нарушение слуха, задержка психического развития).

Независимо от наличия/отсутствия другой патологии, ребенку также требуется помощь детского психолога, логопеда и дефектолога.

  • Детский психолог стимулирует развитие речи, побуждает ребенка к использованию речи, уделяет внимание социальному и эмоциональному становлению ребенка.
  • Задача дефектолога - сформировать у ребенка основные понятия и навыки, которые будут способствовать его полноценному, соответствующему возрасту, развитию.
  • Логопед занимается непосредственно развитием речи, постановкой правильного звукопроизношения, развитием мышц речевого аппарата, благодаря которым ребенок сможет говорить без нарушений.
  • В нашем центре работает программа Запуск речи для плохоговорящих и неговорящих детей 3-4 лет, в которой с детьми комплексно работают все эти специалисты, а групповой формат занятий способствует развитию навыков социального взаимодействия у ребенка.

Признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет

Задержка речевого развития у детей до 3 лет и слаборазвитых речи - диагноз, связаны с недостаточным развитием речи, пока она находится в стадии разработки. Признаки этого могут быть очень разные.

Язык и развитие речи зависит от развития различных языковых областей и навыков, таких как моторные навыки, социализации, восприятие, дискриминация и внимания.

Первый этап речевого развития является подготовительным. включающим в себя время от рождения до 10-месячного возраста. Далее следует период первых слов от 10 до 14-месячного возраста. После него период создания первого предложения от 18 до 22-месячного возраста и период грамматичности с 22 по 30 месяцев.

Считается, что наиболее интенсивное речевое развитие проходит период до 3 лет жизни детей. Многочисленные факторы могут привести к задержкам в речи, а также различные неврологические состояния риска и синдромы. Часто речь может быть индикатором общего развития отклонений ребенка.

Ребенок уже в четвертый месяц начинается синхронизировать информацию, полученную через слух и зрение. В шесть месяц интонации отличаются характеристиками и различными звуками, которые принадлежат звуковой системе родного языка. До примерно 8 месяца начинают проявляться начальные признаки понимания ситуации вокруг. Сначала ребенок обретает ситуативное понимание, ребенок понимает ситуацию в которой находится. Для того, чтобы начинать говорить, требуется навык внимания. развития которого происходит между 9 и 12-месячном возрасте. После того как проходит этап воркования , в возрасте десяти месяцев ребенок становится немного болтуном .

Первая реальный речь.

Приходит время, когда ребенок начинает говорить первые внятные слова. Первые слова обычно связаны с окружением ребенка и эти слово появляется обычно между 10 и 15-месячным возрастом. После появления первых слов ребенка начинает вдруг расширить свой словарный запас. Первоначально изучая одно слово в неделю у ребенка происходит резкий рост, когда кажется, что каждый день он узнает несколько новых слов.

Среднее количество слов в экспрессивной речи для детей от 18 до 24 месяцев составляет около 50 слов. В возрасте от 24 до 36 месяцев речь, которую использует ребенок, все более похожа на речь взрослых. Ребенок использует местоимения, прилагательные, вспомогательный глагол и предложения.Считается, что в период от 3 до 4 лет жизни устанавливается грамматическую основа языка, уже строятся предложения без ошибок, но только с небольшим трудом в произношении.

В ходе речевого развития растет и длина высказываний, озвученных ребенком. Произношение разрабатывается с расширением словарного запаса ребенка. Важно знать, что ребенку в возрасте до 3 лет произносить слова как угодно. Между 4 и 5 годами допускаются более умеренные нарушения в произношении, а после пятого года жизни ребенок должен правильно произносить все звуки.

Задержки в развития речи.

Задержки в развитии допускаются пока речь еще находится в разработке, то есть до 3-4 леи жизни. Отсталость установлен в качестве диагноза у детей в возрасте от 3 до 6 лет, в то время как неразвитость речи встречаются у детей семи лет, чья речь концептуально бедна, негармонична и строится короткими предложениями.

Алалия - недоразвитие речи.

Алалия - заболевание, при котором ребенок понимает речь окружающих, но общается с помощью жестов. В возрасте 2 лет можно смело оценить расстройства. Как уже говорилось, с задержкой речевого развития допускается в качестве диагноза у детей, чья речь еще находится в разработке (дети в возрасте до 3-4 лет). Дети обычно понимают речь окружающих, но результаты их взаимодействия с окружающими не соответствуют хронологическому возрасту. У некоторых детей может найти причину, объект и временные сроки заболевания.

У детей с задержки развития речи автоматически повторяются предложения, будет не хватать соединительных слов, вспомогательных глаголов, предлогов, союзов, словарный запас будет плохим и наблюдается отставание от речи сверстников. Если ребенок говорит много с большим количеством аграмматизмов, незрелой структурой предложения и транскрипционными отклонениями от стандарта, то это, вероятно, недостаточное развитие речи.

Признаки ранней задержки речевого развития:
  • В младенчестве не реагирует на громкий шум.
  • В возрасте 5 месяцев прямо не смотрит на лицо человека, взаимодействующего с ним.
  • До 15 месяцев не произнесено первое слово.
  • В возрасте 2-х лет в экспрессивной речи не имеет, по меньшей мере 50 слов.
  • В возрасте двух лет не понимает простую инструкцию языка.
  • Не интересовался историей, изолировал себя.
  • В возрасте 4 лет предложения короткие и несвязанные, слова в неправильном роде, числе и падеже, и речь по-прежнему непонятна.


Внимание, только СЕГОДНЯ.

Источники: http://karkusha.su/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey-2-3-let/, http://www.sunnydon.ru/for-kids-sindrom/item/94-zaderzhka-rechevogo-razvitiya-zrr, http://www.life-child.com/priznaki-zaderzhki-rechevogo-razvitiya-u-detej-do-3-let

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Творческие задания для детей начальной школы

Приёмы и методы развития творческих далее...

Программа обучения детей 4 лет

Программа обучения и развития детей 4-5 лет Возраст далее...

Детские поделки тему кино

Детские поделки. Кукольный театр, бумажный кораблик, кино Все любят далее...

Нормы питания ребенка в 1 5 года

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ Нормы физиологических далее...

У ребенка болит живот приступами

Почему у ребенка часто болит желудок? Боли и связанные с далее...

Кино для детей 9 лет

Крутите, дети, крутите: далее...

Почему болит голова ребенка 9 лет

Девочка 8 лет - 2 далее...

Популярные статьи