Главная » Ребенок 3 года

Зрр ребенка 3 лет

Главная / Наши статьи / Задержка речевого развития (ЗРР) у детей 2-3 лет

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей 2-3 лет

Диагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.
Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так. Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение!

Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи .

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» -бабушка, «куп» -купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Причины ЗРР

Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.

Перечислим основные из них:

  • Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  • Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  • Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  • Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  • Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  • Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга -ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».

Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога. Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!

ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ «ПОДСОЛНУХ»

Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание речи от нормы развития у ребенка. Как правило, подобное состояние выявляется у детей в возрасте 3-4 лет, когда в норме должен быть достаточный словарный запас и активная речь, однако по ряду причин этого не происходит Согласно последним данным, ЗРР отмечается практически у каждого четвертого ребенка.

Стоит ли волноваться? Безусловно, да. И не только потому, что отставание в речи у ребенка с ЗРР может сохраниться в дальнейшем, результатом чего может стать обучение ребенка в специализированной школе и прочие ограничения в будущем, - но и потому, что отставание в развитии речи может повлиять на общее психическое развитие и формирование межличностных отношений у ребенка. Отсутствие или недостаточное развитие речи препятствует правильному формированию познавательных процессов, усвоению понятий, влияет на эмоциональное развитие. К тому же речь неразрывно связана с такими функциями психики, как воображение, память и мышление в целом.

  • Травмы, заболевания и поражения головного мозга (часто ЗРР возникает при наличии у ребенка диагноза ММД - минимальной мозговой дисфункции)
  • У ребенка есть проблемы со слухом, потому он не может внятно повторять то, что слышит от других
  • С ребенком не говорят или же по невнятным звукам определяют, что ему нужно. В подобном случае речь не развивается, так как у ребенка нет в ней объективной необходимости

Несмотря на то, что заключение о наличии ЗРР ребенку ставится, как правило, в возрасте 3-4 лет, наиболее эффективна коррекция этого состояния в более раннем возрасте, начиная с 2,5-3 лет. Потому родителям необходимо как можно раньше уделять внимание развитию речи, и при необходимости незамедлительно обращаться к специалистам.

Отправка сообщения

Когда подозревать ЗРР?

  • Ребенок с самого раннего возраста не произносит никаких звуков.
  • Ребенок в возрасте старше 1 года не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает плачем, криком.
  • В 1,5 года ребенок не распознает на слух предметы, не находит их по просьбе взрослого (например, где игрушка? , покажи мячик ), не выполняет простые просьбы ( подойди ко мне , открой рот ).
  • В 2-3 года ребенок не строит простых фраз, а в 4 года - в речи нет полноценных предложений.

Что делать при подозрении на ЗРР?

Диагноз ЗРР ставится на основании обследования невропатологом, логопедом и психологом.

Прежде всего, необходимо обращаться к детскому неврологу, так как зачастую ЗРР сочетается с наличием другой патологии со стороны нервной системы и психики ребенка (это может быть ММД, нарушение слуха, задержка психического развития).

Независимо от наличия/отсутствия другой патологии, ребенку также требуется помощь детского психолога, логопеда и дефектолога.

  • Детский психолог стимулирует развитие речи, побуждает ребенка к использованию речи, уделяет внимание социальному и эмоциональному становлению ребенка.
  • Задача дефектолога - сформировать у ребенка основные понятия и навыки, которые будут способствовать его полноценному, соответствующему возрасту, развитию.
  • Логопед занимается непосредственно развитием речи, постановкой правильного звукопроизношения, развитием мышц речевого аппарата, благодаря которым ребенок сможет говорить без нарушений.
  • В нашем центре работает программа Запуск речи для плохоговорящих и неговорящих детей 3-4 лет, в которой с детьми комплексно работают все эти специалисты, а групповой формат занятий способствует развитию навыков социального взаимодействия у ребенка.

Признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет

Задержка речевого развития у детей до 3 лет и слаборазвитых речи - диагноз, связаны с недостаточным развитием речи, пока она находится в стадии разработки. Признаки этого могут быть очень разные.

Язык и развитие речи зависит от развития различных языковых областей и навыков, таких как моторные навыки, социализации, восприятие, дискриминация и внимания.

Первый этап речевого развития является подготовительным. включающим в себя время от рождения до 10-месячного возраста. Далее следует период первых слов от 10 до 14-месячного возраста. После него период создания первого предложения от 18 до 22-месячного возраста и период грамматичности с 22 по 30 месяцев.

Считается, что наиболее интенсивное речевое развитие проходит период до 3 лет жизни детей. Многочисленные факторы могут привести к задержкам в речи, а также различные неврологические состояния риска и синдромы. Часто речь может быть индикатором общего развития отклонений ребенка.

Ребенок уже в четвертый месяц начинается синхронизировать информацию, полученную через слух и зрение. В шесть месяц интонации отличаются характеристиками и различными звуками, которые принадлежат звуковой системе родного языка. До примерно 8 месяца начинают проявляться начальные признаки понимания ситуации вокруг. Сначала ребенок обретает ситуативное понимание, ребенок понимает ситуацию в которой находится. Для того, чтобы начинать говорить, требуется навык внимания. развития которого происходит между 9 и 12-месячном возрасте. После того как проходит этап воркования , в возрасте десяти месяцев ребенок становится немного болтуном .

Первая реальный речь.

Приходит время, когда ребенок начинает говорить первые внятные слова. Первые слова обычно связаны с окружением ребенка и эти слово появляется обычно между 10 и 15-месячным возрастом. После появления первых слов ребенка начинает вдруг расширить свой словарный запас. Первоначально изучая одно слово в неделю у ребенка происходит резкий рост, когда кажется, что каждый день он узнает несколько новых слов.

Среднее количество слов в экспрессивной речи для детей от 18 до 24 месяцев составляет около 50 слов. В возрасте от 24 до 36 месяцев речь, которую использует ребенок, все более похожа на речь взрослых. Ребенок использует местоимения, прилагательные, вспомогательный глагол и предложения.Считается, что в период от 3 до 4 лет жизни устанавливается грамматическую основа языка, уже строятся предложения без ошибок, но только с небольшим трудом в произношении.

В ходе речевого развития растет и длина высказываний, озвученных ребенком. Произношение разрабатывается с расширением словарного запаса ребенка. Важно знать, что ребенку в возрасте до 3 лет произносить слова как угодно. Между 4 и 5 годами допускаются более умеренные нарушения в произношении, а после пятого года жизни ребенок должен правильно произносить все звуки.

Задержки в развития речи.

Задержки в развитии допускаются пока речь еще находится в разработке, то есть до 3-4 леи жизни. Отсталость установлен в качестве диагноза у детей в возрасте от 3 до 6 лет, в то время как неразвитость речи встречаются у детей семи лет, чья речь концептуально бедна, негармонична и строится короткими предложениями.

Алалия - недоразвитие речи.

Алалия - заболевание, при котором ребенок понимает речь окружающих, но общается с помощью жестов. В возрасте 2 лет можно смело оценить расстройства. Как уже говорилось, с задержкой речевого развития допускается в качестве диагноза у детей, чья речь еще находится в разработке (дети в возрасте до 3-4 лет). Дети обычно понимают речь окружающих, но результаты их взаимодействия с окружающими не соответствуют хронологическому возрасту. У некоторых детей может найти причину, объект и временные сроки заболевания.

У детей с задержки развития речи автоматически повторяются предложения, будет не хватать соединительных слов, вспомогательных глаголов, предлогов, союзов, словарный запас будет плохим и наблюдается отставание от речи сверстников. Если ребенок говорит много с большим количеством аграмматизмов, незрелой структурой предложения и транскрипционными отклонениями от стандарта, то это, вероятно, недостаточное развитие речи.

Признаки ранней задержки речевого развития:
  • В младенчестве не реагирует на громкий шум.
  • В возрасте 5 месяцев прямо не смотрит на лицо человека, взаимодействующего с ним.
  • До 15 месяцев не произнесено первое слово.
  • В возрасте 2-х лет в экспрессивной речи не имеет, по меньшей мере 50 слов.
  • В возрасте двух лет не понимает простую инструкцию языка.
  • Не интересовался историей, изолировал себя.
  • В возрасте 4 лет предложения короткие и несвязанные, слова в неправильном роде, числе и падеже, и речь по-прежнему непонятна.


Внимание, только СЕГОДНЯ.

Источники: http://karkusha.su/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey-2-3-let/, http://www.sunnydon.ru/for-kids-sindrom/item/94-zaderzhka-rechevogo-razvitiya-zrr, http://www.life-child.com/priznaki-zaderzhki-rechevogo-razvitiya-u-detej-do-3-let

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Игры развивающие эмоциональную сферу ребенка

Методическая разработка (средняя группа) далее...

Особенности психологического развития детей 2 3 лет

К 2- 3 годам ребенок приобретает определенный далее...

Аллергия у ребенка 2 года фото

Чем аллергическая реакция у новорожденного ребенка далее...

Сценарий праздника защиты детей дошкольников

День защиты детей. Сценарии развлечений, праздников Первый день лета не далее...

Музыкальные игры детьми про животных

Музыкальные игры для детей далее...

Ребенку 11 лет писается ночью

Здравствуйте!меня зовут элина мне 11лет. Мы с мамой только далее...

Игры для детей 9 10 11 лет

Подвижные игры для детей далее...

Популярные статьи