Главная » Ребенок 4 года

Математика детей 4 лет игры

Математические игры для детей 4-5 лет

Развитие математических представлений у детей 4-5 лет

Математика – царица наук! Знакомство с ней начинается с пелёнок. Простые пальчиковые игры знакомят со счётом до 5, ребёнок знает, что одни игрушки лежат высоко, другие низко. Малыш постепенно учится сравнивать предметы по длине, высоте и форме, и к 4 годам умеет уравнивать две группы предметов. Он уже почти безошибочно определяет местоположение предметов относительно себя. В возрасте 4 лет можно знакомить малыша с цифрами. В этом вам помогут развивающие карточки. Ваша задача – научить ребёнка соотносить количество предметов с нужной цифрой.


Игры типа Подбери нужную цифру способствуют развитию умения пересчитывать предметы и отображать результат пересчёта цифрой. Так же можно использовать специальные карточки и обычный игральный кубик. На листе бумаги нарисуйте (наклейте, напечатайте) цифры от 1 до 6. Кидая кубик, ребёнок должен посчитать количество выпавших точек и соответствующее число на листе обвести в круг.

Для развития умения отбирать необходимое количество предметов, можно играть в игру Принеси. Для этого на стороны любого кубика наклейте цифры, которые хотите закрепить с ребёнком. Бросьте кубик и попросите принести количество предметов соответствующее цифре (принеси столько, сколько выпадет на кубике)
Закрепить умение правильно пересчитывать предметы поможет игра Какая картинка лишняя. Ребёнок должен пересчитать предметы на картинках (три гриба, три рыбы, три ёлки, четыре бабочки) и выбрать лишнюю.

Если ребёнок правильно пересчитывает предметы и пользуется словами Один, одна, одно, то есть владеет количественным счётом, пора познакомить его с порядковым. Игра Поезд поможет вам ввести понятия: Первый, второй и т.д. Какой по счёту? Расставляя игрушки (раскладывая карточки) проговаривайте: “Звери садятся в поезд. Первый сел слон, второй – ёжик, третья – лисичка и т.д.” После того, как все звери займут свои места, попросите малыша посчитать, какой по счёту крокодил. Пример правильного счёта: “Первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой. Крокодил по счёту шестой.”

В прошлом году вы учились сравнивать предметы по длине, высоте и размеру в количестве 3. Сейчас можно усложнить задачу и сравнивать 4-5 предметов. Причём сравнивать уже не по одному, а по двум признакам. Здесь незаменимы будут атласные ленты разной длинны и ширины. Ребёнок должен научится пользоваться в речи словами: “Красная ленточка уже и короче, чем синяя, а синяя – длиннее и шире, чем жёлтая и т.д”. Ищите с ребёнком самую узкую, самую длинную ленточки. При сравнении предметов по высоте, например деревьев, обращайте внимание на то, что берёза выше ёлки, но ниже дуба. Сравнивайте предметы по толщине. Можно использовать для игр готовые блоки Дьенеша или детали деревянного конструктора.
Кстати, игры с конструктором способствуют не только формированию математических представлений, но и развивают мышление, восприятие, умение анализировать.

Ещё один незаменимый материал – счётные палочки. Выкладывание из палочек способствует развитию умения анализировать изображение, действовать по образцу, что является одним из необходимых условий при обучении в школе. Лучше всего использовать готовые карточки – образцы, на которые вначале ребёнок будет накладывать палочки. Если таких нет, выкладывайте перед ребёнком образец, проговаривая все свои действия. Посчитайте, какое количество палочек нужно отсчитать, сколько палочек нужно положить внизу и т.д. и приступайте к работе. Начав с простого (домик, забор, лесенка, квадрат, треугольник) вы заметите, что со временем ребёнок начнёт проявлять фантазию и выкладывать разные предметы из палочек по своему усмотрению.

Раздели на группы – это игра, направленная на развитие мышления и умение выделять схожие признаки предметов. В математическом развитии эта игра предназначена для формирования умения выделять только квадраты, только треугольники, только четырехугольники и т.д. не зависимо от их размера и цвета. У вас уже есть набор геометрических фигур для Геометрической мозаики, для игры Платочек и т.д. Смешайте их и предложите ребёнку выбрать только треугольники. Они могут быть совершенно разных размеров, прямоугольные, равнобедренные и т.д. но у них у всех по три угла. Интересный вариант игры, когда ребёнку нужно выбрать четырёхугольники. В эту группу попадут и ромб, и трапеция, и прямоугольник, и квадрат. Познакомиться с такими четырёхугольниками поможет презентация Геометрические фигуры.


В 4-5 лет мы продолжаем работу по развитию пространственного восприятия относительно себя и ориентировки на листе бумаги. Если ребёнок испытывает трудности в запоминании правой и левой руки, можно использовать метод ассоциаций. На правую руку девочке можно одеть красивый браслет, а мальчику часы. В течение нескольких дней задавайте ребенку вопрос: Где правая рука?, подсказывайте, что это та, на которой часики. При этом ребёнок должен показать руку и посмотреть на часики. Скоро он запомнит движения и картинку, связанную с этим вопросом и при ответе (вы заметите) ребёнок машинально будет переводить взгляд на часики или браслет и показывать правую руку. Постепенно подводите ребёнка к тому, что рука с браслетом правая, а другая левая. Следующий шаг – что справа, что слева. Спросите ребёнка, что справа от него. При этом он должен повернуть только голову в сторону правой руки. Если он весь повернётся вправо, то предметы окажутся уже перед ним. Играйте в такие игры в разных местах комнаты, меняйте положение ребёнка относительно одних и тех же предметов. Продолжайте играть в игры типа Платочек. Повтори узор и при рассматривании картинок обязательно спрашивайте, где предмет (цветок справа от дерева, бабочка над цветком, собачка под деревом, слева от дома и т.д.)
Каждый малыш стремится к познанию окружающего мира, давайте поможем ему и сделаем этот процесс интересным и увлекательным. Удачи!

Игры для развития математических способностей детей 4–5 лет.

Светлана Логинова
Игры для развития математических способностей детей 4–5 лет.

Предлагаемые игры-беседы, помогут развить математические способности и речь у детей. В основе этих игр лежит общение. Основным является заинтересованность, доброжелательность. Такие игры развивают мыслительные процессы, воспитывают умения слушать вопросы, сосредотачивать внимание на содержании, высказывать суждения.

Игры соответствуют возрастным особенностям детей и программе детского сада.

Игра учит сравнивать количество предметов (множества) «на глаз», не считая.

Взрослый просит сравнить количество предметов, которые видит ребенок.

• Воробьев и голубей;

• Этажей в двух домах;

• Детей и взрослых во дворе;

(Сравнивать надо небольшое количество предметов т. к. дети еще не умеют считать)

Игра учит сравнивать множества.

Предложите ребенку показать столько пальцев,

• сколько подъездов в доме;

• сколько этажей в доме;

• сколько скамеек около дома

• сколько пуговиц на одежде и т. д.

Игра учит ориентировке.

Когда вы с ребенком идете по улице, спросите, что находится у нас справа и слева.

Игра учит измерять длину с помощью разных мерок.

Измерить длину какого-то отрезка пути с помощью шагов взрослого и шагов ребенка. Сравнить количество шагов. Спросить у ребенка: «Почему получилось разное количество шагов, хотя мы прошли одинаковый путь?» (Чем больше мерка, тем меньше количество)

Игра учит сравнивать предметы по длине «на глаз».

• у кого пальто короткое, а у кого длинное;

• у кого волосы длинные, а у кого короткие;

• сравнить длину веток (ветки можно приложить друг к другу – измерение с помощью приложения) и т. д.

Игра учит сравнивать предметы по ширине.

• проезжая часть или тротуар;

• тропинка или дорога;

• ворота или калитка и т. д.

Игра учит сравнивать предметы по высоте.

• деревья или кусты;

Игровые упражнения по математике для детей 3-4 лет

В данной статье Вы найдете перечень игр, которые помогут приобщить Вашего ребенка к познанию окружающего мира, пробудить у него интерес к математике и желание овладеть ее основами.

Это игровые упражнения, формирующие представление о таких понятиях, как количество и величина, геометрические фигуры и форма предметов, пространство и время.

Предлагаемые пяти-семиминутные задания, рассчитанные на детей от трех до четырех лет, помогут сделать процесс овладения математическими знаниями увлекательным и эффективным.

Если малыш с каким-либо заданием не справляется, не огорчайтесь, а вернитесь к нему еще раз через несколько дней. Поощряйте активность ребенка, хвалите за усердие и восхищайтесь его достижениями. Успехов вам и вашему малышу!

Задание 1. «Много и один»
Предложите ребенку осмотреть комнату и сказать, каких предметов в ней много, а какой один. Если у малыша возникнут трудности, обратите его внимание на группы предметов таким образом: «Посмотри, чего много в шкафу», «Скажи, чего много на окне» и т. п.
В дальнейшем это упражнение можно делать и на улице во время прогулки, используя выражения типа «Много автомобилей, много деревьев», «Дом один, а окон в нем много» и т. п.

Задание 2. «Прятки»
Предложите ребенку найти игрушки, предварительно спрятав их в разных местах комнаты: «Посмотри под столом (на столе, под скатертью, на диване, за креслом и т. п.)». Попросите малыша сказать, что он нашел и в каком количестве, используя предложения типа «На диване много кубиков, под столом один медведь» и т. п.

Задание 3. «Поезд»
Предложите ребенку построить из кубиков поезд. Обратив внимание малыша на количество и величину деталей, попросите его выбрать одну большую — это будет паровоз, а затем из множества маленьких кубиков выложить вагончики. После завершения работы попросите ребенка рассказать, что он сделал, сколько у состава вагонов (много), а сколько паровозов (один).
Далее можно предложить малышу построить гараж для машины, домик для куклы, замок для принцессы и т. п.

Задание 4. «Возьми и назови»
Поставьте перед ребенком несколько емкостей с горохом, фасолью и бобами. Предложите ему рассмотреть содержимое и взять одну горошину или один боб, набрать много, целую горсть фасоли или гороха и т. п. Можно попросить малыша закрыть глаза и сделать это не глядя, на ощупь. Учите ребенка описывать собственные действия: «Я взял одну горошину», «Я взял много бобов» и т. п.

Задание 5. «Сделай так, как я скажу»
Предложите ребенку найти и принести одну, а затем много игрушек: «Принеси одну машинку», «Принеси много кубиков» и т. п. Усложните задачу: «Принеси одну куклу и много солдатиков» и т. п. Учите малыша описывать собственные действия, используя слова «много» и «один».
Подобные упражнения можно выполнять на прогулке, используя цветы, листья, камешки, каштаны. Так вы подведете ребенка к пониманию того, что словом «много» обозначается группа отдельных предметов.

Задание 6. «Сделай так»
Предложите ребенку выполнить различные движения по вашей команде: присесть один раз, подпрыгнуть много раз, наклониться вперед много раз, прогнуться назад один раз и т. д. Сначала можете делать упражнения вместе с малышом, а затем пусть он выполняет движения самостоятельно.

Задание 7. «Гости»
Предложите ребенку угостить кукол чаем. Попросите сказать, сколько пришло гостей (много), и поставить столько же чашек, сколько кукол, положить столько же ложек, сколько чашек, угостить каждую гостью конфетой и т. д. Пусть малыш сопровождает свои действия словами: «Я поставил столько же чашек, сколько кукол», «У каждой куклы есть чашка».

Задание 8. «Мамин помощник»
Попросите ребенка помочь сервировать стол, поставить каждому члену семьи тарелку, чашку, положить салфетку, ложку, вилку. Спросите у малыша: «Сколько на столе предметов? Чего больше, чего меньше?» Помогите ему ответить правильно: «Чашек столько же, сколько и тарелок, их поровну» и т. д.

Задание 9. «Звуки»
Предложите ребенку послушать различные звуки: похлопайте в ладоши, постучите крышкой кастрюли, потопайте ногами и т. д. Следите, чтобы звуки были четкими, ритмичными, разнообразными.
Попросите малыша хлопнуть в ладоши, постучать ложкой по столу один, а затем много раз. Можно попросить топнуть ножкой столько раз, сколько чашек стоит на столе, хлопнуть крышкой кастрюли столько раз, сколько пальцев вы ему покажете, и т. д.
Подобные упражнения подведут вашего ребенка к пониманию того, что множества могут быть различными как по численности, так и по характеру (предметы, звуки, движения).

Задание 10. «Что ВОКРУГ»
Предложите ребенку сравнить по величине окружающие его предметы: диван и кресло, стол и стул, шкаф и тумбочку и т. п. Если малыш не может определить это на глаз, пусть сделает практическим способом — помогите ему придвинуть стул к столу, кресло к дивану и т. д. Стремитесь к тому, чтобы результаты сравнения характеризовались не только словами «больше», «меньше», но и «выше», «ниже», «шире», «уже», «длиннее», «короче», «толще», «тоньше».

Задание 11. «Наша семья»
Предложите ребенку узнать, кто самый высокий в вашей семье. Пусть мама с папой станут рядом, а малыш посмотрит, кто выше, а кто ниже. Пусть ребенок на практике определит, у кого самые большие руки, ноги, самые тонкие пальцы и т. д.

Задание 12. «Строители»
Предложите ребенку выбрать две машины или двух кукол разного размера. Помогите ему для большой машины построить большой гараж, а для маленькой — маленький, для большой куклы — большой дом и т. п. Не забывайте о словарном запасе малыша; пусть ребенок рассказывает о том, что делает: «Построим маленький гараж, большой дом» и т. п.

Задание 13. «Самолет»
Предложите ребенку «полетать» по комнате: пробежать вперед, вернуться назад, обежать вокруг стола. Попросите малыша во время движения описывать расположение различных объектов: «Справа от меня шкаф, слева диван, а впереди кресло». Если ребенку сложно это сделать, помогите ему.

Задание 14. «Солнечные зайчики»
Попросите ребенка сказать, где находится солнечный зайчик: «на стене», «под столом», «в ящике», «на руке», «над диваном» и т. п. Предложите малышу поймать его.

Задание 15. «Веселый мячик»
Предложите ребенку подбросить мяч вверх, ударить об пол, покатить вперед, бросить назад, закатить под стол, за тумбочку и т. д. Спрашивайте малыша, где находится мяч.

Задание 16. «Наша комната»
Предложите ребенку описать местоположение предметов в комнате, например, таким образом: «Справа от меня стоит шкаф, а слева — диван, вверху на потолке висит люстра, а внизу под ногами лежит ковер», «Впереди окно, а сзади дверь» и т. п.

Если вашему малышу пришлись по вкусу данные игр, то рекомендуем приобрести книгу Тышкевич Ирины Владимировны «50 игровых упражнений по математике для детей 3-4 лет».


Использование материалов сайта «Умная игрушка» разрешено только при наличии активной ссылки на главную страницу http://www.inteltoys.ru

Выбор города

Ваш город -
Киев?

Источники: http://detky.info/4-5-let/izuchaem-matematiku-4-5/matematicheskie-igryi-dlya-detey-4-5-let.html, http://www.maam.ru/detskijsad/igry-dlja-razvitija-matematicheskih-sposobnostei-detei-4-5-let.html, http://www.inteltoys.ru/articles/cat2/article119.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Формирование правильного звукопроизношения детей раннего возраста

5) звуки г, к, х далее...

Тест детей несуществующее животное

достаточно популярен в психологии. По далее...

Считалки детей 9 лет

Сайт для всей семьи -интересно будет всем! Считалки Клёнова Маша, далее...

Bbc для детей про животных

Ребятам о зверятах далее...

Ребенок давится соплями во сне и кашляет

Дочери 1,9 года. Идет далее...

Зеленые сопли у ребенка что это значит

Зеленые сопли у ребенка Носовые выделения у маленького далее...

Неукротимая рвота у ребенка

Неукротимая рвота Существует понятие - неукротимая далее...

Популярные статьи