Главная » Ребенок 4 года

Моторика ребенка 4 лет

Задания на развитие мелкой моторики детей 4-5-6 лет

Задания на развитие мелкой моторики у дошкольников

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика выражается в способности ребёнка выполнять точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Почему именно необходимо заниматься развитием мелкой моторики с раннего детства?

Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры идет в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет

Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Развивать мелкую моторику необходимо уже с этапа новорождённости. Сначала это выражается с разглядывания своих ручек, затем ребёнок учиться управлять своими ручками и это выражается в том, что малыш берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками.

Затем ребенка необходимо обучить правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Поэтому если вы хотите грамотно развивать речь ребёнка, то необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Развивать мелкую моторику стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений.

Данные задания помогут развивать мелкую моторику у дошкольников.

Задание

Соедините пунктирные линии в одну сплошную линию. Раскрасьте полученный рисунок по приведённому образцу.

В клеточки впишите название изображения.

Чтобы открыть оригинал, нажмите на картинку

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

07 Август 2013 в 10:51

Проект «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду»

Светлана Лоботова
Проект «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду»

Актуальность проекта очевидна. тем, что проблема повышения эффективности педагогической работы по развитию мелкой моторики детей 3–4 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук. В настоящее время актуальной становится точка зрения на ручной труд дошкольника. Ведь ручной труд придает более высокий уровень общему развитию. развивает стремление детей к самосовершенствованию.

Объектом исследования выступает процесс развития мелкой моторики у детей 3–4 лет. а предметом - педагогические условия развития мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду .

Цель проекта. разработать и апробировать педагогические условия развития мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду .

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду будет эффективным при создании следующих условий :

– организовать работу с разнообразными материалами;

– использовать методы художественного творчества;

– применять сюжеты произведений народного фольклора.

1. Изучить научно–методическую и теоретическую литературу по теме исследования.

2. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей 3–4 лет ;

3. Обосновать и экспериментально раскрыть эффективные условия развития мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду .

4. Разработать методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Мелкая моторика руки - это согласованные действия руки, обслуживающие те или иные виды деятельности человека. Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движения рук, тем проще ребенку осваивать новые виды деятельности.

Эффективным средством развития мелкой моторики дошкольников 34 лет являются приобщение к ручному труду. Ручной труд развивает разнообразные ручные действия детей. полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее) .

Наше экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №7 «Ача» п. Аргас Кобяйского улуса с сентября 2013 г. по апрель 2014 г. К эксперименту были привлечены 20 детей младшего дошкольного возраста. 10 испытуемых экспериментальная группа, 10 – контрольная группа.

При проведении констатирующего этапа исследовательской работы мы поставили цель – изучение уровня развития речи и определение уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. В процессе исследования нами были использованы методики А. В. Запорожца и Л. С. Цветковой. Экспериментальное исследование включало три диагностических задания и проводилось методом индивидуального эксперимента.

По общим итогам констатирующего эксперимента нами сделаны следующие выводы.

1. Групповой показатель уровня развития мелкой моторики в экспериментальной группе (60%) ниже, чем в контрольной группе (60%) – на 20%.

2. Общий групповой показатель уровня психомоторных навыков рук также ниже в экспериментальной группе (30%, чем в контрольной группе (60%) – на 30%.

3. Общий групповой показатель уровня развития произвольной моторики пальцев рук также ниже в экспериментальной группе (50%, чем в контрольной группе (80%) – на 30%.

4. Общий показатель уровня развития мелкой моторики по всем методикам также ниже в экспериментальной группе (50%, чем в контрольной группе (70%) – на 20%.

16 СЛ. Цель формирующего эксперимента - создать педагогические условия для развития мелкой моторики младших дошкольников посредством приобщения к ручному труду. Мы разработали систему занятий на основе использования трех техник – аппликация, выполнение поделок из природного материала и тестопластика.

На контрольном этапе исследования нами была поставлена цель. выявить динамику развития мелкой моторики дошкольников. Большинство детей экспериментальной группы, получив запас ручных умений и навыков на экспериментальных занятиях, повысили уровень развития своих ручных действий. В контрольной группе уровень развития мелкой моторики мало изменился. высокий уровень – 20 %; средний уровень – 50 %; низкий уровень – 30 %.

Видно, что в экспериментальной группе у детей произошла динамика уровня психомоторных навыков рук. высокий уровень – 20% (до формирующего этапа - 0 %) ; средний уровень – 80 % (50 %) ; низкий уровень – 0 % (50 %). В контрольной группе показатели развития психомоторных навыков рук почти не изменились.

По диаграмме видно, что уровень развития произвольной моторики пальцев рук у всех детей экспериментальной группы находится после формирующего этапа находится на высоком и среднем уровне, на низком уровне никто не остался - 100 %. Таким образом, динамика уровня развития произвольной моторики пальцев рук – 50%. В контрольной группе качественный показатель не изменился – 80 %.

По итогам сравнительного анализа можно сделать следующие рекомендации по работе с младшими дошкольниками.

1. Использовать в работе с детьми игры и упражнения, стимулирующие развитие мелкой моторики. ассоциативности через чувственно-эмоциональное постижение окружающего.

2. На проведенных экспериментальных занятиях ребенок свои переживания по поводу прожитой, проигранной ситуации реализовывал в творческих поделках и работах, осмыслив, закрепив полученные во время игры опыт, чувства и знания в эстетическом оформлении.

3. Использование на занятиях игры доставляло ребенку удовлетворение, позволяло «проникать» в самые невероятные пространства, попробовать свои силы в различных ситуациях, примерять на себя самые разнообразные роли, поступки.

Таким образом, в результате проведения проекта. можно сделать следующие выводы :

Рассматривая развитие мелкой моторики детей как органическую часть всей воспитательно-образовательной работы с ними, считаем, что основной работой дошкольных учреждений в этом направлении должно быть включение дошкольников в ручной труд.

Разработанная система развивающих занятий. основанная на техниках тестопластики, аппликации и выполнения поделок из природных материалов, стимулирует ручную активность детей младшего дошкольного возраста.

Их применение эффективно сочетать с использованием игровых методов, стимулирующих ручную активность детей .

Прикреплённые файлы:

Источники: http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/zadanija-na-razvitie-melkoi-motoriki-detei-4-5-6-let.html, http://m.baby.ru/blogs/post/189365044-73628960/, http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-razvitie-melkoi-motoriki-u-detei-3-4-let-v-procese-priobschenija-k-ruchnomu-trudu.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Наизусть стихи для детей 11 лет

Зачем учить стихи? 5 веских причин Сколько стихов далее...

Игры детей детский сад конспекты

Занятия для детского сада Данная презентация озвучена, звучит далее...

Капризы 2 летнего ребенка

Как реагировать на капризы детей Детские капризы далее...

Что дать ребенку от тошноты и рвоты

Какое лекарство дать далее...

Мелкоточечная сыпь на ногах у ребенка

Мелкоточечная сыпь Опубликовано Антонина в Чт, 03/01/2012 - 00:02 Высыпания далее...

Соли в моче у ребенка отзывы

Почему появляются соли оксалаты в моче у далее...

Светлые густые сопли у ребенка

У ребенка густые далее...

Популярные статьи

x