Главная » Ребенок 5 лет

Интеллектуальное развитие ребенка 5 лет

Интеллектуальное развитие или что должен уметь ребенок в возрасте 3 - 4 лет

Моему ребенку скоро три годика, а значит пора осваивать новые горизонты. Для начала составим план интеллектуального развития на ближайший год. За основу, как и в предыдущей статье на эту тему, возьмем методику Ольги Николаевны Земцовой, кандидата педагогических наук, руководителя Центра дошкольного развития и воспитания детей, заслуженного учителя России, автора уникальных пособий для детей от 2 до 6 лет.

Выбор в пользу этого автора не случаен, так как весь предыдущий год мы с дочкой работали по ее методике и, на мой взгляд, добились неплохих результатов, а именно: ребенок с легкостью выполняет большинство заданий по книжкам для детей 2-3 лет, эти занятия ей в радость и она не боится выполнять новые задания по ее книгам для деток более старшего возраста. А значит предложенные пособия разработаны с учетом возрастных особенностей детей.

Итак, что же должен уметь ребенок в возрасте 3 – 4 лет?

Память, внимание, мышление

  • Складывать по образцу несложные сооружения из конструктора.
  • Распознавать и правильно называть основные цвета.
  • Находить схожесть и отличия между двумя предметами или рисунками.
  • Решать простые логические задачи и из трех предметов выбирать нужный.
  • Отвечать на вопросы: «Зачем нужна ручка на сумке? Что нужно сделать, чтобы суп был соленым?» и под.
  • Находить ошибки и несоответствия на рисунках.
  • Находить пару предмету, объяснять, какая между ними связь.
  • Раскладывать от 4 до 6 предметов по порядку; знать, что было вначале, а что – потом.
  • Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 увиденных предметов, содержание сюжетного рисунка.
  • Называть свои имя, фамилию, отчество, имена родственников, свой домашний адрес.

В этом возрасте ребенок владеет огромным потенциалом, активно развиваются его познавательные способности. Ребенок учится понимать значения вопросов и соотносить их с предметами и явлениями окружающей среды, проявляет инициативу и самостоятельность во время выполнения заданий.

Математика

  • Определять размещение предметов: слева, справа, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
  • Узнавать и правильно называть круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник; а также все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
  • Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
  • Расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
  • Раскладывать числа 2, 3, 4, 5 (знать состав числа).
  • Сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте, толщине).
  • Сравнивать количество предметов, понимать значения слов «больше», «меньше», «поровну». Делать ровными неровные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

Ребенок усваивает количественный и порядковый счет; знакомится с графическим образом числа; учится правильно писать цифры.

Развитие речи

  • Называть предметы окружающей среды.
  • Правильно называть части предметов (например, детали одежды: рукав, манжет, карман).
  • Понимать, чем отличается строение тела человека от животного (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть, лицо – морда).
  • Находить предмет по описанию (мяч – круглый, желтый, резиновый).
  • Самостоятельно описывать предмет.
  • Подбирать противоположные слова (перо легкое, а гиря тяжелая).
  • Понимать значения предлогов (в, на, под, за, между, перед, возле и т.д.)
  • Поддерживать разговор: отвечать на вопросы и правильно их задавать).
  • Рассказывать на память несколько стишков, загадок, прибауток.
  • Составлять небольшой рассказ по рисунку при помощи взрослого.
  • Пересказывать содержание услышанной сказки.
  • Согласовывать слова в роде, числе, падеже.

В этом возрасте активно развивается речь ребенка, формируется его словарный запас; ребенок проявляет интерес к творчеству.

Графические навыки

  • Пользоваться разными художественными средствами: мелом, красками, карандашами, фломастерами.
  • Проводить линии разной длинны и в разных направлениях, рисовать круги, простые рисунки (домик, грибок). обводить и раскрашивать рисунки.

Не все получается аккуратно, но многие дети с удовольствием выполняют эти задания.

Для успешного выполнения данного плана опять же советуем приобрести серию книг О. Н. Земцовой «Умные книжки» для детей 3-4 лет или подобные пособия других авторов.

Поделитесь с друзьями!

Интеллектуальное развитие детей 3, 4, 5 лет

Интеллектуальное развитие ребёнка 3, 4, 5 лет

Интеллектуальное развитие ребенка подразумевает не только его обученность , то есть умение читать, писать, считать, знание иностранных языков и т. п. Это, скорее, его способность к обучению, воображению, творческому мышлению. Интеллект всегда должен реализовываться в практической деятельности. Пусть малыш получает новые знания и применять их в жизнь.

Особенности мышления детей от 3 до 5 лет

Великий древнегреческий философ Декарт сказал: Мыслю — следовательно, существую . Эти слова справедливы и по отношению к детям. Они мыслят, и не просто существуют, а живут! Правда, по-своему. В детском мышлении много непонятных нам причуд , клише и алогизмов.

За словом необратимость тянется шлейф негативных ассоциаций. Однако не все так страшно и фатально. Этот термин принадлежит великому Пиаже. Аетям этого возраста еще сложно улавливать взаимосвязи между фактами и событиями. И в своих размышлениях они могут уходить далеко, не помня исходного пункта. Дети теряют отправную точку в размышлениях, им трудно вернуться назад. В этом смысле их мышление необратимо .

РАБОТЫ ПИАЖЕ. Если вы хотите получить как можно больше информации о детском мышлении, обратитесь к работам известного швейцарского психолога Ж. Пиаже. Этот ученый провел огромную практическую и теоретическую работу по изучению детской памяти, системы восприятия, внимания и других мыслительных процессов. Пиаже принадлежит открытие эгоцентризма детского мышления и речи. По мнению психолога, дети не эгоисты, а всего лишь большие эгоцентрики. Мир вращается вокруг них, и они имеют полное право так считать. до некоторых пор. Хотите узнать своего малыша лучше? Попробуйте изучить и понять, как он мыслит.

ВНИМАНИЕ. Человек сканирует мир с помощью пяти чувств: слух, зрение, тактильные ощущения, вкус, обоняние. Взрослому трудно концентрировать внимание сразу на нескольких объектах, а что говорить о ребенке? Он вынужден защищаться от передозировки информации. Природа придумала, как всегда, простой и мудрый способ: дети видят и слышат то, что им надо видеть и слышать. И если объект им не интересен, трудно привлечь их внимание. Эту особенность учитывают практически все педагогические методы и школы. Сделайте жизнь ребенка интересной, и вам не придется упражняться в концентрации внимания. В три года малышу еще трудно продолжительное время удерживать внимание на одном предмете или занятии. Он все время будет считать ворон . Хотя малыш уже может увлечься любимым делом: рисованием, лепкой, игрой и т. п. Чем старше становится ребенок, тем больше в нем усидчивости. Его действия теряют стихийность, он становится более собранным. Наконец, он учится планировать свои действия, не перескакивает с одной игры на другую. Ему теперь интересен не только процесс, но и конечный результат. Ребенок 4—5 лет с большим энтузиазмом слушает рассказы взрослых, учится чему- то новому в группе сверстников.

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ. В возрасте 3-5 лет у детей преобладает образное мышление. Ваш кроха, скорее всего, уже вырос из наглядно-действенного типа мышления (или мышления руками ), но пока что у него хромает логика. Это естественный процесс развития детского мышления. Конечно, нужно учитывать и тот факт, что природные способности ребенка занимают здесь не последнее место. Важнейшим моментом этого периода является способность мыслить образами. Ребенку теперь не обязательно видеть или трогать предмет, чтобы рассуждать о нем. В его памяти уже есть картинки-символы. Он может доставать их, как файлы , используя в играх и житейских делах. Чтобы развивать образное мышление, не нужно прибегать к каким-то особым методам и упражнениям. Единственное условие для гармоничного развития — удовлетворение любопытства.

ЧТО ТАКОЕ ТРАНСДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ?

Всем нам известны два метода умозаключения в логике: дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему). Так мыслим мы, взрослые. По мнению Пиаже, особенность детского мышления заключается в том, что ребенок живет в мире частностей, без общего знаменателя. Детские умозаключения нередко алогичны и ассоциативны. В мире детского сознания живут отдельные факты, которые дети пытаются связать друг с другом под своим углом зрения. Например, дождь может идти только тогда, когда его можно наблюдать из окна кухни. Нам трудно их понять, ведь мы неосознанно пережили этот переходный период мышления.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Как оценить интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраста?

Интеллект — это не просто способности мышления. Это еще эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.

Некоторые родители считают, что их ребенок интеллектуально готов к школе уже и только потому, что он умеет считать, читать, писать. Он обучен, это факт. Но обучаем ли он? Как он может применить тот объем знаний, которым владеет? Иногда случается, что у таких обученных детей запас базовых формальных знаний исчерпывается через два-три месяца, дальше им трудно усваивать школьную программу. У ребенка должны заработать связи между отдельными блоками информации, которая непрерывным потоком идет на него, особенно за школьной партой. Если представить наш мозг в виде огромного комода, то ребенок учится свободно открывать ящики этого комода, при необходимости перекладывать вещи из одного места в другое, сравнивать их, находить в них общие и отличительные черты, выбрасывать ненужную ветошь и т. д.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ. Не у всех детей к семи, а тем более к шести годам достаточно развит наглядно-образный тип мышления . Что говорить о словесно-логическом? Незрелость этих уровней мышления может тормозить учебный процесс. Это касается и других психических процессов (память, воображение, концентрация внимания, речь). Ребенок к школьному возрасту должен ясно выражать свои мысли, уметь пересказывать услышанное и прочитанное, делиться впечатлениями, выделять главное. Кроме того, у него должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы рука была готова к письму.

ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от наследственности , а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении со взрослыми. Эти вечные беседы на тему: А почему. снег белый? И утки не тонут? Земля круглая, а не квадратная? желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор вашего малыша и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешите отвечать на все вопросы. Чаще спрашивайте у вашего почемучки : А как ты сам думаешь? Пусть ребенок покопается в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования.

ЧТО ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ? Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, ловушках для ума. Просите детей помочь по дому и усовершенствовать какие-то бытовые дела. Играйте в игры типа Небылица , Верю-не-верю , где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, В нашем лесу живут слоны . Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

ОПЫТ ПИАЖЕ. Повторите эксперимент швейцарского психолога Ж. Пиаже. Скатайте из теста или пластилина два одинаковых по размеру шарика и попросите ребенка сравнить их. Малыш увидит очевидное — они абсолютно одинаковы. Затем в его присутствии из одного шарика сделайте лепешку. Покажите ему шарик и лепешку, спросите: Где теста больше? Ребенок, у которого преобладает наглядно-образное мышление, скажет, что лепешка больше (для него это будет очевидным фактом). Если он ответит, что шарик и лепешка одинаковы, значит, он уже умеет мыслить абстрактными понятиями. Пиаже проводил этот опыт с семилетними детьми. Далеко не у всех к этому возрасту развивается абстрактное мышление.

показывает далеко не все интеллектуальные способности. А главное — не раскрывает картину применения этих способностей. Этот тест отражает стандартную и статичную меру интеллекта, во многом опираясь на культурную и экономическую среду.

Источники: http://nasheditya.ru/stati/intellektualnoe-razvitie-ili-chto-dolzhen-umet-rebenok-v-vozraste-3-4-let, http://ped-kopilka.ru/pedagogika/intelektualnoe-razvitie-detei-3-4-5-let.html, http://ped-kopilka.ru/pedagogika/intelektualnoe-razvitie-detei-5-6-7-let.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Игры ребусы для детей 9 лет

Ребусы в картинках с далее...

Гемоглобин норма детей 11 лет

Норма гемоглобина в крови Норма гемоглобина у далее...

Дистанционные творческие конкурсы детей

Всероссийский дистанционный конкурсЗолотая рыбкадля детей и педагогов с далее...

Перспективный план работы одаренными детьми

План работы с далее...

Картинки для детей 2 лет

Рисуем с детьми 2 лет Все первые рисунки далее...

Как похудеть ребенку в 5 лет

контакты метод Программы похудения Классика Максимум VIP Худеем вместе Первичный прием Истории Клиника далее...

Развития старших дошкольников характеристика развития

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У детей старшего дошкольного возраста развитие речи далее...

Популярные статьи