Главная » Ребенок 5 лет

Логопедические мультики для детей 4 5 лет

Программа работы логопедического кружка для детей 4-5 лет «Говоруша»

МБДОУ «Детский сад «Семицветик»,

пгт. Андра, ХМАО-Югра

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.

В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы. Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.

Программа логопедического кружка «Говоруша» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.

При составлении программы были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук. Т. А. Ткаченко, а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.

Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Формирование умения регулировать силу голоса.

6. Формирование правильного звукопроизношения.

7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

8. Расширение словарного запаса.

9. Формирование связной речи.

10. Воспитание культуры речевого общения.

Периодичность занятий:1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 30 занятий (с середины сентября по апрель включительно).

Продолжительность занятия: 20 минут.

Форма организации детей: фронтальная.

Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – игрушка попугай Говоруша, у которого много друзей среди животных. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой Говоруша: бегемотиком Жужей, змейкой Шушей, лошадкой Динь-Динь, лягушкой Квакушей и др. Эти персонажи – логопедические игрушки - надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.

Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.

Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию вни­мания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.

В содержание занятий включены следующие виды работы:

  • Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
  • Дыхательные и фонопедические упражнения.
  • Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
  • Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
  • Упражнения на расслабление (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп ипликатором Кузнецова, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Результаты: данная программа апробирована на базе МБДОУ «ДСОВ «Семицветик» п. Андра в 2013 - 2014 учебном году. Анализ результатов работы кружка показал, что систематические занятия по данной программе способ­ствовали:

  • коррекции звукопроизношения;
  • развитию просодической стороны речи,
  • формированию слоговой структуры слова;
  • коррекции лексико-грамматической стороны речи;
  • формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.

У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.

Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-5 лет.

Перспективный план занятий логопедического кружка «Говоруша» на учебный год

Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области.

Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.

Развитие родной речи у детей
от 2-х до 6-ти лет

Последнее время я часто слышу жалобы от родителей: «Моему ребенку уже 2 года, а он еще не начал говорить, а вот соседская девочка в этом же возрасте уже рассуждает…» или «Сыну уже почти 5 лет, а говорит, как двухлетний ребенок».

Хочу успокоить родителей тем, что проблема задержки речи и неразвитой речи у детей очень распространена. Причин и объяснений этому может быть множество. О них лучше знают психологи. С этим вполне можно справиться и ни в коем случае не надо паниковать.

Задержка речи часто наблюдается у мальчиков, у детей, с которыми говорят на двух или трех языках, а также у других категорий детей по различным причинам. В большинстве случаев проблема решается сама со временем. И не надо сравнивать с другими детьми. У каждого ребенка свой срок, когда надо начинать говорить и говорить много и грамотно.

Если вас очень беспокоит отставание в развитии речи вашего ребенка стоит обратиться к логопедам и дефектологам. У них накоплен большой арсенал работы с подобными затруднениями.

Я же расскажу о простых способах решения этой задачи, которые вы сможете сами применять в повседневном общении с малышом.

Принцип развития речи на любом языке и в любом возрасте включает два основных аспекта:

  1. Накопление пассивного запаса слов, готовых фраз и речевых конструкций;
  2. Активное использование накопленного материала.

Эти принципы, а также приведенные ниже рекомендации работают при изучении любого языка: родного или иностранного, и в любом возрасте. Поэтому их также можно использовать для развития речи вашего ребенка на иностранном языке, если он изучает его с детства.

Накопление пассивного запаса происходит, когда ребенок слушает. Это значит, что надо как можно раньше начинать читать ему, ставить аудиопроизведения с хорошей речью и произношением. Делать это надо с самого рождения, потому что навык слушать и запоминать наиболее активно работает в возрасте от 0 до 3-х лет. Позже он тоже работает, но не настолько интенсивно. Надо также как можно больше и чаще говорить с ребенком, объяснять ему все, что его окружает, языком любого уровня сложности. Лучше всего чередовать простые фразы со сложными. Пусть вас не беспокоит, поймет ли ребенок ваше объяснение. Здесь важно предъявление сложных речевых конструкций и пример того, как вы это делаете.

В первые два года жизни ребенок активно накапливает материал, и чем больше вы сможете ему дать в этот период, тем больше будет его арсенал для дальнейшего активного использования в речи.

Начиная с двух лет, ребенок постепенно начинает переводить полученную пассивную языковую информацию в активную форму, а именно говорить. В любом случае пассивный запас у каждого человека всегда намного больше, чем активный. У ребенка эта разница еще более значительная. Поэтому наша задача помочь ему активизировать этот запас, чтобы он в своей речи использовал как можно больше слов и их комбинаций, которые и так есть в его памяти.

При этом мы не перестаем поддерживать пассивный запас, а именно читать ему, ставить аудио и видео произведения с хорошей речью. Не бойтесь ставить и читать ему одни и те же произведения. Это нравится детям, потому что так они лучше запоминают речь и им легче перевести ее в активную форму.

Итак, упражнения на развитие речи для детей от 2-х до 6-ти лет. Идея в том, чтобы каждый день или почти каждый день использовать хотя бы одно упражнение. Не надо специально уделять этому время. Это увлекательные игры с родителями, в которые можно играть в любое свободное время. Например, во время прогулки, или пока едете в транспорте или в машине, во время ожидания в очереди, пока готовите что-то на кухне, а ребенок играет рядом, перед сном.
  1. Упражнение «Отгадай животное, предмет, человека по описанию». Вы даете описание объекта, а ребенок должен догадаться кто это или что это. Это развитие пассивного запаса. Ребенок на вашем примере учится описывать объекты. Например: живет в лесу, дикий зверь, любит морковку, уши длинные, летом - серый, зимой - белый.
  2. Следующий этап - соревнование, кто из вас больше угадает. Вы по очереди загадываете слово и описываете его. Таким образом по вашему образцу ребенок сам будет учиться описывать различные предметы. Вы можете заранее обозначить категорию слов. Например: отгадываем животных, или предметы мебели, или еду. А можете загадывать слова из всего арсенала, при описании указывая из какой категории это слово. Это даст возможность ребенку выучить собирательные названия предметов, то есть названия категорий. Это способствует развитию навыков классификации - умение анализировать и синтезировать полученные знания.
  3. Следующее упражнение «Отгадай по вопросам». Вы с малышом по очереди загадываете слово, например, персонажей мультфильмов. Тот, кто отгадывает, задает вопросы, пока не отгадает. Соревнуетесь, кто больше отгадает. Например: Это человек или зверь? Это мужчина или женщина? Он молодой или старый? Где он живет? Во что одевается? и т.д. В этом упражнении практикуется правильная постановка вопроса.
  4. Упражнение «Прилагательные». В этом упражнении вы совместно выбираете любое слово и по очереди подбираете прилагательные, которые ему соответствуют. Например, слово «дом». Какой он может быть: большой, красивый, высокий, старый, серый, жилой, кривой, и т.д. Можно использовать и антонимы, если вы описываете не конкретный дом, а дом вообще. Проигрывает тот, кто больше не может найти подходящих прилагательных. Это упражнение существенно увеличивает активный словарный запас и учит многословно описывать предмет с разных сторон.
  5. Упражнение «Глаголы». Аналогично прилагательным - выбираете существительное (животное, человек, кто-то из родственников) и находите к нему соответствующие глаголы. Например: наша бабушка - живет, ходит, готовит, сидит, спит, вяжет, смотрит телевизор и т.д.
  6. Упражнение «Слова». Это упражнение аналогично всем известной игре в «Города». То есть вы называете существительное, а ребенок должен назвать следующее, начинающееся с последней буквы вашего слова: мыло - олень -нос - слон. Это упражнение существенно развивает словарный запас и отчасти правописание, а также дает вам представление о том, какие слова в принципе ребенок знает.
  7. Пересказ прочитанного. Каждый раз, когда вы читаете ребенку вслух, просите его пересказать услышанное своими словами. Начинайте с ответов на наводящие вопросы. Следующий этап - самостоятельный пересказ, но с ответами на уточняющие вопросы. Следующий этап - пересказ по плану: вступление, основная часть, заключение. Предварительно объясните ребенку, что означают эти слова и продемонстрируйте на примере собственного пересказа. Это упражнение отлично подготовит к школе, так как пересказ и изложение по упомянутому плану являются заданиями школьной программы с первого класса.

Логопедические упражнения для детей 4-5 лет


К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо дляего дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочьнесколько наших советов:

1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенкуназвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий васзвук в начале, середине, конце слова, например [C]: санки, весы, автобус; [З]:заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]:жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата,пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.

2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука,затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш,ж, щ, ч, й, л, р.

3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ееперед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органовартикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии егофонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнениевыполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался сжеланием. Добиться результатов вы сможете только при условии положительныхэмоций ребенка.

Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.

«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются,как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.

«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние.Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ клевому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней частинеба).

4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучшевсего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык икакие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба,кончик языка опущен, губы приоткрыты; с, з: язык «желобком» внизу рта, губыулыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается избыстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языкаупирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакиваетв положение [с]; ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылиласьводичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед«рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоиттвердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокамязыка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струивоздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.

5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры:мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, простосильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде«кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумякарандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (нераздуваются).

Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу,а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, номожно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося«д-д-д. » (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильновыдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончикязыка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3)произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.

То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языкабыл поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенкаполучился новый звук!

6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйтезвуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО,ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова,называть картинки с этими звуками.

7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободнойречи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесьтерпения.

8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работенад следующим.

9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и«ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опаснодля будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем нетолько эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д –т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не толькосмешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущихошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положенииорганов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазамиих звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писккомара или жужжание жука.

Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а онопределяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затемподберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе,шишки на сосне» или:

Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.

Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».

Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития,попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самыйвосприимчивый.

Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнегоребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель,свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам.При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет иобъясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснитьразличия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный,у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге,картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание,понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждаетотрицательных персонажей.

Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию иотличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способенвыступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передаваянастроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написаниенескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые словаиз трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищныеошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ,сказку.

Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. Иваши труды будут вознаграждены сторицей. В этом поможет и восприимчивый возраствашего ребенка.

Источники: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/programmyi/news6959.html, http://www.umniki21.ru/articles/05.php, http://detsad3loev.schools.by/pages/logopedicheskie-yprazhneniya-dlya-detei-4-5-let

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Компьютерные игры для детей 3 лет мышкой

Игру от 3 до 5 лет мышкой Игра Изучаем далее...

Особенности личностного развития детей дошкольного возраста

Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе далее...

Снится кормить грудью новорожденного ребенка

К чему снится кормить грудью во сне? Школа для Женщин В далее...

Шершавые пятна ногах ребенка фото

Шершавые пятна на ногах у ребенка далее...

Пятно языке грудного ребенка

Белый налет на язычке новорожденного – что это? далее...

Болят ножки у ребенка

28 июл 2013, 21:40 Вот такая далее...

Новорожденный часто срыгивает после кормления

Форум родителей: Срыгивание у новорожденных, далее...

Популярные статьи