Главная » Ребенок 5 лет

Занятия неговорящими детьми 5 лет

Пример плана занятия по программе
Стимуляция речевой активности
неговорящих детей 3-4 лет

Программа из 24 занятий была разработана для минигруппы из 4 неговорящих детей 3-4 лет. Словарный запас детей ограничивался 2-3 словами, некоторые издавали лишь нечеткие звуки, когда хотели обратить на себя внимание или добиться желаемого. У троих малышей уже была выработана негативная реакция на просьбы взрослых повторить за ними те или иные слова. При этом на диагностике каждый показал неплохие результаты в невербальных заданиях. Сформированность познавательных процессов в пределах возрастной нормы была подтверждена и в медицинских картах, т. е. в группу вошли только дети с задержкой речевого развития по типу алалия. Присутствие мам на занятии и их активное участие было обязательно.

Хотелось создать такую позитивную атмосферу, в которой бы ребенок забыл о своих трудностях, и в игровой форме добиться от него смыслового, речевого звука хоть по подражанию, хоть в эмоциональном выплеске. Главное, чтобы ребенок понял - а я умею говорить , преодолеть его зажим, включить сам механизм речи.

По плану занятие всегда состояло из одних и тех же блоков, но эти блоки были подвижны и менялись от состояния детей и задач каждого занятия, неизменно на своих местах оставались только первый и последний: организационный момент и продуктивная деятельность.

Занятие 5. ЕЖИК

1. Организационный момент

Дети только пришли с улицы, у каждого свое настроение и свое на этот момент отношение к занятиям. Эти важные несколько минут не только объединяют малышей, но и настраивают на участие в работе, поэтому начало занятия всегда музыкальное. Отличные примеры можно найти у Сергея и Екатерины Железновых, например: Вот носик, вот ушки. - и тело свое изучили в игре, и поработали с вниманием, и быстроту реакции потренировали.

2. Кто пришел в гости?

Встреча или знакомство с героем. Это главный персонаж, вокруг которого и строятся все коррекционные приемы. Всего получилось таких персонажей восемь: котик, ЕЖИК, медведь и т.д. И вот почему получилось такое количество. Два занятия, например, ежик - главный герой, на третьем он знакомит детей новым героем - лягушкой, который становится героем следующих двух занятий, в свою очередь на третьем занятии лягушка знакомит детей еще одним героем и т.д. Конечно, хорошо. если это игрушка из кукольного театра. Обязательно дайте потрогать, погладить героя, поздороваться с каждым за ручку - важный момент доверия и контакта.

3. Глазодвигательные упражнения

Наш герой, например, ЕЖИК за ширмой играет с детьми в прятки, неожиданно появляясь то справа, то слева, то выпрыгивая над ширмой. Задача ребенка найти игрушку только глазами.

Например, как фырчит ЕЖИК? В игровой форме просим повторить малыша пока только по подражанию.

5. Артикуляционные упражнения

Смотреть упражнения с ЕЖИКОМ.

6. Дыхательные упражнения

Отрабатываем в игровой форме вдох носом - выдох ртом. Например, ЕЖИК нюхает ароматное яблоко. ( Внутренняя задача блока - к середине комплекса научить детей задерживать дыхание после вдоха и выдоха, а к концу комплекса научить детей дышать под счет).

7. Мелкая моторика или пальчиковые упражнения

Например, стихотворные тексты для ЕЖИКОВ можно найти в разделе Пальчиковая гимнастика. Некоторым другим героям повезло больше: для них нашлись тексты под музыку у Железновых.

Например, у Железновых для ЕЖИКОВ два музыкальных задания:
- ежики бегают, переворачиваются на спинку и машут лапками;
- ежики ползают на четвереньках.
А так как занятие проходило осенью, то наши ЕЖИКИ переносили на спинках огромные кленовые листья, а на втором занятии сосновые шишки, которые были специально собраны в лесу для этого занятия. Шишки также пригодились для массажа ладошек.

9. Продуктивная деятельность

Звучит спокойная музыка, розданы листочки с заготовками и гуашь трех цветов. Дети рисуют ЕЖИКА.

Обмакивают указательный палец в коричневую гуашь, рисуют палочки-иголки, проговаривают на каждое движение: так , так .

Красным и желтым ставят точки-яблоки, проговаривая на каждое движение: тык , тык .

Из опыта работы с неговорящими детьми

Работа с родителями

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только машина, полотенце .

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Советы родителям
  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа Дай ручку , Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты ! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа Сорока-белобока .
Работа логопеда

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым скажи . На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой. заинтересовавшей ребенка. Игры типа Делай, как я (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.

Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:
  • развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
  • побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
  • побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это. Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);
  • работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);
  • развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
  • стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.

О важной роли речи в произвольной регуляции деятельности говорит Е.М. Мастюкова в своей книге Лечебная педагогика : При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения .

Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Например, Артем Н. (3 года) говорил коротко Неа и утыкался головой в сложенные на столе руки. А как только чувствовал, что речевая угроза миновала, опять веселел и был готов играть. В случае с Артемом С. (4 года) приходилось проявлять строгость и настойчивость: Все равно не отпущу, пока не выполнишь задание. Выполняй, работай . А он при малейшей сложности сразу начинал плакать.

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Услышанная у Антона А. (3 года) фраза дядя ити (дядя починит) повторялась и в обычном, и в детском звучании, переносилась в другую ситуацию. Ребенок радовался, узнавал свои слова, смелее начинал говорить.

Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово: у Максима Л. (3 года 3 мес.) — самолет, у Ильи П. (3 года 3 мес.) — машина, у Артема С. (4 года 4 мес.) — куры, у Артема Н. (3 года 4 мес.) — упал. Ребенок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.

Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нем, помогает ребенку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.

ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ «ПОДСОЛНУХ»

Начинаем набор в группы логопедической помощи детям раннего возраста с нарушением речевого развития

Если Вашему ребенку 3 или 4 годика, но его уровень речевого развития не соответствует возрасту (не говорит, плохо и мало говорит), то ждем Вас на Программу логопедической помощи детям раннего возраста с нарушением речевого развития Запуск речи .

Это новинка нашего центра!

Программа логопедической помощи Запуск речи разработана для плохоговорящих или неговорящих детей 3-4 лет.

  • создать условия для запуска спонтанного речевого развития у детей,
  • развить общие речевые умения,
  • сформировать языковое чутье у ребенка,
  • расширить пассивный и активный словарный запас ребенка,
  • -улучшить коммуникативные навыки.

Состав группы- 3 ребенка, это позволяет не только уделить внимание каждому, но и создать условия для общения детей друг с другом.

Регулярность занятий-2 раза в неделю .

Речь самая сложная психическая функция и для ее правильного формирования необходимо наличие 13 факторов: от сохранности центральной нервной системы до развитого желания и умения общаться. Наличие стойкого речевого расстройства часто сочетается с различными особенностями психической деятельности и познавательной активности. Таким образом, если у ребенка имеются речевые расстройства или отсутствует речь, то только согласованная работа нескольких специалистов позволяет создать необходимые условия для успешного речевого развития. Усилий одного логопеда, как правило, недостаточно!Поэтому в нашу программу входят занятия с детским психологом, дефектологом и логопедом.

Занятия с дефектологом.

  • развитие у детей с тяжелыми нарушениями речи познавательной активности, интереса к окружающей действительности - одного из важных условий для развития речи;
  • формирование когнитивных предпосылок речевой деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Занятия с детским психологом .

  • овладение элементарными коммуникативными умениями – необходимого условия для запуска речи;
  • формирование навыков игровой деятельности;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • снятие психологических барьеров.

Занятия с логопедом.

  • преодоление речевого негативизма; развитие языкового чутья;
  • формирование элементарных общих речевых умений;
  • формирование навыков взаимодействия ребенок – взрослый , ребенок – ребенок с использованием вербальных (речевых) средств общения.

В зависимости от причины речевых нарушений формируются группы 2 видов:

  • Старт речи для детей с нарушением психического развития и познавательной деятельности (задержка речевого и психоречевого развития ЗРР, ЗПР). Чтобы скомпенсировать отставание в интеллектуальной сфере на первом этапе программы особую важность приобретают занятия с дефектологом.
  • Старт речи для детей с нарушением коммуникативной и познавательной деятельности. Мы рекомендуем ее детям с расстройствами аутистического спектра (аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм ). В силу того, что у таких детей отсутствует (снижена) потребность использования речи как коммуникативного средства, нет желания вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, ключевую роль начинает играть работа психолога.

Порядок прохождения программы:

Диагностика ребенка с целью определения целесообразности прохождения программы, а также определения в какую из двух типов групп (для детей с задержкой речевого и психоречевого развития или для детей с расстройствами аутистического спектра) ребенок может пойти. Для каждого ребенка заполняется Контрольный лист , в котором отмечается текущие показатели качества речи, поведения и развития интеллекта, а также устанавливаются индивидуальные цели на прохождение программы;

Первый этап прохождения программы (до 6 занятий, в зависимости от степени возможных нарушений). На первом этапе ребенок индивидуально занимается с дефектологом. Цель-подготовить ребенка к занятиям в группе, научить взаимодействию со специалистом (слышать, послушно выполнять упражнения), а также улучшить внимание, степень концентрации, восприятие;

Второй этап прохождения программы (6-8 недель в зависимости от индивидуальных особенностей детей). На втором этапе прохождения программы основная работа ведется психологом и дефектологом. Продолжительность занятий 1 час (30 минут занятие с дефектологом, 30 минут занятие с детским психологом). Цель-создать базу для успешной работы логопеда, сформировать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми; развить восприятие, внимание, память, мышление ребенка;

Третий этап прохождения программы (длительность зависит от индивидуальных особенностей детей). К работе с детьми подключается логопед. Продолжительность занятий 1,5 часа (30 минут занятие с дефектологом, 30 минут занятие с детским психологом,30 минут занятие с логопедом). Подобная структура программы позволяет создать оптимальные условия для запуска и развития речи;

После завершения программы каждый родитель получает заключение по результатам программы и рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

Важную роль в развитии речи ребенка играют родители. Их задача - поддерживать и мотивировать малыша, а также, чтобы в коррекционном процессе соблюдалась реализация принципов системы и повторности, происходило закрепление умений полученных на занятиях, помогать ему выполнять домашние задания, которые выдают специалисты после каждого занятия.

Речевое здоровье ребенка является важнейшей составляющей его полноценного развития. ПОМНИТЕ, что будущее вашего ребенка зависит от уровня его речевого здоровья! Коррекция нарушений речевого развития — длительная задача. Не упускайте время, после 4-х лет запуск речи становится все более сложным! Программа Запуск речи -это мощный стимул к правильному речевому развитию ребенка!

Записаться на занятия, а также задать вопросы Вы можете по тел. 333-22-47.

Источники: http://www.ilogoped.ru/plan_zanyatiy_negovoryaschie.php, http://www.7ya.ru/article/Iz-opyta-raboty-s-negovoryawimi-detmi/, http://www.sunnydon.ru/sobytiia/item/57-nachinaem-nabor-v-gruppy-logopedicheskoj-pomoshchi-detyam-rannego-vozrasta-s-narusheniem-rechevogo-razvitiya

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Как вылечить сопли у новорожденного ребенка

Почти все мамы сталкиваются с таким нередким явлением далее...

Антибиотики ребенку 11 лет

Супракс для детей Супракс — антибиотик третьего далее...

Ребенку 2 года аллергия комаров

Кулицидоз: аллергия на далее...

Вопросы для детей 12 лет

Викторина - Шуточные вопросы и ответы для детей. 1. далее...

Творческие конкурсы для детей и педагогов вдохновение

Главная → Положения конкурсов → Всероссийский творческий конкурс для далее...

Песня про домашних животных для детей

Стихи о домашних животных Стихи о далее...

Питание овчарки 1 год

Как кормить овчарку? Рацион породистой собаки - чем далее...

Популярные статьи