Главная » Ребенок 6 лет

Логопедическое занятие ребенком 6 лет

Логопедическое занятие для детей 5-6 лет с ФФНР по подготовке к обучению грамоте

У каждого учителя-логопеда в кабинете или в логопедической группе существует учебное пособие по подготовке к обучению грамоте. У одних -это звуковые паровозики, у других – домики с буквами. А у нас -«Буквоград». Представленное логопедическое занятие для детей 5-6 лет с ФФНР по подготовке к обучению грамоте является первой экскурсией по волшебному городу Буквограду.

Тема: Путешествие по «БУКВОГРАДУ»

  1. Первоначальное знакомство детей с объектами «речевого города», их месторасположением и назначением.
  2. Общее знакомство с фонемной классификацией: гласные и согласные звуки, их дифференцация (твёрдые-мягкие, звонкие-глухие).
  3. Индивидуальная характеристика речевых звуков У, А, И, П, П*.
  4. Развитие воображения детей.

Оборудование: пособие «Буквоград», звуковые человечки У, А, П, П*, выполненные из картона красного, синего и зелёного цвета, бумага, цветные карандаши.

1. Организационный момент:

- Сегодня наше занятие пройдёт не в логопедическом кабинете, как обычно, а у вас в группе. Я хочу рассказать вам сказку. Сядьте удобнее и слушайте внимательно.

2. Знакомство с «Буквоградом».

В одной большой семье жил шестилетний мальчик Петя. Он уже знал БУКВЫ и мог прочитать своё имя. Но ему было ужасно интересно, как выглядят ЗВУКИ П* и Т* в его имени. Они казались такими мягкими, как пирожки любимой бабушки. И никто-никто в семье не мог помочь Пете: ни мама, ни папа, ни добрая бабушка, ни старый дедушка, ни старший брат и, ни тем более, младшая сестрёнка. Все твердили о том, что ЗВУК увидеть нельзя, его можно только услышать, а увидеть можно БУКВУ. Петя никому не верил, обижался и шёл делиться своей печалью с Катюшей. А она не спорила потому, что вообще ещё ничего не умела говорить. Они вместе сидели и плакали: брат от обиды, а сестрёнка -за компанию. Однажды, вдоволь наплакавшись, Петя уснул прямо под кроваткой Кати и ему приснился необычный сон

Будто бы попал он в волшебный речевой город, в котором живут звуки. Шесть девочек -гласных У, А, И, Э, О, Ы, в красных платьицах -мастерицы петь. Голосок у них протяжный, звонкий. Они забираются в каждое слово и поют, без них слов не бывает! А ещё в этом городе живут мальчики -согласные. Они становятся рядом с девочками в слове потому, что вообще не умеют петь. Они рычат, шипят, свистят, но не поют. Мальчики в синих костюмчиках – это твёрдые звуки. Они строго рычат р-р-р-р-р, строго стучат т-т-т-т-т, строго шипят ш-ш-ш-ш-ш. А мальчики в зелёных костюмчиках – это мягкие согласные. Они такие добрые, характер у них мягкий. Шипят они нежно щ-щ-щ-щ-щ, свистят нежно сь-сь-сь-сь-сь, даже рычат нежно рь-рь-рь-рь-рь. Если у мальчика на шапочке есть колокольчик, значит он звонкий, а если колокольчик перечёркнут – глухой. Живут они все на разных улицах: на красной – гласные, на синей и зелёной – твёрдые и мягкие согласные. В городе есть стадион, где звуковые человечки выстраиваются в слова.

Есть там и дворец «Весёлого язычка», где они учат произносить детей свои имена и находить звуки в словах. В «Буквограде» живут не только звуковые человечки, но и буквы. На площади «Заколдованных слов» их целый десяток.

По городу ездит необычная машина, у которой на колёсах написаны слоги. Она «везёт» буквы, которые только наполовину видны из кузова.

Рядом с озером чистописания растёт дерево родственных слов, а на поле чудес -различные растения.

Вдруг среди звуковых человечков Петя увидел своего мальчика П* в зелёном костюмчике. Он так обрадовался, что закричал изо всех сил: «Постой. » и проснулся.

«Мама! Папа! Я знаю! Я его видел! Ну, своего человечка, понимаете?!», -кричал Петя. Вся семья недоумённо смотрела на мальчика. Петя махнул рукой и счастливый побежал к сестрёнке поделиться своей радостью!

3. Характеристика звуков А У И П П*.

- Вот такой сон приснился мальчику Пете. Он рассказал об этом нам, а мы построили такой город для вас.

Мы уже познакомились со звуками А У И П П*. Давайте поселим звуковых человечков в наш «Буквоград». Ребята, назовите поющие звуки .

Дети: А-А-А, У-У-У, И-И-И.

Логопед: какого цвета будет одежда у этих звуков и почему?

Дети: красная и бантик на голове потому, что это девочки – гласные. (На доске появляются человечки).

Логопед: а в каком костюмчике будут ходить П и П*? Почему?

Дети: П -в синем, он твёрдый, а П*- в зелёном, он мягкий.

А теперь поселим наших девочек и мальчиков на их улицы. Кто мне поможет? (Дети помогают расположить человечков).

Логопед: спасибо, ребята, теперь, когда на занятии мы будем знакомиться с новыми звуками и буквами, наш город будет пополняться новыми жителями.

Логопед: А теперь пора размяться.

АХ-АХ-АХ,
Раскатился гром в горах. (переваливаться с ноги на ногу, обхватив руками голову, изображая страх)
УХ-УХ-УХ,
Аж захватывает дух. (наклониться вперёд, свободно размахивая руками)
ИХ-ИХ-ИХ,
Мы уйдём от гор таких. (шагать, высоко поднимая колени)

5. Итог логопедического занятия.

Логопед: А теперь возьмите бумагу и цветные карандаши и нарисуйте портрет любого понравившегося человечка. Этот портрет дома покажете маме и расскажете о необычном «Буквограде».

Устиненко Алла Васильевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №19 «Ивушка»,
г.Сальск

Логопед для детей разъясняет:

Ребенок 5-6 лет должен произносить правильно все звуки!

Вы ожидаете, что у него сам появится правильный звук Л или Р?

Как правило, если ребенок плохо произносит эти звуки, он успешно автоматизирует и закрепляет их дефектное произношение, исправить которое гораздо сложнее!

Что-то мешает успешному усвоению звуков и сами они не появятся

Причина может быть в малоподвижности языка (нужно делать логопедический массаж языка) или низкий фонематический слух, ряд других причин, которые необходимо выяснить проконсультировавшись с логопедом, чтобы вовремя исправить произношение!

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка.

Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания

В речи ребенка появляются:

прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов.

За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом).

К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только называет слово -животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк -это дикие звери, а корова, лошадь, кошка -домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы.

Ребенок в возрасте 5-6 лет овладевает грамматическим строем языка.

На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.

Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных: часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей)

Он легко образует существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей -учитель, читает книги -читатель, строит дома -строитель), прилагательные из существительных (ключ из железа -железный, банка из стекла -стеклянная).

В период от 5 до 6 лет -мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли.

Дети способны правильно произносить все звуки родного языка.

Дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

На этом этапе ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух.

Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания:

выделение слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов,
производить подбор слов на определенные звуки,

выполнять другие, более сложные задания.

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Автор: Афонина Наталья Юрьевна, учитель-дефектолог МБДОУ №57 – детского сада компенсирующего вида г. Тулы

Содержание занятия разработано с учетом методических рекомендаций С.Г.Шевченко (Подготовка к школе детей с ЗПР. – книга 1,2. – М. Школьная Пресса, 2007) и определено на основе следующего методического комплекса: Программа воспитания и обучения в детском саду От рождения до школы (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой); Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (составитель Г.В. Чиркина).

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ: КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ЗПР

Тема. Повторение изученных звуков и букв .

Цели. закреплять правильное произношение изученных звуков; совершенствовать навыки дифференциации гласных и согласных фонем, умение выделять звуки в словах; формировать навык звуко-буквенного синтеза - прямой открытый слог - и анализа слов типа мак , ком , ива ; развивать мелкую моторику; готовить руку к письму.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Ориентировка во времени .

Дефектолог предлагает детям назвать: время года; часть суток; день недели.

- Да. Весна, утро, пятница, и мы учимся слышать звуки и писать буквы.

2. Характеристика гласных и согласных звуков.

- Какие звуки я хочу произнести? (Беззвучная артикуляция: а, о, у, и, ы).

- Что общего у этих звуков, чем они похожи? (Они поются).

- Как называются звуки, которые мы можем петь? (Гласные).

- Назовите звуки, которые мы петь не можем (к, м, н, в, п и др.).

- Почему звуки к, м, н, в, п не поются? (Голос рвется: мешают губы, зубы, язык).

3. Работа с звуковой таблицей.

(Вертикальная строка – картинки с изображением гласных звуков, левый столбец – согласных).

- Здесь (показывает на верхнюю сторону доски) будут жить гласные звуки. Магниты какого цвета я должна буду взять? (Красные). Хорошо. Назовите гласные звуки.

Дети называют звуки по памяти, дефектолог прикрепляет соответствующие звукам картинки.

- Здесь (показывает на левую сторону доски) будут жить согласные звуки. Магниты какого цвета я должна буду взять? (Синие). Правильно.

Дефектолог фиксирует картинки.

- Кто назовет согласные звуки? (Один или два ребенка читают левый столбец у доски).

- Звукам скучно стоять в сторонке. Давайте попробуем их подружить. Н, а, а вместе – на. На конфету .

Дети поочередно читают слоги и придумывают подходящий смысловой контекст (но – трогай, лошадка; ну – надула губы и т.п.).

Игра эмоционально выразительна и интонационно окрашена. Может сопровождаться жестами.

4. Выделение звука из слов.

- Оказывается, дружить – это очень весело! Звуки благодарят вас и дарят интересную игру.

У каждого ребенка – игровое поле, которое необходимо закрыть соответствующим количеством карточек. Дефектолог уточняет правила:

- Ищем, какой звук спрятался в начале (в конце) слова; изображает условную схему: горизонтальный прямоугольник, разделенный на три части с акцентным (например, заштрихованным) началом или концом.

- Слушаем внимательно. Отвечает тот, кто первым поднимет руку.

Пальчиковая гимнастика с элементами нейропсихологической коррекции: Пальчики здороваются , Колечки .

6. Звуковой анализ слов.

Дефектолог рисует на доске веревочку и три прищепки.

- Сколько звуков будет в наших словах? (Три).

Да. Будьте внимательны. Это слово – цветок с ярко-красными лепестками. (Мак).

1-й ребенок – устно называет последовательность звуков в слове;

2-й ребенок – собирает слово на доске. Используются карточки из звуковой таблицы. Каждая картинка располагается под изображением-прищепкой ( вешаем на веревочку );

3-й ребенок – выкладывает слово из букв;

4-й – читает слово;

Все дети на белом нелинованном листе пишут ( печатают ) слово мак . Самостоятельно составляют звуковую схему слова, то есть обозначают красным или синим кружочком соответствующий гласный или согласный звук.

По аналогии прорабатываются слова ком , ива .

7. Итог. Оценка деятельности детей. Поощрение (аплодисменты).

Источники: http://logoportal.ru/10092/.html, http://logopedvip.ru/logoped-dlya-detej-ot-5-do-6-let/logopedicheskie-zanyatiya-s-detmi-5-6-let.html, http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/konspekt-logopedicheskogo-zanjatija-s-detmi-5-6-let-s-zpr.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Занятие психолога с детьми 5 6 лет

Конспект развивающего занятия со старшими дошкольниками Автор: Калашникова Ольга далее...

Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста

Формирование и развитие диалогической речи дошкольников старшего далее...

Сценарий игра улице группы детей

Сценарий развлечения на улице «Зимние забавы» (средняя далее...

Тягучие сопли у ребенка

18 дек 2008, 04:06 ЗдравствуйтеПомогите пожалуйста далее...

Художественная гимнастика детей 10 лет

Что может дать художественная гимнастика далее...

Сказка для детей 1 год развивающие мультфильмы

Мультфильмы для детей 1 года, далее...

Ребенку 2 года кушает

Выберите свой регион Войдите или зарегистрируйтесь - далее...

Популярные статьи