Главная » Ребенок 6 лет

Развивать речь ребенка 5 6 лет

Развитие родной речи у детей
от 2-х до 6-ти лет

Последнее время я часто слышу жалобы от родителей: «Моему ребенку уже 2 года, а он еще не начал говорить, а вот соседская девочка в этом же возрасте уже рассуждает…» или «Сыну уже почти 5 лет, а говорит, как двухлетний ребенок».

Хочу успокоить родителей тем, что проблема задержки речи и неразвитой речи у детей очень распространена. Причин и объяснений этому может быть множество. О них лучше знают психологи. С этим вполне можно справиться и ни в коем случае не надо паниковать.

Задержка речи часто наблюдается у мальчиков, у детей, с которыми говорят на двух или трех языках, а также у других категорий детей по различным причинам. В большинстве случаев проблема решается сама со временем. И не надо сравнивать с другими детьми. У каждого ребенка свой срок, когда надо начинать говорить и говорить много и грамотно.

Если вас очень беспокоит отставание в развитии речи вашего ребенка стоит обратиться к логопедам и дефектологам. У них накоплен большой арсенал работы с подобными затруднениями.

Я же расскажу о простых способах решения этой задачи, которые вы сможете сами применять в повседневном общении с малышом.

Принцип развития речи на любом языке и в любом возрасте включает два основных аспекта:

  1. Накопление пассивного запаса слов, готовых фраз и речевых конструкций;
  2. Активное использование накопленного материала.

Эти принципы, а также приведенные ниже рекомендации работают при изучении любого языка: родного или иностранного, и в любом возрасте. Поэтому их также можно использовать для развития речи вашего ребенка на иностранном языке, если он изучает его с детства.

Накопление пассивного запаса происходит, когда ребенок слушает. Это значит, что надо как можно раньше начинать читать ему, ставить аудиопроизведения с хорошей речью и произношением. Делать это надо с самого рождения, потому что навык слушать и запоминать наиболее активно работает в возрасте от 0 до 3-х лет. Позже он тоже работает, но не настолько интенсивно. Надо также как можно больше и чаще говорить с ребенком, объяснять ему все, что его окружает, языком любого уровня сложности. Лучше всего чередовать простые фразы со сложными. Пусть вас не беспокоит, поймет ли ребенок ваше объяснение. Здесь важно предъявление сложных речевых конструкций и пример того, как вы это делаете.

В первые два года жизни ребенок активно накапливает материал, и чем больше вы сможете ему дать в этот период, тем больше будет его арсенал для дальнейшего активного использования в речи.

Начиная с двух лет, ребенок постепенно начинает переводить полученную пассивную языковую информацию в активную форму, а именно говорить. В любом случае пассивный запас у каждого человека всегда намного больше, чем активный. У ребенка эта разница еще более значительная. Поэтому наша задача помочь ему активизировать этот запас, чтобы он в своей речи использовал как можно больше слов и их комбинаций, которые и так есть в его памяти.

При этом мы не перестаем поддерживать пассивный запас, а именно читать ему, ставить аудио и видео произведения с хорошей речью. Не бойтесь ставить и читать ему одни и те же произведения. Это нравится детям, потому что так они лучше запоминают речь и им легче перевести ее в активную форму.

Итак, упражнения на развитие речи для детей от 2-х до 6-ти лет. Идея в том, чтобы каждый день или почти каждый день использовать хотя бы одно упражнение. Не надо специально уделять этому время. Это увлекательные игры с родителями, в которые можно играть в любое свободное время. Например, во время прогулки, или пока едете в транспорте или в машине, во время ожидания в очереди, пока готовите что-то на кухне, а ребенок играет рядом, перед сном.
  1. Упражнение «Отгадай животное, предмет, человека по описанию». Вы даете описание объекта, а ребенок должен догадаться кто это или что это. Это развитие пассивного запаса. Ребенок на вашем примере учится описывать объекты. Например: живет в лесу, дикий зверь, любит морковку, уши длинные, летом - серый, зимой - белый.
  2. Следующий этап - соревнование, кто из вас больше угадает. Вы по очереди загадываете слово и описываете его. Таким образом по вашему образцу ребенок сам будет учиться описывать различные предметы. Вы можете заранее обозначить категорию слов. Например: отгадываем животных, или предметы мебели, или еду. А можете загадывать слова из всего арсенала, при описании указывая из какой категории это слово. Это даст возможность ребенку выучить собирательные названия предметов, то есть названия категорий. Это способствует развитию навыков классификации - умение анализировать и синтезировать полученные знания.
  3. Следующее упражнение «Отгадай по вопросам». Вы с малышом по очереди загадываете слово, например, персонажей мультфильмов. Тот, кто отгадывает, задает вопросы, пока не отгадает. Соревнуетесь, кто больше отгадает. Например: Это человек или зверь? Это мужчина или женщина? Он молодой или старый? Где он живет? Во что одевается? и т.д. В этом упражнении практикуется правильная постановка вопроса.
  4. Упражнение «Прилагательные». В этом упражнении вы совместно выбираете любое слово и по очереди подбираете прилагательные, которые ему соответствуют. Например, слово «дом». Какой он может быть: большой, красивый, высокий, старый, серый, жилой, кривой, и т.д. Можно использовать и антонимы, если вы описываете не конкретный дом, а дом вообще. Проигрывает тот, кто больше не может найти подходящих прилагательных. Это упражнение существенно увеличивает активный словарный запас и учит многословно описывать предмет с разных сторон.
  5. Упражнение «Глаголы». Аналогично прилагательным - выбираете существительное (животное, человек, кто-то из родственников) и находите к нему соответствующие глаголы. Например: наша бабушка - живет, ходит, готовит, сидит, спит, вяжет, смотрит телевизор и т.д.
  6. Упражнение «Слова». Это упражнение аналогично всем известной игре в «Города». То есть вы называете существительное, а ребенок должен назвать следующее, начинающееся с последней буквы вашего слова: мыло - олень -нос - слон. Это упражнение существенно развивает словарный запас и отчасти правописание, а также дает вам представление о том, какие слова в принципе ребенок знает.
  7. Пересказ прочитанного. Каждый раз, когда вы читаете ребенку вслух, просите его пересказать услышанное своими словами. Начинайте с ответов на наводящие вопросы. Следующий этап - самостоятельный пересказ, но с ответами на уточняющие вопросы. Следующий этап - пересказ по плану: вступление, основная часть, заключение. Предварительно объясните ребенку, что означают эти слова и продемонстрируйте на примере собственного пересказа. Это упражнение отлично подготовит к школе, так как пересказ и изложение по упомянутому плану являются заданиями школьной программы с первого класса.

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Володина Светлана Александровна
Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.

Грамматический строй речи детей 5-6 лет

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).

Звуковая культура речи детей 5-6 лет

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:

- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;

- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;

- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);

- овладеть делением слова на слоги.

Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит).

Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

Связная речь детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.

Подготовка к обучению грамоте

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные последовательные этапы:

- всестороння работа со звуком;

- знакомство с образом буквы и закрепление его;

- формирование техники чтения.

В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению чтению и письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.

Публикации по теме:

«Речевое развитие ребенка в раннем возрасте». Консультация для воспитателей Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный.

Консультация для воспитателей и родителей «Речевое развитие детей 5–7 лет» Исследования лингвистов, психологов, педагогов (JI.A. Венгер, С. В. Мухина и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы.

Речь ребенка 5 лет

Возраст ребенка до пяти лет - это удивительный период, когда малыш начинает жить, с интересом воспринимать окружающую среду, все для него вновь и необычно. У ребенка в этот период времени свой специфический язык, своеобразный образ мышления и восприятия. У малыша появляется желание поражать сверстникам и взрослым, героям книжек, которые вы с ним читаете, при этом он с удовольствием научит свою любимую игрушку всему, что знает сам. Наше общение с ним происходит, не только посредством жестов, игр, прикосновений, мимики, но и при помощи речи. Процесс общения с ребенком особенно важен, ведь в этот период мозг ребенка впитывает все как губка , начинается процесс формирования личности малыша, развитие его мышления, речи, умение правильно сформулировать и донести свою мысль до окружающих, обогащается словарный запас, начинает развиваться диалогическая и монологическая речь, и появляются предпосылки письменной речи и счету. И именно в этом возрасте начинается процесс становления культуры общения и речи. Для полноценного развития ребенка очень важно учитывать, что оно должно быть гармоничным и всесторонним.

Наряду с развитием речи у ребенка обязательно нужно развивать рационально-логическое и пространственное мышление, внимательность, интуицию. Очень важно помнить и понимать, что все, что мы делаем и говорим, даже самые незначительные вещи наш малыш запоминает и в дальнейшем подражает нам. Дети очень эмоциональны, ведь когда мы читаем им сказки, рассказы, сочувствуем персонажам, и оцениваем поступки, то мы даем им базовую модель восприятия на те, или иные действия, этой модели впоследствии ребенок и будет придерживаться и копировать. Речь ребенка 5 лет. прежде всего, будет развиваться у вашего малыша в процессе общения с другими людьми, и чем лучше у него будет развито умение говорить и выражать свои мысли, тем более грамотным, умным и здоровым он вырастет.

Естественно, что процесс освоение речи у каждого малыша свой, но общие тенденции все, же есть, и их знание поможет родителям не упустить момент возможного отставания в развитии речи. Речь ребенка 5 лет логически выстроена, у ребенка должен быть уже достаточный словарный запас для того, чтобы правильно строить фразы и общаться с взрослыми на отвлеченные темы, правильно произносить звуки и слова, грамотно склонять по падежам. В процессе освоения новых слов ваш малыш уже начинает проводить параллель между словом и предметом, и он начинает изобретать слова, которых нет в литературном языке, например, палочка, которой ковыряют – ковырялочка . Вместе с увеличением словарного запаса возникает и овладение грамматическим строем, и он уже должен общаться с окружающими развернутыми фразами по четыре-пять фраз, появляются краткие причастия, сравнительная степень прилагательных, наречий, глаголы и существительные во множественном числе. Однако независимо от степени развития ваш ребенок все же будет совершать ошибки - неверно согласует слова, падежные окончания.

Вы можете помочь ребенку, больше разговаривая с ним правильной и простой речью, с четким произношением. Вместе читайте и обсуждайте сказки, их персонажей, действия, этим вы не только будете развивать в ребенке логическое мышление, но и пополнять словарный запас, при этом обратите внимание, как ваш ребенок строит предложения, формулирует свою мысль, как воспроизводит интонации, и конечно правильность произношения, построения и склонения слов по падежам. Очень хорошо развивать правильность речи с помощью различных ролевых игр, при этом ребенок усваивает необходимые знания, но в тоже время ему интересно и он не устает, и с удовольствием будет с вами играть снова и снова. Словарный запас нормально развитого пятилетнего ребенка должен составлять около трех тысяч слов, и он должен уже сознательно подходить к своей речи. Хотя в этом возрасте детки уже могут запоминать небольшие по объему стихотворения, присказки, потешки, или часть содержания любимой сказки, но им еще сложно сделать правильный и грамотный пересказ текста. Речь ребенка 5 лет отчетлива,пятилетние детки, как правило, уже довольно хорошо освоили все звуки алфавита, за исключением шипящих и р , но речь в принципе становится отчетливей, чище, повышается речевая активность.

Речь ребенка 5 лет – вероятные проблемы

Милые мамочки, если вам кажется, что все же ваш ребенок отстает, не стоит сильно расстраиваться, ведь нормы развития речи достаточно размыты, да и надо учитывать, что каждый ребенок индивидуальность. У одних деток лучше развита память и они легко запоминают текст, а у других лучше воспроизведение и произношение звуков, у третьих больше словарный запас, и лучше получается склонять слова по падежам и т.д. Просто обратите внимание на то, что у вашего малыша не получается и уделите больше внимания решению этой конкретной проблемы. Сейчас существует множество уникальных обучающих программ, методик и игр, которые помогут вашему ребенку гармонично развиваться, а также помогут сформировать правильную и качественную речь. Но помните, что для своевременного и полноценного развития речи ребенка 5лет необходимо обоюдное развитие обеих полушарий головного мозга, так как левое отвечает за рационально-логическое мышление, а правое за пространственное мышление, интуицию, эмоциональную сферу и при согласованности их развития, соответственно, и речь ребенка 5 лет развивается быстрей.

Обычно у мальчиков процесс развития речи протекает медленней, им сложней грамотно сформулировать и донести свою мысль до окружающих, так как в этом возрасте нервный пучок, соединяющий полушария головного мозга, у них тоньше, чем у девочек, а соответственно и замедлен процесс обмена информацией. Так что если у вашего малыша нет серьезных психических и мозговых отклонений, то при незначительном отклонении от нормы развития, с помощью специалиста, вы его обязательно преодолеете. Специалист дефектолог или логопед четко определит, какого рода задержка в развитии у вашего ребенка. Речевого, это когда он выполняет ваши просьбы и все понимает, но говорит плохо или не может сказать, или психо–речевого это когда у ребенка психические или умственные отклонения от нормы, и подскажет методы решения. И все же не ждите, что со временем все пройдет, ведь задержка в развитии речи, невозможность общаться с окружающими может отразиться на психике ребенка, его эмоциональном настрое и общении со сверстниками. Поэтому, дорогие родители, если у вас возникли подозрения, что речевое развитие у вашего малыша не соответствует норме, сразу проконсультируйтесь со специалистом, и уже к шести годам ваш ребенок ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Источники: http://www.umniki21.ru/articles/05.php, http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-i-vospitatelei-rechevoe-razvitie-rebenka-5-6-let.html, http://www.best-mother.ru/903_rech__rebenka_5_let

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Казахские игры для детей детского сада

До орды добежит, К нам далее...

Правильное лечение насморка ребенка

Как бороться с насморком у детей – советы далее...

Сотрясение мозга ребенка 12 лет

Здоровье и питание далее...

Ознакомление дошкольников правами ребенка

Азбука преподавания прав человека в далее...

Развитие художественно одаренных детей

Развитие детской одарённости в учреждении далее...

Рацион кормящей мамы новорожденного

Список продуктов кормящей маме (что можно кушать, что кушать далее...

Вязание детей 2 3 года

Архив рубрики: Варежки Для штанишек. 300 г белой пряжи; для далее...

Популярные статьи