Главная » Ребенок 6 лет

Речевое развитие детей 6 7 лет

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В 6-7 ЛЕТ

Словарный запас, грамматический строй языка, связная речь, звукопроизношение

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В 6-7 ЛЕТ

После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность надо использовать, организуя игры, читая книги, просматривая телепередачи. Существует большой разрыв в количестве слов у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарем, очень осведомленные в разных областях знаний, умеющие читать и развивающие свой словарь самостоятельно, и встречаются дети, чей словарь ограничен бытовой тематикой, т.е. очень беден.

Проверить состояние словаря несложно. К 6 годам дошкольник

● должен владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые)

Не должен путать сходные предметы: кувшин - ковшик, миска - чашка, тарелка, кружка, стакан, фартук - сарафан, шофер - шахтер. А это у детей встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это? Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан - говорит чашка .

● Должен знать из чего состоят предметы . у дерева - ствол, ветки, листья, корни, у стула - спинка, сиденье, ножки, подлокотники, выключатель, стрелки, корпус, кнопки, ремешок, кабина, кузов, руль, педали.

● Ваш ребёнок должен владеть достаточным количествомглаголов . не путать сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть, переехал-выехал-заехал ). Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют ),

как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут )

Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антоним . высокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, острый - тупой, молодой - пожилой .

Предлоги времени и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после.

К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени . знать времена года, месяцы, дни недели, части суток .

Грамматический строй, связная речь

К 6 годам дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок.

Проверьте, умеет ли ребёнок образовать множественное число . стулья, окна, ведра, пни, дома .

Уменьшительные и увеличительные формы слов: стульчик, платьице, креслице, камушек, домище, волчище, хвостище.

Не нарушена ли структура длинных слов: электричество, милиционер, конструктор, строительный материал.

Умеет ли рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке.

Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.

К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения . Не должно быть никаких замен или пропусков звуков. У некоторых детей наблюдаются различные недостатки произношения, связанные с нарушениями в строении или подвижности органов речи или с недоразвитием фонематического слуха. Необходимо обратиться к логопеду, чтобы он установил причину неправильного произношения. С возрастом искаженный звук только закрепится и исправить его будет сложнее. Не каждая мама замечает, что у ребёнка проблемы со звуками: не все считают нарушением межзубное произношение свистящих С . З . Ц . губное произношение Л . дефекты звуков Р . Ш . Ж .

На консультации логопед наметит путь исправления дефектного звука, даст чёткие рекомендации для занятий. Родители должны включиться в совместную работу. Без вашей помощи логопеду будет трудно, а иногда и невозможно достичь скорого результата.

Консультация для родителей
«Показатели речевого развития детей 6 - 7 лет»

К подготовительной группе у ребёнка должно быть не только развито правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие.

  • Уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих ([з-c], [ж-ш]), твёрдые от мягких ([т-ть], [д-дь]) и т.д.
  • Называть слова на заданный звук.
  • Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков.
  • Определять последовательность и количество звуков в слове.

Активный словарь ребёнка к 6-7 годам увеличивается до 3-3,5 тысяч слов. У детей накапливается значительный объём знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нём представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребёнка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Всеми категориями грамматики ребёнок к семилетнему возрасту уже овладел полностью.

  • Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (стол-столы, дерево-деревья ).
  • Образование существительных множественного числа в родительном падеже (дом-дома, ухо-уши ).
  • Согласование прилагательных с существительными (Юбка какая? - розовая ).
  • Согласование существительных с числительными (два озера, пять озёр ).
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайчик, шкаф -шкафчик ).
  • Образование названий детёнышей животных (у собаки – щенок, у овцы – ягнёнок ).
  • Образование притяжательных прилагательных (лисий хвост, волчья лапа, заячьи уши ).
  • Образование относительных прилагательных (шляпа из соломы – соломенная, компот из слив – сливовый ).
  • Образование приставочных глаголов (уходит, входит, выходит, переходит ).

Связная речь достаточна развита. В самостоятельной речи используют распространённые и сложноподчинённые предложения. Составляют рассказы не только по картинкам, но уже на заданную тему.

Комплексное сопровождение речевого развития школьников

По данным логопедического обследования в среднем 10-15% первоклассников имеют нарушения устной речи от простых форм дислалии до общего недоразвития речи.

В норме к 6-7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка и иметь словарный запас около 5-6 тысяч слов. На сегодняшний день в связи с переходом на начало обучения в школе с шестилетнего возраста, количество так называемых незрелых в речевой функции детей возросло. И перед учителем-логопедом стоит задача своевременно и профессионально выявить то или иное речевое нарушение и скорректировать его, чтобы ошибки в устной речи не отразились на письме.

Показатели правильного речевого развития ребенка 6-7 лет: — правильно произносит все звуки;
— производит простейший звуковой анализ слов;
— обладает хорошим словарным запасом (4-6 тысяч слов);
— грамматически правильно строит фразу;
— умеет самостоятельно пересказать сказки, составить рассказ по картинкам;
— пользуется интонационными средствами выразительности;
— знает обобщающие слова;
— может пользоваться конструкциями с предлогами.

Результаты логопедической диагностики в начале года позволяют выявить тех, кто нуждается в логопедической помощи. Затем составляется расписание занятий с учетом школьной нагрузки. Занятия проводятся индивидуально и направлены на коррекцию нарушений произносительной стороны речи, формирование фонематических процессов – звукового восприятия, анализа и синтеза, развитие речи как коммуникативной функции. Работа строится комплексно: проводятся дыхательная и артикуляционная гимнастики; пальчиковая гимнастика и самомассаж рук, что стимулирующе влияет на работу речевых зон головного мозга; развитие внимания, памяти, мышления.

В своей работе учитель-логопед встречает ряд трудностей. Ни для кого не секрет, что с каждым годом число детей, нуждающихся в логопедической коррекции, возрастает. Всё более часто в своей практике мы встречаем детей с сочетанным дефектом, и наоборот, функциональная, неосложненная, дислалия является редкостью у современных детей. Если у ребенка задержка психического развития, поведенческие нарушения, аутистические проявления, то ему сложно воспринимать материал, динамика его развития низкая. Бывает тяжело уговорить родителей провести обследование ребенка у психоневролога, отоларинголога или ортодонта, без помощи которого наша работа тормозится.

На логопедические занятия со школьником отводится 1 час в неделю. И этого времени бывает недостаточно, чтобы добиться нужного результата. Работа над звуками строится поэтапно, и не поставив один звук, к примеру, искаженный с , неправильно будет приступать к работе над другим, ш , л или р . Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения – это длительная кропотливая работа. Вызвать нормированный звук это полдела, а автоматизировать и ввести его в спонтанную речь является, пожалуй, самой ответственной и трудоёмкой задачей. И тут специалисту необходимо проявить всю свою фантазию, чтобы заинтересовать ребенка и привить внимание к его речи, применить весь свой методический арсенал, чтобы сделать занятия нескучными.

Немаловажно и участие родителей в коррекционном процессе. Пожалуй, самым сложным как раз оказывается выстроить отношения с родителями школьников. Кому-то на воспитание не хватает времени, кто-то занят личной жизнью, а третий просто не считает нужным делать домашнее задание по рекомендации логопеда. И в этом очень заблуждается! Каждый логопед скажет, что без сотрудничества с родителями, эффект от проведенной работы будет минимальным. Существует специальный термин кабинетная речь . Это когда на занятиях ребенок замечательно выговаривает все поставленные звуки, а выходя в школьную или внешкольную жизнь тут же забывает о контроле за речью. Тут родители должны взять на себя ответственность за правильностью поставленной логопедом речи их чада. Поэтому первым делом призываем родителей подключиться к коррекционному процессу. Для удобства существует специальная тетрадь, в которую логопед на каждом этапе работы вносит новый материал для отрабатывания дома.

Отдельной проблемой стоит обучение детей с недоразвитием речи. Если в первый класс поступает ребенок с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи), это означает, что к такому ребенку будет пристальное внимание и логопеда, и психолога, и классного руководителя. И данный ученик автоматически попадает в группу риска, так как задержка речевого развития ребенка может сказаться на его успеваемости. У такого ребенка не сформировано чувство языка, родной язык воспринимается им как иностранный, поэтому он может испытывать трудности в обучении чтению и письму, а коррекция таких расстройств как дисграфии и дислексии – это прерогатива именно учителя-логопеда.

Итак, учитель-логопед ведет работу по двум направлениям:
1) коррекция нарушений произносительной стороны речи;
2) профилактика и преодоление специфических ошибок на письме.

Дисграфия – это нарушение письменной речи, характеризующееся наличием специфических ошибок стойкого характера. Обусловлено данное расстройство несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Диагноз дисграфия ставится во 2 классе, а вот для первоклассников редкие нелепые ошибки на письме являются нормой, так как они только овладевают этим сложным навыком. К группе риска по возникновению дисграфии можно причислить, как раннее было сказано, детей с речевым недоразвитием, а также леворуких детей, ребят с ослабленным соматическим здоровьем и гиперактивных учеников с дефицитом функции внимания.

Занятия по профилактике и преодолению дисграфии направлены на развитие фонематического восприятия и внимания к словам, формирование звуко-буквенного анализа и синтеза слов, дифференциацию акустически схожих фонем и визуально близких букв, расширение словарного запаса, формирование процессов самоконтроля во время письменной деятельности. На занятиях учитываются здоровьесберегающие технологии и в качестве физкультминуток используются пальчиковая гимнастика, глазодвигательные упражнения, игры с перекидыванием мяча.

И если учащийся испытывает серьёзные трудности в усвоении учебной программы по русскому языку, как правило, в таком случае логопед работает в тандеме с нейропсихологом. Во время логопедических групповых занятий активно используются нейропсихологические приёмы коррекции, а именно: детям рекомендуют пить простую воду для поддержания активности работы головного мозга, делать кинезиологическую гимнастику для активации межполушарного взаимодействия (в начале урока проходим перекрёстным шагом и выполняем несколько специальных поз руками), самомассаж кистей и пальцев рук, тренировать пространственные представления и зрительно-моторные координации (чертим в воздухе указательным пальцем вытянутой руки знак бесконечности – лежащую восьмёрку, сначала ведущей рукой, затем другой и следим глазами за линией движения кончика пальца), выполнять упражнения на релаксацию. И главное – обеспечить каждому ребенку работу в собственном темпе. Деятельность логопеда творческая и требует терпения. Но, чувствуя родительскую заинтересованность и поддержку, можно непременно ожидать положительный результат всех совместных трудов.

Источники: http://sch633v.mskobr.ru/common_edu/gbou_sosh_633/conditions/stranichka_logopeda/normy_rechevogo_razvitiya_rebyonka_v_6-7_let/, http://dohcolonoc.ru/logopedu/9607-pokazateli-rechevogo-razvitiya-detej.html, http://www.za-partoi.ru/article.459.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Детям дошкольникам о вов

Что читать дошкольникам о Великой далее...

Сыпь сахарном диабете детей

Сахарный диабет и болезни кожи Сахарный диабет затрагивает все далее...

Правильное питание детей 1 2 года

Правильное питание ребенка далее...

Эмоциональная сфера детей нарушениями зрения

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста» Кондратьева Людмила Васильевна, учитель-логопед, МБДОУ далее...

Лекарство соплей детей года

Капли от насморка — лучшие и далее...

Формирование основных личностных качеств у ребенка дошкольника

Студенты, аспиранты, молодые ученые, далее...

Положение ребенка сне новорожденного

В какой позе спать новорожденному? Спокойный, здоровый, глубокий и далее...

Популярные статьи