Главная » Ребенок 6 лет

Задачи для 6 летнего ребенка по математике

1.Как научить ребенка решать задачи?

Я напишу здесь рецепт «математического счастья», и буду очень рада, если он кому-то пригодится. Статья ни в коем случае не претендует на истину в последней инстанции, вы можете добавлять или убирать пункты в соответствии с потребностями вашего ребенка.

В течение многих лет учебы в школе Вашему ребенку придется решать огромное количество задач. Сначала это будут задачи по математике, потом они сменятся задачами по алгебре и геометрии, к ним добавятся задачи по химии и физике и т.д.

Но, несмотря на кажущуюся непохожесть, в методике их решения существует много общего. Поэтому, если ученик в начальной школе освоит основные закономерности в подходе к решению любой задачи, почувствует, что решать задачи интересно. в старших классах на уроках алгебры и геометрии, физики и химии он будет чувствовать себя достаточно уверенно.

Итак, начнем с самого начала.

1. Мотивация. Увы, надо признать, наши дети глубоко демотивированы. Чья в этом вина и почему так получилось, обсуждать сейчас не хочется. И все-таки было бы не плохо, чтобы ребенок знал, для чего он этот предмет учит. В начальной школе ответ на этот вопрос очевиден: арифметика касается чисто практических задач, как то вычислить площадь комнаты или скорость пешехода. Гораздо тяжелей человеку осознать – зачем ему иррациональные числа и квадратные уравнения. Вот здесь нужно уцепиться за то, чем ваш ребенок увлечен! Практически к любой области человеческих знаний можно «прикрутить» математику, начиная от практического применения (будущие программисты, инженеры, строители и т.д. ну просто обязаны знать математику) заканчивая логическим мышлением и воображением, которые развивает этот предмет (дети с выраженной любовью к гуманитарным предметам считают, что им математика не нужна! Однако, может сами уравнения им и вправду ни к чему, но умение аналитически мыслить очень даже пригодится)

2.Рекомендации при решении задач:

1.Задачу нужно внимательно прочитать (может быть и не один раз!) и после этого уяснить, что любая задача состоит из четырех частей:

2. Вопрос - дается ученику (и родителям!)

4. Ответ - выполняется учеником (или, к сожалению, его родителями)

Если Ваш ребенок не может решить задачу, то Вы не должны нервничать, злиться, кричать и решать ее за малыша, надо просто разобраться в задаче досконально, чтобы Ваше объяснение стало для него понятным.

1. Решение любой, даже самой трудной задачи, подчиняется главному закону: по двум данным находим третье.

2. а) Если ребенку трудно составить краткую запись. попробуйте р исовать. Да-да-да… Мы рисуем все с 1 класса. С самого начала учите ребенка четко представлять, что же происходит в те моменты, от которых говорится в задаче, и рисунок здесь просто необходим. Коля держал в руке 3 яблока, тут пришел Вася, и отдал ему еще два. Все просто, не так ли? Но это просто – для нас, взрослых. В момент когда вы рисуете картинку с ребенком, вы, во первых, можете превратить нудное и непонятное в веселое и простое. Во вторых, поможете развить воображение, что на самом деле и является целью всего этого обучения! Наличие художественных способностей, конечно, желательно, но совершенно необязательно. Чем смешней картинка, тем лучше все запомнится и «поймется».

б) Попробуйте дать ему задачу, которая содержит лишние сведения. Пускай малыш вычеркнет все ненужное.

В магазине на нашей улице продавались очень красивые альбомы. На обложке смешные картинки. Бумага плотная, белая. Передо мной их покупала одна тетя. Ей нужно было целых 5 альбомов. Продавец сказал, что 5 альбомов стоят 60 рублей. А мне мама сказала, что нужно купить 3 альбома. Сколько денег мне нужно заплатить?

3. Если трудно записать план решения из–за того, что ребенок не понимает, почему же он не может ответить сразу на вопрос, разыграйте с ним сценку, чтобы он смог почувствовать себя как бы «внутри задачи».

У тебя 6 конфеток, а у меня на 4 конфеты больше. Сколько конфет у нас с тобой вместе?

Малыш, не задумываясь, складывает 6 и 4, он уверен, что решил задачу.

Тогда вы кладете перед ним 6 конфет, а свои зажимаете в кулаке.

- Сколько конфет у нас с тобой? Почему ты не можешь ответить на этот вопрос?

- Потому что я не знаю, сколько конфет у тебя. Покажи!

- Ты сейчас это узнаешь сам. У меня на 4 конфеты больше, чем у тебя.

- Значит, у тебя 10 конфет. А всего у нас 16 конфет!

- Что же нужно знать, чтобы узнать, сколько конфет у нас вместе?

Нужно знать, сколько конфет у каждого.

А затем Вы вдвоем составляете план.

Используйте нестандартные ситуации. Обычно решение задач сводится к некоторому набору стандартных шаблонных упражнений, в рамках которых и происходит школьное обучение. Ничего плохого в этом на самом деле нет. Есть некий алгоритм решения одной задачи, к нему придумывается 40 подобных, и все счастливы. Так вот! Мой вам добрый совет: попробуйте это все обучение немного переиграть. Пусть у вас будет одна стандартная задача, а к ней, например, два варианта решения. Или подходящая по смыслу и содержанию логическая задача. Еще раз повторюсь, в эти дебри нужно заползать, только если ребенок уже освоил стандартные (то есть самые простые и очевидные) ходы. Иначе в голове у вашего отпрыска будет полная каша.

4. Все внимание на фразы! Математика здорово тренирует внимательность, и самое главное, чему нужно научить ребенка, что ответ задачи скрыт в ее условии. Ответ нужно списывать с вопроса. Ответ всегда начинается с числа.

Четко нужно запоминать значение «математических фраз», некоторые можете вообще как стишок наизусть учить. Например, фраза «больше в», «больше на», а также все эти «слагаемые», «уменьшаемые», «вычитаемые» и т.д. – нужно добиться четкого понимания, что это все значит. Только после этого условия задач не будут казаться такими запутанными и сложными, а решения простыми и очевидными.

5. И самое главное! Не ждите, что, выполнив с ребенком по одному упражнению из предложенных, Вы научите его решать задачи. Чтобы добиться успеха, все навыки нужно довести до автоматизма. Звучит, конечно, эта фраза страшно. И тем не менее. В решении простейших примеров, в изучении таблицы умножения, дробей, этой самой автоматизированности добиться просто необходимо. Иначе дальнейшие «слои» знаний будут построены на очень непрочном фундаменте. Какой смысл изучать сложение и умножение иррациональных чисел, если человек не может правильно и БЫСТРО сложить или перемножить два числа. Чтобы бороться с «нудностью» этого процесса можно рассказывать всякие интересные истории про действие чисел, показывать более простые способы или даже доверить посчитать стоимость покупки «того-то того-то по столько-то рублей». Очень рекомендуется график занятий «понемногу, но каждый день»

Задачи нужно научиться «чувствовать душой»

Удачи вам и отличных оценок по математике!

Задачи со спичками для детей: как заинтересовать любого ребенка?

22 декабря 2011 | 1 комментарий

Share Здравствуйте, читатели, друзья! Сегодня статья посвящена простым игрушкам (их даже не надо делать, как другие самодельные игрушки ). И они есть в каждом доме.

Для детей существует множество головоломок со спичками. но как увлечь ими ребенка и с каких игр лучше начать? Эти игры -отличный способ для развития пространственного мышления и логики! Мои сыновья очень любят такие задачи. Уверена и вам они понравятся -надо только правильно начать.

Многие головоломки со спичками ориентированы на детей школьного возраста или даже взрослых. Как же быть с дошкольниками ?

Вообще любую «взрослую» логическую игру можно адаптировать для детей: разбить на несколько задач, уменьшить количество вариантов перестановки. А когда уже ребенок будет уверено справляться с такими простыми вариантами (и самое главное будет получать удовольствие от этих игр – ведь у него получается!), тогда можно переходить к более сложным версиям. Попробуем сделать тоже самое со спичками.

Несколько простых правил игры со спичками с детьми

  • играть со спичками могут даже дети с 1.5 – 2 лет, но при условии, что они не грызут серу, и вы следите, чтобы спички не оказались в носу или ухе
  • обязательно подготовьте гладкую ровную поверхность. Это может быть книга, гладкий стол или доска.
  • начинайте с простого, даже если ваш ребенок давно не малыш. Убедитесь, что ребенок понимает, что такое переложить 1 спичку, квадрат, треугольник. Пусть ребенок почувствует радость от «победы»

Глеб и Марк играют со спичками

  • не показывайте правильный ответ. Просто отложите задачу до следующего раза, а следующий раз дайте более простую
  • не давайте задания с компьютера. Всегда давайте спички: детям важно пробовать, у них еще не развито образное мышление настолько, чтобы решать задачи в уме
  • чтобы головоломки были интереснее используйте мелкие игрушки или картинки. Как это делать вы поймете, взглянув на наши задачки.

Игры и головоломки со спичками я разбила на три этапа. Начинайте с первого этапа -он будет интересен даже младшим школьникам, а трехлетки обычно в полном восторге от этих игр-сказок!

Этап 1: играют малыши

Малыши 2-3 лет едва ли будут ломать голову над задачей о том, как сделать из квадрата…. Им нужны игры другого рода, а именно выкладывание фигур, предметов, а еще лучше сказки из спичек.

Нам было комфортно играть за низким журнальным столиком (он отведен у нас для детского творчества и игр). Итак, высыпаем несколько пачек спичек на середину и начинаем рассказ. Например, такой:

У него был свой домик

Однажды он встретил змею

Змея жила в густой траве

И так далее: расскажите о том, как они подружились, встретили лошадку, человека, пытались залезть на дерево и почему у ежика это не получилось.
Ребенок обязательно втянется, если его не трогать, а просто интересно творить, рассказывать и строить. Пройдет немного времени и уже вы будите слушать сказки в исполнении малыша =)

Этап 2: продолжаем играть и строить

Через время (думаю для детей от 3-4 лет), когда рассказываете сказку и строите из спичек, просите ребенка помочь вам. Построить ТАКОЙ ЖЕ домик, сделать лошадку-подружку, стулья для всех гостей. Благодаря этим заданиям, ребенок будет строить «по образцу», что очень важно для развития пространственного мышления. Без этого этапа, очень сложно будет перейти к следующему – настоящим задачам и головоломкам .

Этап 3: начинаем решать головоломки

Наконец можно переходить уже к настоящим головоломкам. Я собрала простые задачки, которые получалось решить моему 5 летнему сыну. Думаю, и ваши детки справятся!

Самые простые «подготовительные» игры

1. Сложи из 5 спичек 2 треугольника

2. Добавь одну спичку, чтобы получилось 2 квадрата. (Более сложный вариант: Добавь одну спичку, чтобы получилось 3 четырехугольника)

3. Переставь одну спичку так, чтобы стул зайца повернулся к капусте

4. Сколько здесь квадратов? А прямоугольников? А является ли квадрат прямоугольником?

5. Добавь 2 спички, чтобы стало 3 квадрата

6. Добавь одну спичку, чтобы получилось 3 треугольника

7. Разверни следы в обратную сторону, переставив 4 спички

8. В корзине лежит морковка. Переложи 2 спички, так чтобы морковка лежала под корзиной

9. Сделай из буквы Н, букву П, переложив одну спичку

Сингапурская математика: наглядное моделирование

Статья о сингапурской математике вызвала кучу репостов и оживленную дискуссию. Так что я решила не останавливаться, а копнуть чуть глубже. Сегодня расскажу об одной из фишек сингапурской программы – наглядном моделировании. Которому ребятишек целенаправленно учат на протяжении нескольких лет, начиная с 5-6-летнего возраста.

Моделирование – это представление текстовой задачи или отношения каких-то величин с помощью прямоугольников. Вот так вот просто:) Давайте попробуем расшифровать. Инструкция, которую детям дает преподаватель.

8 этапов создания модели

  1. Прочитайте полностью условие задачи
  2. Определите, о ком идет речь в задаче. Запишите имена («действующие лица») столбиком в порядке их появления в условии.
  3. Определите объекты. о которых дет речь в условии задачи. Запишите их рядом с соответствующими именами.
  4. Нарисуйте небольшие («единичные») прямоугольники одинаковой длины друг под другом.
  5. Перечитайте задачу по одному предложению. Дополняйте модель в соответствии с новой информацией. Останавливайтесь после каждой запятой и иллюстрируйте то, что прочитали. Если предложение не содержит запятых, но очень длинное, разбейте его на смысловые части.
  6. Определите то, что нужно найти в задаче, и поставьте знак вопроса в подходящее место модели.
  7. Выполните необходимые вычисления справа от модели или под ней.
  8. Ответьте на вопрос задачи полным предложением.

Теперь простой пример.Катя прочитала 2 книги. А еще она прочитала 3 журнала. Сколько всего печатных изданий она одолела?

Кажется, слишком просто и даже глупо? Зачем все так разжевывать? Во-первых, помним, что мы сейчас занимаемся с 5-6-7летними ребятами. Во-вторых, цель состоит в том, чтобы научить детей строить модели. Когда каждый шаг будет отработан на уровне автоматизма, проблем с созданием модели к сложной задачи не будет.

Обратите внимание, что если ребенок решает задачу описанным выше способом, то он а) действительно понимает что ему надо найти и как это сделать; б) учится проговаривать свои действия и результат их выполнения. Т.е. задача решается осмысленно, формируется глубокое понимание отношений между числами, величинами, частью и целым.

Вот примеры построения моделей к более сложным задачам.

1. Сумма двух чисел равна 36. Больше число в 3 раза больше меньшего. Найдите эти числа.

2. У Лизы было 1750 марок. У Миши – на 480 марок меньше. Лиза дала несколько марок Мише. Теперь у него в 3 раза больше марок, чем у Лизы. Сколько марок было сначала у Миши. Сколько марок теперь у Лизы?

3. Мальчиков в классе 3/5 от количества девочек. В класса 75 девочек. Сколько в нем мальчиков?

Создавая модели, дети постепенно приходят к понятиям переменная и неизвестное. Происходит это очень естественно. И понятия эти не являются для детей чистыми абстракциями.

К 5 классу (по нашему, к 4-му) большинство детей легко решают задачи вроде этой:

Группа людей заплатила 720 долларов за билеты в развлекательный парк. Цена взрослого билета – 15$, детского – 8$. Взрослых было на 25 человек больше, чем детей. Сколько детей было в группе?

На мой взгляд, хороший подход. Основательный. А вы что думаете?

Источники: http://www.sites.google.com/site/zlatoustnatali/zabotlivym-roditelam/kak-naucit-rebenka-resat-zadaci, http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/matematika/prostranstvo/igryi-so-spichkami.html, http://wiseparents.ru/singapurskaya-matematika-naglyadnoe-modelirovanie/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Светлые густые сопли у ребенка

У ребенка густые далее...

Особенности восприятия музыки детьми

Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной далее...

Сколько держится температура после прививки ребенка

Температура после прививки АКДС Сегодня мы далее...

Почему новорожденный достает язык

Почему новорожденные высовывают язык Детки растут далее...

Программа развития организации дошкольного образования

Навигационное меню Дошкольное образование Дошкольное далее...

Анализ крови ребенка 5 лет

Анализ крови у далее...

Физическое развитие детей подростков таблица

Скопина Лариса Викторовна далее...

Популярные статьи