Главная » Ребенок дошкольник

Гуманитарный подход в познании ребенка дошкольника

Специально организованное развитие ребенка — это воспитание, обучение и образование. Принимая разные точки зрения на соотношения данных педагогических категорий, мы определяем образование как процесс, интегрирующий в себе и воспитание, и обучение.

Раскроем некоторые вопросы, объясняющие сущность целостности развития ребенка дошкольного возраста.

1. Почему, характеризуя проблему целостности развития ребенка, мы выбираем гуманитарный подход?

Гуманитарный подход — совокупность культуроориентированных и человекоориентированных взглядов. Идеи гуманитаризации есть идеи культурной обусловленности развития человека. Гуманитарный подход с точки зрения педагогики это подход, понимающий и изучающий ребенка как субъекта, интегрирующегося в человеческую культуру и одновременно обогащающего ее.

В чем преимущества (сила) гуманитарного подхода?

· Мы можем рассматривать самого ребенка как сложную открытую систему, для которой характерна нелинейность развития. Это означает многовариантные и альтернативные пути развития каждого конкретного дошкольника, его права на индивидуальный темп и качество становления. В этом подходе важную роль начинают играть познание и помощь в развитии уникальности, единичности, целостности растущего человека — его психофизики, природы, культуры, опыта, интересов, отношений.

· Мы имеем возможность рассматривать педагогические проблемы в культурологическом контексте, а ведь музыка — такая важная составляющая человеческой культуры. Этот подход позволяет объединить и педагогический процесс музыкального развития ребенка и само музыкальное искусство.

Таким образом, гуманитарный подход в условиях музыкального воспитания — это принятие идеи о том, что ребенок развивается, накапливая музыкальный опыт, музыкальные впечатления и одновременно активно преобразует музыкальную культуру, внося в нее элементы своей субкультуры; становится субъектом разных видов музыкальной деятельности.

Тема 2. Становление дошкольной педагогики

1. Зарождение в античной Греции и Афинах педагогической теории о воспитании детей в семье.

2. История зарубежной педагогической мысли о дошкольном воспитании.

3. Развитие русской и советской дошкольной педагогики.

4. Дошкольная педагогика на современном этапе. Основные направления и тенденции.

Тема 3. Философия детства как теоретическая основа воспитания и развития детей дошкольного возраста

1. Возникновение детства как периода развития личности.

2. Гуманитарный подход в познании ребенка дошкольника.

3. Современные отечественные концепции воспитания и развития ребенка.

4. Современные зарубежные концепции воспитания и развития ребенка.

Тема 4. Ребенок-дошкольник как субъект научного исследования

1. Методология и сущность психолого-педагогического исследования.

2. Методы исследования в дошкольной педагогике.

3. Этапы педагогического исследования.

4. Принципы изучения ребенка-дошкольника.

5. Уровни (классификации) педагогических исследований.

Тема 1. Дошкольная педагогика – как наука

Вопросы для обсуждения

1. Проанализировав литературу, материалы лекций и в процессе актуализации лично образовательного опыта, определите предмет дошкольной педагогики как науки. Докажите свою точку зрения.

2. Охарактеризуйте основные понятия дошкольной педагогики.

3. Раскройте связь дошкольной педагогики с другими науками. Подтвердите наличие раскрытых связей примерами из личного опыта, отрефлексированного опыта других людей, художественной литературы.

4. Ответьте не вопрос: в чем заключается целесообразность связи дошкольной педагогики с другими науками, и каким образом дошкольная педагогика учитывает эти связи?

Задание 1. Подготовьте тезаурусное поле понятия «дошкольная педагогика» (не мене 10 понятий). Осуществите анализ различных высказываний и мыслей, широко представленных сегодня в периодической литературе, в монографиях, словарях, энциклопедиях. Заполните таблицу №1 п.1,2.

Тезаурусное поле понятия «дошкольная педагогика»

Критерии оценки и самооценки

- выбор источника (словари, монографии, учебники, журналы, интернет);

- глубина анализа понятия;

- четкость, конкретность изложения результатов в таблице;

- удовлетворенность результатом работы.

Задание 2. Выберете одно понятие из таблицы №1, наиболее точно отражающее Ваше представление о дошкольной педагогики. Проинтерпретируйте выбранное высказывание и адаптируйте его для более доступного и упрощенного восприятия друг с другом, то есть объясните. Проиллюстрируйте свою позицию примерами из личного опыта, примерами художественной литературы и др. В результате попробуйте самостоятельно определить, и сформулировать: Что такое дошкольная педагогика? Что она изучает, для чего существует? (п.1.3 таблицы).

Критерии оценки и самооценки

- обоснованная интерпретация своего примера;

- иллюстрация своей позиции примерами;

- лаконичность выступления (не более 5 минут);

- удовлетворенность результатами задания;

- свободное владение материалом.

2. Какой Вы видите дошкольную педагогику через 20 лет? Дайте краткую характеристику.

3. Каковы будут ее объект и предмет?

4. С какими науками моглабы она объединиться и как в этом случае она будет называться?

5. Какие цели и задачи будут у этой науки? Ее назначение?

6. Каким образом она будет преподаваться в вузах и других учреждениях?

Критерии оценки и самооценки

- выполнение всего объема работы;

- наличие позиции и целесообразность аргументов в ее контексте;

- доказательность решения задач;

- адекватность решения поставленным задачам;

- презентабельность выступления и культура решения;

- удовлетворенность результатами задания;

Источники: http://pedlib.ru/Books/2/0160/2_0160-14.shtml, http://lectmania.ru/1x17863.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Зеленая моча у ребенка

Цвет мочи -норма и отклонения Каждому человеку понятно, что если далее...

Игры развития познавательной деятельности детей

В игре предлагаемый ведущим предмет нужно рассмотреть с далее...

Поиграть ребенком 7 лет дома

Игра в планирование далее...

Творческий номер для ребенка на конкурс

Войдите или зарегистрируйтесь Краса России-2013 далее...

Работа в интернете для детей 11 лет

Работа в интернете для далее...

Ребенок 1 год 5 месяцев развитие

Что должен уметь ребенок в 1 год далее...

Питание малыша в 1 год

Особенности питания ребенка в возрасте 1 года далее...

Популярные статьи