Главная » Ребенок дошкольник

Характеристика дошкольника готовность школе

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

Татьяна Коростелева
Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка. которое обеспечивает ему успешность обучения и легкую адаптацию к новым условиям школьной жизни. У Л. Венгера есть прекрасное высказывание. «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовности » включают все жизненно-важные сферы созревания ребенка. физическую, личностно-интеллектуальную, нравственно-волевую, мотивационную, коммуникативную. При учете основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях на первый план выходит психологическая готовность ребенка. которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем. Она включает в себя положительное отношение к обучению и учебе (мотивационная готовность. высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность. наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, высокий уровень познавательных процессов (интеллектуальная готовность. формирование коммуникативных и социальных умений и навыков поведения, взаимоотношений, общения со сверстниками и взрослыми.

Каковы же критерии развития ребенка. необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни. т. е. готовности к началу школьного обучения ?

- ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи;

- умеет выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, классифицировать и систематизировать их;

- имеет элементарный запас знаний об окружающем мире, о себе, своей семье, стране, умеет ими пользоваться;

- активно воспринимает новую информацию, интересуется ей, задает вопросы;

- может продолжить словесное рассуждение, высказать свое суждение, сделать простой логический вывод.

• Развитие памяти и внимания :

- ребенок может работать. не отвлекаясь, 10-15 минут, даже если деятельность ему не очень интересна;

- переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители;

- может запомнить 8-10 картинок или не связанных между собой слов при трехкратном повторении;

- после нескольких повторений запоминает стихотворение из восьми строк.

У детей с неустойчивым вниманием и низким объемом памяти возникают комплексные трудности при усвоении программного материала.

- ребенок правильно произносит все звуки родного языка;

- четко дифференцирует все звуки;

- может выделять звук в начале. середине, конце слова;

- может производить звукобуквенный анализ и синтез слова;

- использует разные способы словообразования и грамматически правильного построения высказывания;

- умеет связно рассказывать и пересказывать, правильно понимать прочитанное и отвечать на вопросы по его содержанию;

- способен составить рассказ по картинке, передать интонацией различные чувства без нарушений темпа речи.

Отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

• Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации :

- ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки ;

- может классифицировать фигуры по форме, цвету, величине, направлению штрихов и другим признакам;

- копирует буквы, цифры, простые геометрические фигуры и их сочетание, соблюдая направление штрихов и всех элементов;

- дорисовывает элементы согласно схеме (образцу) ;

- находит части целого, складывает разрезную картинку из 7-8 частей на основе зрительного восприятия;

- не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений, при работе с мелким конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует их мелкими деталями.

Эти функции считаются «школьно значимыми ». т. к. при их недостаточной сформированности невозможно научиться хорошо читать и правильно писать.

- ребенок осознает. как вести себя со сверстниками и со взрослыми, спокойно идет на контакт с ними;

- может заниматься и учиться, а не только играть;

- может планировать свою деятельность, не действует хаотично;

- доводит начатую работу до конца. умеет объективно оценить ее качество, стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет;

- может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо». оценивать свои поступки;

- проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п. стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию;

- хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается;

- способен управлять своим поведением.

Этот компонент определяет успешность психологической адаптации в школе .

• Развитие движений и пространственная ориентация :

- ребенок полностью владеет навыками самообслуживания и уверенно действует в быту;

- освоил основные виды движений. разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний и пр. ;

- при сохранении равновесия движения координированы и ловки;

- хорошо ориентируется в пространстве, способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.

- ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год) ;

- не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям, страхам;

- спокоен, нераздражителен, усидчив;

- в поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, моргания, кусание ногтей и т. п.)

- в речи нет выраженных задержек в развитии.

Таким образом, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развития

тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено - это развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, моторной координации и пр. ; личностного развития, характеризующего самосознание. самооценку, мотивацию; и, конечно же, главный фактор, состояние здоровья ребенка .

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

SochBest.ru Самая удобная база школьных сочинений

Характеристика компонентов готовности к обучению в школе
Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальной школе. В связи с этим в современной психолого-педаго¬гической литературе понятие готовности определяется как много¬гранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как общая, психологическая готовность и как специальная готовность к обучению в школе.
Для начала стоит понять, что же входит в понятие готовности ребенка к школе.
В структуре готовности к школе принято выделять следующие компоненты:
• Физическая готовность.
• Интеллектуальная готовность.
• Социально-психологическая готовность.
• Эмоционально-волевая готовность.
Выделяют общую и специальную подготовку к ребенка к школе.
Стоит отметить, что для учебной деятельности ребенку необходимо обладать базовыми званиями об окружающем его мире, у него должны быть сформированы простые, основные для каждого человека понятия. Мыслительные процессы – также важный аспект для детей, которые должны овладеть планированием своего времени. Важны положительное отношение к учению, способность к само-регуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Л.И. Божович характеризует стремление ребенка занять новое социальное положение, которое ведет к образованию его внутренней позиции, как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б. Эльконин).
В настоящее время существует большое количество определений и классификаций готовности ребенка к обучению в школе. Наиболее основательной нам представляется классификация, предложенная Р.В. Овчаровой [1, стр 22].
Р.В. Овчарова так определяет готовность ребенка к школе:
ребенок к школе готов - умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на открытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий;
ребенок к школе не готов - не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий [1, стр 73].
Физическая готовность. Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц.
Личностная и социально-психологическая готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Предыдущая страницаСледующая страница

Скачать реферат Характеристика компонентов готовности к обучению в школе DOC

Похожие новости

Навигация

Статья (подготовительная группа) по теме:
Психологическая характеристика готовности детей к обучению в школе

Статья на тему: Психологическая характеристика готовности детей к школе

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. К поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Психологическая характеристика готовности детей к

обучению в школе

Каплюченко Любовь Викторовна, воспитатель МБДОУ «Федосеевский детский сад общеразвивающего вида «Яблочко»

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. К поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности и предметности.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.

Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

Еще большее значение, чем воображение и память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.

Речевая готовность детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

Личностная готовность детей к обучению представляется не менее важной, чем познавательная и интеллектуальная. От нее зависят желание ребенка учиться и его успехи. Первое, на что следует обратить внимание, рассматривая соответствующий аспект психологической готовности, — это наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире.

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе учения продолжают еще активно развиваться. Существеннее другое: чтобы еще в дошкольный период детства у ребенка образовались необходимые задатки к развитию нужных способностей.

Однако есть один вид способностей, от которых прямо зависит учение и на развитие которых следует обратить особое внимание в дошкольном возрасте. Это – двигательные способности (умения и навыки), в частности те из них, которые проявляются в индивидуальных видах творческой деятельности детей: конструирование, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, изготовление каких-либо поделок. Во всех этих видах деятельности, кроме трудовых умений и навыков, у ребенка должна быть развита еще одна способность, от которой более, чем от других, зависят его будущие успехи - это работоспособность. Без нее вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.

Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и др.

Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование. Данная задача должна решаться работниками школьной психологической службы.

  1. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Р.С. Немов. - 4-е изд.-:М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 606 с.
  2. Хилько М.Е. Возрастная психология: краткий курс лекций/ М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – 2-е изд. перераб. и доп.:М: Издательство Юрайт, 2013. 200с.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-harakteristika-gotovnosti-rebenka-k-nachalu-shkolnogo-obuchenija.html, http://sochbest.ru/261-harakteristika-komponentov-gotovnosti-k-obucheniyu-v-shkole.html, http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/31/psikhologicheskaya-kharakteristika-gotovnosti-detey-k-obucheniyu-v

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Новорожденный тужится и кряхтит

В народе говорят:Чужие дети далее...

Песня караоке для детей 11 лет

Название: Любимые песни детства. КараокеГод выпуска: далее...

Возрастные группы детей особенности

Детский лагерь - это своеобразный замкнутый мир, далее...

Рвота ребенка после приема

Рвота после еды у ребенка Такой симптом, как рвота далее...

Плавают дети 6 лет

Тренер о раннем плавании От редакции: далее...

Снится кормить грудью новорожденную девочку

Кормить грудью, сонник Лоффа Кормить ребенка грудью далее...

Скачивать игры детей через торрент

Сочетание отчаянной романтики «Пиратов Карибского далее...

Популярные статьи