Главная » Ребенок дошкольник

Характеристика дошкольника неблагополучной семьи

ГЛАВА1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА ………………………………………………………………. 5

1.1. Роль семьи в целостном развитии ребенка……………………………. 5

1.2. Понятие и общая характеристика семейного неблагополучия…………9

1.3. Влияние семейного неблагополучия на развитие личности ребенка……15

ГЛАВА2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ…………………………………. 22

2.1.Организация и проведение исследования……………………………….22

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…………………….25

Актуальность изучения проблем семейного неблагополучия и его влияния на целостное развитие ребенка очевидна. Под воздействием социально-экономических изменений в Беларуси возникла и усугубилась проблема безработицы, значительно возросло число семей, находящихся за чертой бедности. Заметно понизился социальный статус семьей с детьми, появилась категория семей и детей с деформированными ценностными ориентациями и моральными установками на основе развития общества потребления, что в целом говорит о кризисе семьи, которое в свою очередь обуславливает и численный рост неблагополучных семей.

Все это не может быть оставлено без внимания государства, так как здоровая, благополучная семья, является основой крепкой государственности, формирует ответственных граждан, несет главную социализирующую функцию по отношению к подрастающему поколению и т.п. Многолетними специальными наблюдениями установлено: если у ребенка с первого года его жизни удовлетворяются потребности в эмоциональном контакте со взрослым (родителем), он своевременно включается в процесс чувственного изучения других людей, у него развивается позитивная реакция на других людей. Если в семье господствует атмосфера равнодушия, неуважения, попирания человеческого достоинства, а тем более насилия в различных формах проявления, то ребенок получает мощное негативное чувство своей ненужности, ущербности, что блокирует не только его морально- нравственное развитие, но и психологическое и физическое, а во многих случаях нахождение в таких семьях является прямой угрозой его жизни и здоровью.

В связи с этим на первый план выходят вопросы критериального отнесения той или иной семьи к классу неблагополучных, а также специфики влияния ее на развитие личности ребенка.

Надо отметить, что данная проблема, так или иначе, затрагивалась различными авторами как в отечественной науке. так и за рубежом. Например, Дж.С. Райкус и Р.С. Хьюз [10] указывают на необходимость проведения комплексной работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в связи с их нахождением в неблагополучной семье, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов [5] подчеркивают роль типов воспитательного воздействия семьи в комплексной социализации ребенка и развития его личности, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова [14] раскрывают психолого-педагогическую природу деривации, особенности психического развития и состояния депривированного ребенка из неблагополучных семей.

Кроме того, во многих периодических изданиях, средствах массовой информации, постоянно поднимается эта проблема, но, к сожалению, она пока далека от своего разрешения и поэтому требует особого внимания к своему изучению, как со стороны соответствующих специалистов, так и со стороны государственных органов.

В данной курсовой работе определены следующие:

Цель исследования: выяснить особенности влияния неблагополучной семьи на развитие личности ребенка, воспитывающегося в ней.

Задачи исследования: а) проанализировать литературные источники по теме исследования;

б) показать роль семьи в целостном развитии ребенка;

в) раскрыть сущностные характеристики неблагополучной семьи;

г) изучить особенности влияния неблагополучной семьи на личность ребенка.

Объект исследования: дети, воспитывающиеся в неблагополучной семье.

Предмет исследования: особенности влияния неблагополучной семьи на развитие личности ребенка, воспитывающегося в ней.

Гипотеза исследования: неблагополучная семья выступает главным деструктивным фактором развития личности ребенка, воспитывающегося в ней.

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — главная роль семьи. Важный момент в воспитании, когда ребенок растет и воспитывается в любви и заботе близких людей. Однако не все родители стремятся оказать должного воспитания своим детям.

Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьева и другие. Исследователи изучали взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных.

Основные подходы к классификации типов неблагополучных семей представлены в таб.1.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [3, с.91].

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети [1,с.10].

Внутрисемейная напряженная обстановка чаще наблюдается в неблагополучных семьях. У супругов отсутствуют общие интересы, взаимопонимание, нарушается ценностная ориентация, которая отвечает общественным нормам и требованиям. Из-за неблагоприятных внутрисемейных межличностных отношений нарушается психика ребенка. В неблагополучных семьях негативные последствия проявляются быстрее и чаще. Это и психические дефекты, и девиантное поведение и трудный характер ребенка [5,с.21]. Такие проблемы чаще проявляются в подростковом возрасте, когда у ребенка формируется чувство взрослости, проявляется самосознание.

В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. Большое число подростков из таких семей имеют отклонения в поведении от общепринятых норм. Каждый ребенок должен жить в уютном доме, полноценно питаться, получить достойное образование, не подвергаться насилию со стороны родителей. У детей существует необходимая потребность в защите, любви со стороны взрослых. Если эти нормы выполнены, то развитие ребенка протекает успешно. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют элементарных вещей для нормального существования.

Из множества разнообразных причин, влияющих на семейное неблагополучие, можно выделить следующие причины:

- На семью влияет социально-экономический кризис, который приводит к снижению воспитательного потенциала.

- Внутрисемейные отношения являются причиной психолого-педагогического воспитания.

- На воспитание детей влияет наследственность, больные родители, наличие в семье инвалидов.

На сегодняшний день семейное неблагополучие — явление распространенное. Независимо от факторов, неблагополучие семьи отрицательно сказывается на развитии детей. Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи. В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи. Дети занимают последнее место в жизни родителей. Нарушение отношений в семье и отклонение от воспитания приводят к задержке психического развития. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности ребенка. К ним относятся [4,с.82]:

1. В 50 % неблагополучных семей отмечается нарушение поведения: агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения.

2. В 70 % неблагополучных семей встречается нарушение развития детей: низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм.

3. В 45 % неблагополучных семей наблюдаются нарушение общения: агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками [4,с.82].

Образовательные учреждения имеют огромный потенциал в профилактике семейного неблагополучия.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать педагогам рекомендации по работе с неблагополучными семьями.

Если педагог убедился, что ребенок проживает в тяжелых условиях, то необходимо:

1. Разъяснить родителям, что из-за конфликтной ситуации страдает ребенок, что он не должен играть роль разменной монеты во взрослой игре.

2. Если родители продолжают создавать своим детям неблагоприятную обстановку, травмирующую их психику, то детей необходимо изъять из семьи и поместить в социальные учреждения (реабилитационный центр, интернат).

3. Если на фоне семейных конфликтов у детей уже появились психические расстройства, то необходимо проконсультироваться у детского психиатра.

Семейное неблагополучие на данный момент является острой проблемой, которая отрицательно влияет на формирование личности ребенка, нарушая его права. Неблагополучные семьи, как правило, не решают самостоятельно свои проблемы по воспитанию детей. Им требуется квалифицированная помощь специалистов, таких как психолог, педагог, социальный педагог. Неблагополучные семьи нуждаются в поддержке разных специалистов, а для этого требуется разработка новых социальных программ, целью которых является предотвращение социального сиротства, бродяжничества, беспризорности.

Классификации типов неблагополучных семей

Характерная черта в такой семье — повышенная недоверчивость к окружающим.

Отличительная черта семьи — беззаботное отношение к будущему, стремление к сиюминутному удовольствию.

В таких семьях ценят прежде всего удачное достижение цели, ловкость достигнутых результатов. Члены таких семей порой легко переступают дозволенные границы.

1. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой.— Москва: Владос, 2006.— 416 c. ил. — (Учебное пособие для вузов).— Библиогр. с. 411–416.— Библиогр. в конце разд. — ISBN 5–691–00372–0.

2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А. В. Мудрик.— 7-е изд. испр. и доп. — Москва: Академия, 2009.— 224 c. — (Высшее профессиональное образование, Педагогические специальности).— Библиогр. в конце гл. — ISBN 978–5-7695–5866–5.

3. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Рожков.— Москва: Владос, 2006.— 239 c. табл.— (Коррекционная педагогика).— Библиогр. с. 231–236.— ISBN 5–691–00588-X.

4. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко.— Москва: Владос, 2006.— 287 c. ил. — (Психология для всех).— Библиогр. с. 282–285.— ISBN 5–691–01083–2.

5. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Социальная работа»: [пособие по курсу «Семьеведение»] / Т. И. Шульга.— Москва: Дрофа, 2005.— 254 c. ил.,табл. — (Высшее образование).— Библиогр. с. 239–251.— ISBN 5–7107–8539–3.

Похожие статьи

Характеристика неблагополучной семьи образец

Работа социального педагога с неблагополучной семьей

Теоретические аспекты изучения процесса социализации. Роль семьи в процессе социализации ребенка. Виды неблагополучных семей в современном обществе. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучной семьи.

Используйте форму, расположенную ниже. Подобные работы

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся. Методы изучения семьи ученика. Особенности работы классного руководителя с неблагополучной семьей. Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка. Оказание помощи детям из неблагополучных семей.

курсовая работа [39,5 K], добавлена 06.02

Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка. Характеристика детей из неблагополучных семей. Ситуация успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи. Социально-педагогические условия реализации метода ситуации успеха.

дипломная работа [158,4 K], добавлена 08.04

Определение роли семьи в становлении личности ребенка. Особенности психофизиологического развития младших школьников, воспитывающихся в неблагополучных условиях. Разработка способов социально-педагогической поддержки детей из дезорганизованных семей.

курсовая работа [68,3 K], добавлена 11.01

Теоретические основы социализации личности и социальная работа с семьей как социальная проблема. Методики социально-педагогической работы с семьей, социального патронажа и надзора, семейного консультирования. Особенности работы социального педагога.

контрольная работа [29,3 K], добавлена 14.10

Семья как институт первичной социализации ребенка, ее значение в становлении и воспитании личности ребенка. Причины отклоняющегося поведения ребенка, роль в его появлении семьи. Специфика работы социального педагога с неполной семьей, используемые методы.

курсовая работа [54,2 K], добавлена 20.10

Роль и значение семьи в воспитании ребенка и становлении его личности. Сущность и виды неблагополучных семей. Социально-педагогическая поддержка учащихся из неблагополучных семей в средней школе, порядок разработки и реализация специальной программы.

курсовая работа [97,7 K], добавлена 13.05

Характеристика семьи с точки зрения первичного института и фактора социализации младшего школьника. Особенности социализации ребенка в семье. Характеристика социально-педагогической поддержки неполной семьи в вопросах социализации младшего школьника.

курсовая работа [110,8 K], добавлена 10.01

Сущностная характеристика семьи, характеристика неблагополучной семьи образец основные функции. Исследование особенностей воспитания и социализации детей из семей, находящихся в социально опасном положении. Анализ организации деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения.

дипломная работа [117,5 K], добавлена 03.02

Неблагополучные семьи - социально-педагогическая проблема. Критерии при определении семьи, находящейся в социально опасном родился в бедной семье. Типы неблагополучных семей. Посещение воспитателем, задачи, методы воздействия. Примеры трех групп неблагополучных семей.

реферат [27,1 K], добавлена 30.01

Теоретические основы исследования процесса социализации детей дошкольного возраста. Характеристика условий полноценной социализации детей. Технологические основы обеспечения социализации детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.

дипломная работа [150,8 K], добавлена 14.07

Работа социального педагога с неблагополучной семьей

Теоретические аспекты изучения процесса социализации. Роль семьи в процессе социализации ребенка. Виды неблагополучных семей в современном обществе. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучной семьи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.

Дипломная работа: Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

Название: Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

Тип: дипломная работа Добавлен 23:41:22 04 января 2009.

Дипломная работа: Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

Название: Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

Тип: дипломная работа Добавлен 23:41:22 04 января 2009.

Подписка на статьи

Источники: http://reihorn.narod.ru/NS.html, http://moluch.ru/archive/61/9152/, http://semyafamily.ru/notarialnoe-soglashenie/harakteristika-neblagopoluchnoy-semi-obrazets.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Коррекционные занятия детей 4 5 лет

Индивидуальные занятия для детей с нарушениями речи Дети с далее...

Меню после рвоты детей

Чем кормить ребёнка далее...

Сайты центров развития ребенка

Центр развития ребенка РОСТОК Здравствуйте! Мы рады приветствовать далее...

Может ли черника вызвать аллергию у ребенка

Может ли черника вызвать аллергию? Черника вкусная, необычайно далее...

Коричневое пятно языке ребенка

Опубликовано 26 Декабрь 2012 | далее...

Аллергия ушах ребенка фото

Аллергия на ушах Аллергия на ушах далее...

Курсы повышения квалификации обучение детей

Количество часов: 72 Цель программы: сформировать базовые знания далее...

Популярные статьи