Главная » Ребенок дошкольник

Характеристика дошкольников нарушением интеллекта

Литература

1. Айзенберг Б.И. Лубовский В.И. Материалы I Международного конгресса. // Дефектология. — 1982. — № 3.

2. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. Собр.соч. — М.,1983. Т.5.

3. Вишневская С.Е. Некоторые современнные тенденции специального образования в США. // Дефектология. — 1987. — № 2.

4. Горина Н.В. Оганесян Е.В. Современные проблемы зарубежной дефектологии. //Дефектология. — 1991. — № 1.

5. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. — М. 1995.

6. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М, 1996.

7. Сумарокова В А. Дементьева Н.Ф. VIII Всемирный конгресс Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости. // Дефектология. — 1989. — № 1.

Глава 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

§1. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические («ядерные») признаки умственной отсталости (Л.С.Выготский, 1983).

Поскольку олигофрения возникает вследствие поражения центральной нервной системы (преимущественно коры больших полушарий головного мозга) на разных этапах внутриутробного развития плода или в начальный период жизни ребенка, знание особенностей раннего развития детей с нарушениями интеллекта имеет весьма существенное значение для понимания всего их психического развития.

Младенчество (от 2-х месяцев до 1-го года).

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда бывает весьма существенной, захватывающей и второй год жизни.

RefBox.org Самая удобная база курсовых, рефераторов, контрольных и дипломных работ

Введение 3
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 5
1.1 Определение понятия звукопроизносительной стороны речи в современной психолого-педагогической литературе 5
1.2 Значение речедвигательного анализатора. Формирование произносительной стороны речи 9
1.3 Особенности формирования звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста в онтогенезе 11
Выводы по главе первой 16
Глава II. Клиника психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 17
2.1 Клиническая характеристика детей 17
2.2 Психолого-педагогическая характеристика 20
2.3 Особенности произносительной стороны речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 22
Выводы по главе второй 28
Заключение 29
Список литературы 30

На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта носят системный характер. У детей с нарушениями интеллекта не сформированы все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.
У детей с нарушением интеллекта нарушена звукопроизносительная сторона речи. Говоря об особенностях просодических компонентов речи у умственно отсталых детей, отмечается, что их речь монотонная, маловыразительная, лишенная сложных и тонких эмоциональных оттенков. Речь умственно отсталых детей неоднозначна по темпу, у одних детей - ускоренная, у других - замедленная, что во многом определяется преобладанием процесса возбуждения или торможения.
Наиболее распространенным речевым дефектом младших школьников с нарушением интеллекта, является нарушение звукопроизношения. По данным Г.А. Каше, в первых классах вспомогательной школы дети с дефектами звукопроизношения составляют 65% всего количества учеников первых классов, во вторых - 45%, в третьих - 30%. В исследованиях Д.И. Орловой отмечается, что нарушения звукопроизношения наблюдаются в первом классе у 45% учеников, во втором - у 41,4%, в третьем - у 30,4%. В младших классах массовой школы нарушения звукопроизношения наблюдаются лишь у 4% школьников.
Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом. Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана. Очень много сделано в этом отношении Ф.A. Pay, М.Е. Хватцевым.
Таким образом, широкая распространенность дефектов звукопроизношения у младших школьников с нарушением интеллекта и необходимость логопедической работы по их коррекции и устранению является актуальной проблемой для коррекционной педагогики.
Цель работы – изучить особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Объект исследования – процесс формирования звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.
Предмет исследования – особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.
2. Раскрыть этапы развития звукопроизносительной стороны у детей младшего школьного возраста.
3. Выделить особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Экспериментальная база исследования - МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида №83 г. Челябинска.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования

1.1 Определение понятия звукопроизносительной стороны речи в современной психолого-педагогической литературе
Понятие «звукопроизносительная сторона речи» включает интонацию и систему фонем языка (звукопроизношение) [20]. Звукопроизношение обеспечивает смысловое значение речи, а интонация - ее эмоциональное содержание.
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков - как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.
Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифференциацию звуков по акустическим признакам, т.е. обеспечивают фонематические процессы, необходимые для формирования правильного произношения [7].

Предыдущая страницаСледующая страница

Скачать реферат Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта DOC | TXT

Похожие новости

Дети с нарушением интеллекта

Характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Физическое состояние данной категории детей (диагноз: олигофрения в степени дебильности):

У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, то есть они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервозность.

Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей.

В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений моторики. Однако, наблюдаемая соливация (слюнотечение), носовой оттенок речи. Специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии двигательных нарушений. Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей.

Для сердечно-сосудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его неустойчивость, гипер- и гипотонии. Как правило такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость. Кроме того, сопутствующим основному дефекту могут выступать нарушения в работе зрительного, слухового, тактильного анализаторов не выраженного характера.

Таким образом, своеобразие физического развития детей с умственной отсталостью выражается в особенностях их функциональных систем и органов, что является следствием проявления органического поражения центрального и периферического отделов коры головного мозга.

Характеристика психоэмоционального и социокультурного статуса умственно отсталых детей дошкольного возраста:

Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность.

В раннем возрасте ребенку не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже — игрушки других детей, сюжетно-ролевые игры с ними.

Предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам); предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, которые в норме появляются в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка-олигофрена.

У ребенка отмечается низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоятельной ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену одного вида деятельности другим. Кроме того, нарушена связь между действием и словом.

Действия бывают недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания — действием, словом и образом не совершенна. Переломным годом в развитии умственно отсталого ребенка является условно пятый год жизни.

Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам, а, следовательно, получает простейшие представления об их свойствах, признаках, отношениях, способен делать выбор по образцу. У подавляющего большинства детей к концу дошкольного возраста доминирующим остается предметно-практический (наглядно-действенный) тип мышления.

Игровая деятельность характеризуется до пяти лет элементарными манипуляциями с игрушками, после 5 лет — появляются процессуальные действия. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, элементы сюжета. Дети не используют предметы-заместители, могут проявляться агрессивные наклонности. Продуктивная деятельность (конструктивные умения, рисование) у таких детей вне специально организованного психолого-педагогического процесса отсутствует.

Навыки самообслуживания формируются только к концу дошкольного периода, причем могут встречаться случаи, когда дети так и не понимают последовательность и логику действий, входящих в навык.

Примерно у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. — отсутствие речи) — это системное недоразвитие речи, при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая ее стороны и дизартрии (с греч. — расстройство сочленения) — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (каша во рту).

В целом, большинство дошкольников с нарушением интеллекта овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса.

Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общение детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обуславливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.

Система коррекционной учебно-воспитательной работы включает:

Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта;

Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей;

Формирование ментальных процессов (умственное воспитание);

Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью;

Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей;

Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью;

Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей;

Нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями.

При выраженности нарушения развития, при невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом с каждым ребенком 3 раза в неделю. Особое внимание уделяется развитию понимания обращенной речи, активизация собственной связной речи, развитию артикуляционного аппарата, формированию грамматического строя, коррекции произношения. Например, для расторможенных детей с тяжелыми расстройствами поведения нужны занятия, воспитывающие и тренирующие произвольное внимание, умение распределять внимание, концентрировать его, выполнять одновременно несколько действий (например, слушать воспитателя и классифицировать предметные картинки). Подобные занятия проводятся с обязательным включением игрового материала и ручной предметно-практической деятельности.

Источники: http://pedlib.ru/Books/5/0169/5_0169-18.shtml, http://refbox.org/2983-osobennosti-zvukoproiznositelnoy-storony-rechi-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-intellekta.html, http://www.xn--139-mddxrcrd3bcaf6kwb.xn--80atdkbji0d.xn--p1ai/garmoniya-razlichiy-1/deti-s-narusheniem-intellekta/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Образец психолого педагогической характеристики дошкольника 5 лет

Образец характеристики ребенка на ПМПК Понравился материал, поделитесь им далее...

Игры в ванной с ребенком 3 года

Развивающие игры для далее...

Лицей для одаренных детей саранск

Саранский лицей для далее...

Ребенка красная пися болит

Журнал → Красная пися у девочки,или далее...

Экологическое воспитание детей через дидактические игры

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей далее...

Сириус сочи одаренных детей

ТВ Центр Путину показали проекты одаренных детей в центреСириус Талантливые далее...

Детские танцы детей 10 лет видео

Школа детского далее...

Популярные статьи