Главная » Ребенок дошкольник

Характеристика методов музыкального воспитания дошкольников

Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Методы и приёмы

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использую различные методы: наглядный, словесный и ирактический.
Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).
Музыка на моих занятиях звучит как в живом исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет мне подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширяет кругозор детей, развивает художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное приспособление аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и, как правило, совершенно невольно), музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая помощь исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания.
На занятиях также использую аудио и видеокассеты, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффективно их сочетание с живым исполнением. Так, музыкальное произведение в живом исполнении сравниваем с записью (оркестр, хор). Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимо сти от ее исполнения.

Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность.
Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы. близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже.
Широко применяю словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы.
Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы пропустить музыку через себя , выразить во внешних проявлениях свои переживания.
Движения успешно использую как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.
Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.
Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.
Остановлюсь на характеристике некоторых приёмов.

Показ с пояснением.
Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими.

Игровые приемы.
Делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой прием эхо , мои руки ваши-ноги .

Приём погружения в музыку.
Воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.

Вопросы к детям.
Активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление).

Оценка качества детского исполнения.
Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Другие приемы будут рассмотрены ниже.

Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна

МУЗЫКА

НОВОСТИ

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.



Материалы по теме:

Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. Все это различные моменты общей музыкальности дошкольника, которые еще очень скромны в своих проявлениях и видоизменяются в зависимости от возраста. Соответственно должны меняться и методы воспитания.

Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д. Точную классификацию методов дать трудно. Поэтому остановимся на тех, которые в теории советской педагогики являются основными: а) убеждение, б) приучение, упражнения.

Метод убеждения средствами музыки

Рассмотрим вначале, как можно применить метод убеждения, воспитывая маленького ребенка средствами музыкального искусства. Процесс воспитания в этом случае — непосредственное общение с музыкой. Исполнение ее должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.

Чтобы исполнение было выразительным, искренним и доступным, надо хорошо знать произведение, продумать его содержание, осмыслить характер, почувствовать настроение. Этому поможет предварительное ознакомление в процессе многократного проигрывания. Композитор Б. В. Асафьев говорил: «Услышать ее (музыку.— Н. В.) — это уже понять».


Ребенку необходимо понять, о чем рассказывает музыка, что такое ее хорошее звучание, затем надо выполнить те или иные требования в пении, танце и т. д. Известно, что эстетические переживания составляют единство эмоционального и сознательного. Поэтому убеждать надо не только непосредственным воздействием музыки, но и организацией целенаправленного внимания, разъяснением темы, содержания, выразительных музыкальных средств.

Музыка — «язык чувств». Она волнует, создает определенное настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживание детей. Следует иметь в виду, что каждый понимает музыку по-своему. Слушая, например, пьесу П. Чайковского «Песня жаворонка» и не зная еще ее названия, а воспринимая лишь спокойный, светлый характер, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер изложения: «тихая, легкая, нежная». У третьих появится приятное переживание, которое ассоциируется с жизненными явлениями. Педагог должен словесным пояснением вызвать определенную общность мыслей, переживаний и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка. Педагог поощряет правильные реакции на музыку.

Таким образом, метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений. Осмысленное исполнение оказывает на детей сильное воздействие, вызывая у них различные чувства, обогащает впечатлениями. Сравните, например, широкое и торжественное звучание песни Е. Тиличеевой «Наша Родина», веселое оживление русской народной мелодии «Ах, вы, сени» и легкую, изящную пьесу «Мотылек» С. Майкапара.

Метод приучения, упражнения

Рассмотрим теперь упражнения как метод организации детской музыкальной деятельности. Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Эта работа ведется последовательно — из года в год, изо дня в день. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувство прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский, говоря о трудностях воспитания чувств (в том числе и эстетических), отмечал, что иногда надо ждать годами, чтобы однажды сердце ребенка дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного. Вот что он писал: «Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать и руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка».

Приучая детей эстетически относиться к музыке, воспитатель проявляет много повседневных усилий, терпения и настойчивости. И если ребенок возьмет «свою скрипку» в руки, это значит, что педагог ввел его в мир музыки, в мир мыслей, чувств, помогая в будущем стать добрым и отзывчивым, творчески активным человеком.

Методы музыкального воспитания предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах деятельности, помогающих музыкальному развитию и воспитанию дошкольников.

Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook . Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь .

Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic. Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Шпаргалка по Методике музыкального развития

2011. 70 стр.
Для подготовки к экзаменам по методике муз. развития для дошкольных педагогических колледжей.

Музыка как вид искусства. Своеобразие музыкального искусства.
Музыкальная культура. Характеристика понятия музыкальная культура , структура музыкальной культуры дошкольников, источники музыкальной культуры.
Музыкальность, ее основные компоненты. Развитие музыкальности в процессе музыкальной деятельности.
Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
Виды музыкальной деятельности детей.
Восприятие музыки - основной вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, характеристика репертуара, методы работы).
Формы организации музыкальной деятельности детей.
Музыкально-ритмические движения - вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы).
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей младшего и старшего возраста.
Пение - вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, особенности и охрана детского голоса).
Методика обучения детей пению (вокально-хоровые навыки, выбор методов и приемов работы в зависимости от этапа работы над песней).
Игра на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, классификация, методика обучения игре на инструментах, использование в повседневной жизни).
Музыкально-дидактические игры (значение, классификация, этапы работы).
Музыкальное занятие - основная форма обучения и музыкального развития детей (структура и вариативность проведения музыкальных занятий, роль воспитателя на занятии).
Значение и место музыки в повседневной жизни детского сада.
Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности (источники, условия возникновения, формы, характер руководства).
Роль музыки на праздниках.
Роль воспитателя, музыкального руководителя, родителей в подготовке и проведении праздника, требования к ведущему.
Виды развлечений. Место музыки в развлечениях.
Деятельность педагогического коллектива ДОУ по музыкальному воспитанию детей.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд. стереотип. — М. Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с. Для студентов специальности дошкольное обучение и воспитание. Предисловие. Теоретические основы методики развития речи. Предмет методики развития речи и задачи курса. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками. Роль.

  • 426,48 КБ
  • скачан 1470 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 24.02 02:53
  • будет удален через 14 дней

Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд. испр. и доп. – М. Просвещение, 1989. – 270 с. нот. Значение и задачи музыкального воспитания в детском саду Содержание, виды и формы музыкальной деятельности детей Методы и приемы музыкального воспитания и обучения.

  • 19,48 МБ
  • скачан 1107 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 28.01 21:20
  • будет удален через 14 дней

М. Издательский центр Академия, 2001.- 184 с В пособии, написанном в соответствии с авторской программой экологического воспитания дошкольников, раскрываются содержание и методы, конкретные педагогические технологии экологовоспитательной работы с детьми разных возрастных групп. Особое внимание уделяется личностному развитию дошкольников в связи с экологическим воспитанием.

  • 210,89 КБ
  • скачан 1182 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 05.04 20:33
  • будет удален через 14 дней

Вопросы к экзамену по Музыке. +Основные методы и приемы музыкально-эстетического воспитания детей. +Особенности организации развлечений в детском саду. +Виды развлечений. +Творчество дошкольников. Особенности творческих проявлений у детей в разных видах музыкальной деятельности. +Характеристика музыкально-образовательной деятельности дошкольников. +Вопросы музыкального.

  • 34,71 КБ
  • скачан 214 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 21.06 08:05
  • будет удален через 14 дней

2013. - 143 с. Представлены ответы на вопросы экзамена по Методике математического развития для студентов педагогических дошкольных колледжей Основные математические понятия: множество, число, цифра, натуральный ряд чисел, система счисления, счетная, вычислительная, измерительная деятельность, величина, форма, геометрическая фигура, время, пространство. Предмет и задачи.

  • 2,21 МБ
  • скачан 444 раза
  • добавлен 16.02 00:30
  • изменен 17.02 11:59
  • будет удален через 14 дней

Экзамен по теории и методике музыкального воспитания дошкольников УО Могилёвский государственный педагогическкий университет имени А.Кулешова 2 курс 3 семестр Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста – часть теории эстетического образования. Музыка как вид искусства. Характеристика предмета ТММВ детей дошкольного возраста. Связь со смежными науками. Характеристика.

  • 32,68 КБ
  • скачан 228 раз
  • добавлен 15.12 06:30
  • изменен 18.12 00:13
  • будет удален через 14 дней

Источники: http://www.moi-detsad.ru/metod58-6.html, http://orpheusmusic.ru/load/plany_urokov/prepodavanie_muzyki_v_detskom_sadu/metody_i_priemy_muzykalnogo_vospitanija_doshkolnikov/44-1-0-53, http://www.twirpx.com/file/684839/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Игры для детей 5 лет зимние

Игры для детей далее...

Подвижные игры детьми пожарной безопасности

Игры по безопасности для далее...

В дошкольном возрасте в ролевой игре происходит

Методическая разработка (старшая группа) на тему:«Роль далее...

Физическое развитие детей дошкольников

Физическое развитие детей от 5 до далее...

Школа интернат для одаренных детей дубинина

19:00, 30 марта 2015 Владивосток 3970 Заплатить за свой талант: далее...

Темы бесед родителями одаренных детей

Материал по теме: далее...

Ребенку год чихает сопли

Ребенок чихает как предотвратьть чтоб далее...

Популярные статьи

x