Главная » Ребенок дошкольник

Характеристика познавательной сферы дошкольника

Развитие познавательной сферы дошкольника.

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие—это совершенствование ощущении, восприятии, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов.

Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития (СНОСКА: См. Генезис сенсорных способностей/Под ред. Л. Л Всшера. М. 1976, с. 19, 135.).

Мышление дошкольника, так же как п другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Так, например, ребенку среднего дошкольного возраста во время прогулки около реки задают следующие вопросы:

— Скажи, Боря, почему плавают в воде листочки?

— Потому что они маленькие и легкие.

— А почему плывет пароход? — Потому что большой и тяжелый.

Дети этого возраста не различают существенные связи в предметах и явлениях, и не могут делать обобщающие выводы.

На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.

Мышление развивается от наглядно - действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно - схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. 06разно - схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.

Детская психология

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2008 г. 368 страниц

В учебнике раскрываются основные понятия, важные теоретические положения современной детской психологии, рассматриваются закономерности развития познавательных психических процессов ребенка, становление ведущих видов деятельности на каждом возрастном этапе. Дается характеристика проблемы готовности ребенка к школе, которая является своеобразным итогом психического развития дошкольника. Учебник предназначен для студентов педагогических вузов, училищ и колледжей, будет полезен всем, кого волнуют проблемы развития и воспитания детей.

Для бесплатного просмотра доступны первые 7 страниц

Доступ к 8 668 книгам раздела Педагогика от 100 руб.

Содержание
  • ЧАСТЬ 1. Основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка
  • Глава 1. Предмет и задачи детской психологии
  • Глава 2. Методы детской психологии
  • Глава 3. Основные теории, объясняющие детское психическое развитие
  • Глава 4. Движущие силы и условия психического развития ребенка
  • ЧАСТЬ 2. Психологические особенности младенчества (первый год жизни)
  • Глава 1. Общие закономерности развития психики младенца
  • Глава 2. Общая характеристика периода новорожденности
  • Глава 3. Общение младенца со взрослым
  • Глава 4. Развитие познавательной активности и манипулятивной деятельности младенца
  • Глава 5. Развитие самосознания и кризис первого года
  • ЧАСТЬ 3. Психическое развитие в раннем возрасте (от года до трех лет)
  • Глава 1. Развитие предметных и орудийных действий
  • Глава 2. Развитие познавательной сферы детей
  • Глава 3. Развитие речи в раннем возрасте
  • Глава 4. Развитие игры в раннем возрасте
  • Глава 5. Становление потребности в общении со сверстником
  • Глава 6. Предпосылки становления личности и кризис трех лет
  • ЧАСТЬ 4. Психическое развитие в дошкольном возрасте
  • Глава 1. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника
  • Глава 2. Характеристика познавательной сферы дошкольника
  • Глава 3. Особенности воображения в дошкольном возрасте
  • Глава 4. Развитие общения со взрослым и со сверстниками
  • Глава 5. Развитие личности в дошкольном возрасте
  • Глава 6. Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе
  • Два пути детского развития – акселерация и амплификация
  • Литература

Полный доступ к библиотеке из 170 238 книг — от 195 руб. для физических лиц

Литература

В результате изучения материала данной главы студент должен:

• характеристику познавательных процессов детей дошкольного возраста: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

• выявлять трудности в развитии познавательной сферы детей;

• конструировать оптимальные условия для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста;

• способами применения полученных знаний в практической работе;

• навыками психодиагностики, проведения психокоррекционной и психолого-просветительской работы.

Особенности развития восприятия детей дошкольного возраста

Восприятие интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: игры как ведущего вида деятельности, лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.

Е. Ф. Рыбалко отмечает, что в развитии основных свойств восприятия дошкольника наблюдаются две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит становление и рост ее целостности, а с другой – проявляется детализация и структурность перцептивного образа. В три года ребенок осуществляет движения глаз внутри фигуры при малом числе фиксаций (1-2 движения в 1 с). В четыре года число фиксаций глаза при прежнем характере движений внутри объекта увеличивается в два раза. В пять лет изменяется тип движений при сохранении их общего количества: зрительно обследуется определенная часть контура предъявленных фигур. Лишь в шесть лет происходит движение глаза по контуру при тщательном ознакомлении с фигурой (4,0 движений в 1 с). Развитие осуществляется по линии все более адекватного выделения специфического содержания в соответствии с задачей: резко меняется временной режим движений (число фиксаций и способы обследования объекта). Между тем уже в три года дети умеют следить по контуру за указкой, что свидетельствует о высокой обучаемости в этом возрасте. Значительное сокращение числа движений глаз (с 3,5 до 2,7 в 1 с) при переходе от ознакомления к опознанию имеет место лишь в шесть лет. Это означает, что только в данном возрасте происходит истинное опознание уже знакомого ранее объекта. В более ранние годы, напротив, время при опознании знакомого объекта увеличивается в полтора-три раза. Следовательно, первичное знакомство с объектом носит несовершенный характер в смысле вычленения формы. Способность детей выделять объекты по форме и контуру означает формирование целостности восприятия.

К концу дошкольного возраста появляется способность выделять форму объекта. К старшему дошкольному возрасту дети начинают успешно выполнять выкладывание контура фигуры без ошибок. Младшим детям данная задача почти совершенно недоступна: дети либо отказываются выполнять задание или выполняют с грубыми ошибками. Дошкольники часто руководствуются не целостным образом формы, а каким-либо одним или двумя отличительными свойствами. Начиная со старшего дошкольного возраста интенсивно развивается структурность восприятия. Задачи по построению плоскостной фигуры из отдельных ее частей дети выполняют, начиная с пятилетнего возраста, когда происходит увеличение роли зрительного анализатора в осуществлении действий с предметами и развитие его контрольно-измерительных функций. Разные компоненты зрительного восприятия развиваются разными темпами, на что оказывает влияние тип латеральности.

Экспериментальное исследование Н. Ш. Корашвили показало, что трудности выделения фигуро-фоновых отношений у детей дошкольного возраста иногда отмечаются у праворуких, чаще у леворуких и почти у всех дошкольпиков-амбидекстров. Дошкольники допускают гораздо меньше ошибок при выполнении заданий на константность восприятия: у праворуких их незначительное количество (в младшем школьном возрасте они совсем не встречаются), у леворуких таких ошибок больше, у амбидекстров – большое количество, причем даже в младшем школьном возрасте.

Развитие восприятия включает процессы роста и усиления основных свойств перцептивной деятельности, их качественные преобразования. Способность различать объекты по форме, выделять их структурные особенности интенсивно развивается в дошкольном возрасте. На эти процессы большое влияние оказывает речь в ее многообразных проявлениях. Словесные обозначения способствуют более точной дифференцировке воспринимаемых свойств, осмыслению и более точному оцениванию связей и отношений между ними. Другая линия в развитии восприятия выражена в появлении новообразований, которые формируются под влиянием социальных воздействий и осуществляются также посредством речевой деятельности. К таким новообразованиям относят усвоение эталонов геометрических фигур, цветового спектра, темперированного музыкального строя. Важное новообразование в дошкольном периоде – высшая социализированная форма восприятия: наблюдение, связанное с формированием определенных способов его осуществления и имеющее целенаправленный характер, когда дошкольник начинает выступать в качестве субъекта познавательной деятельности. Развитие социальных форм перцепции происходит в процессе взаимодействия не только с окружающими предметами, но и с людьми.

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте предполагает два взаимосвязанных процесса: усвоение общепринятых сенсорных эталонов, возникших в ходе культурно-исторического развития человечества и используемых людьми в качестве образцов, при помощи которых устанавливают и обозначают определенные свойства и соотношения, и овладение новыми перцептивными действиями.

Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация является одной из важнейших задач сенсорного воспитания. В характере перцептивных действий на протяжении дошкольного возраста происходят определенные изменения, заключающиеся в увеличении доли зрительного обследования и использовании в обследовании ручных движений только в затруднительных случаях и с незнакомыми предметами.

Функции зрительного восприятия в целом оказываются сформированными уже к началу дошкольного возраста, функции слухового восприятия все еще находятся в стадии формирования в младшем дошкольном возрасте и оказываются в целом сформированы только к концу старшего дошкольного возраста. При этом следует подчеркнуть заметное отставание слухового восприятия от зрительного. Основные закономерности развития восприятия дошкольника представлены в табл. 9.1.

Закономерности развития восприятия ребенка на различных этапах дошкольного детства

Источники: http://pedlib.ru/Books/1/0247/1_0247-69.shtml, http://www.knigafund.ru/books/180160, http://studme.org/1564050925793/psihologiya/poznavatelnoe_razvitie_detey_doshkolnom_vozraste

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Игры на природе для детей 5 лет

Игры с детьми на улице Название этой далее...

Лейкоциты в моче у ребенка причины

Лейкоциты в моче: лечение Как правило, именно по далее...

Видео без матов детей 5 лет

Как научить ребенка делать колесо 26.04Учим детей Родители, далее...

Развивающиеся игры детей 1 года

Ребенок 1 года: развивающие игры Не нашли ответ? Задайте бесплатно далее...

Высокая температура рвота болит живот у ребенка

Высокая температура и боли далее...

Жидкий стул ребенка 9 лет

Анонимно, Женщина, 26 далее...

Игры малой подвижности детей 4 лет

Материал (физкультура) по теме: Картотека игр малой подвижности для далее...

Популярные статьи