Главная » Ребенок дошкольник

Характеристика содержания предматематической подготовки дошкольников реферат

Категория: Разное
Работа на тему: Задачи предматематической подготовки детей. Общая характеристика содержания фэмп у дошкольников. Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания предматематической подготовки детей.
Тип: Реферат

__________________ Н.Г. Дубешко


Вопросы к зачету

по дисциплине «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей» для студентов 2 курса специальности 1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология


Характеристика методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников как науки и учебной дисциплины.

Взгляды передовых отечественных и зарубежных педагогов прошлого на проблему предматематической подготовки детей.

Влияние монографического и вычислительного методов обучения арифметике на развитие методики ФЭМП.

Создание первой научно обоснованной программы предматематической подготовки детей.

Влияние психолого-педагогических исследований на становление теории и методики ФЭМП у детей.

Теоретическая и методическая концепция А.М. Леушиной.

Современные концепции предматематической подготовки дошкольников.

Задачи предматематической подготовки детей. Общая характеристика содержания ФЭМП у дошкольников.

Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания предматематической подготовки детей.

Характеристика различных форм организации процесса предматематической подготовки дошкольников.

Математические суждения, предложения. Индуктивные и дедуктивные выводы.

Понятие множества и элемента множества. Операции над множествами. Отношения.

История развития понятия числа и деятельности счета.

Геометрические фигуры, их виды.

Величина как математическое понятие. Виды и измерение величин.

Пространство и его свойства.

Формирование у детей логических приемов умственных действий.

Формирование и развитие конструктивного мышления дошкольников.

Генезис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы.

Современные методические подходы к формированию у дошкольников представлений о множестве.

Формирование и развитие у дошкольников представлений о числе, натуральном ряде чисел. Знакомство с цифрами.

Методика знакомства детей с составом числа.

Обучение детей делению целого предмета на равные части.

Современные методические подходы к обучению дошкольников счету.

Формирование у старших дошкольников вычислительных действий.

Методика обучения детей решению арифметических задач.

Особенности восприятия и познания величин детьми раннего и дошкольного возраста.

Методические подходы к формированию у дошкольников представлений об относительных величинах и способах их сравнения.

Формирование у дошкольников представлений о массе и способах ее измерения.

Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки.

Формирование у старших дошкольников простых функциональных зависимостей в процессе измерительной деятельности.

Знакомство детей с группировкой, классификацией и сериацией предметов.

Составитель: В.С. Черногребель, преподаватель кафедры

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры 14 мая 2011 г. (протокол № 10)


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Белошистая, А. В. Развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. — М. 2004.

Будько, Т. С.Развитие математических представлений у дошкольников / Т.С.Будько. — Минск,1998.

Грибанова, Г. И. Математика дошкольников / Г.П. Грибанова [и др.]. — Киев,1986.

Жытко, І. У. Гуляем, навучаем, развіваем, ці знаёмім дзяцей з матэматыкай. / І.У.Жытко [і інш.]. — Мн. 1997.

Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. / А.М. Леушина. — М. 1974.

Логика и математика для дошкольников / Сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. — СПб. 1996.

Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Сост. В. В. Данилова. — М.,1987.

Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. — М. 1982.

Стойлова, Л. П. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников: Курс лекций / Л. П. Стойлова, Н. И. Фрейлах. — М.,1998.

Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева. — М. 1980.

Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л.Непомнящая. — СПб. 1994.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. — М. 1988.

Альтхауз, Д. Цвет-форма-количество / Д. Альтхауз, Э.Дум. — М. 1984.

Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. — М.,1974.

Березина, Р. Л. Обучение дошкольников элементам измерительной деятельности / Р. Л. Березина, Р. Л. Непомнящая. — Пермь, 1983.

Белоус, Н. Г. Особенности формирования представлений о массе предметов (тяжести) у детей дошкольного возраста / Н. Г. Белоус. — Ленинград, 1976.

Васильева, Т. Г. Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей 5—7 лет с формой и величиной предметов / Т. Г. Васильева. — М. 1993.

Венгер, Л. А. Об использовании детьми дошкольного возраста сериационного ряда величин при выборе объекта для образца / Л. А. Венгер. — М. 1988.

Галабова, Д. «Предматематика»: от теории к практике / Д. Галабова. // Пралеска. — 2000. — №12. — С. 18—19.

Гнеденко, Б. В. Математика в современном мире / Б. В. Гнеденко. — М. 1980.

Грин, Р. Введение в мир числа. / Р. Грин, В. Лаксон. — М. 1982.

Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников. / Е.И. Ерофеева [и др.]. — М. 1992.

Житко, И.В. Математический калейдоскоп / И. В. Житко. — Минск, 2007.

Житомирский, В. Г. Математическая азбука. / В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. — М. 1984.

Корнеева, Г.А. К проблеме генезиса понятия числа у детей дошкольного возраста. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. — М. 1972.

Корнеева, Г. А. Формирование у детей дошкольного возраста понятия о величине предмета и способах ее измерения / Корнеева Г. А. — М. 1984.

Математика от трех до шести / Сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. — СПб, 1995.

Михайлова, З.А. Игровые задачи для дошкольников. / Сост. З.А. Михайлова. — СПб. 1999.

Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. — СПб, 1996.

Непомнящая, Н. И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале занятий по математике) / Н. И. Непомнящая. — М. 1983.

Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б. П. Никитин. — М. 1990.

Петерсон, Л. Г. Раз — ступенька, два — ступенька / Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина. — М. 1999.

Роговская, Е. Б. Формирование представлений о числе и величине у детей дошкольного возраста в процессе моделирования / Е. Б. Роговская. — М. 1986.

Сербина, Е. В. Математика для малышей. / Е. В. Сербина. — М. 1992.

Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. / А. А. Смоленцева. — М. 1987.

Соловьева, Е. В. Математика и логика для дошкольников / Е. В. Соловьева. — М. 2001.

Copyright © 2002-2016 По всем вопросам обращаться на эту почту: admin@edportal.net

Обобщающие временные термины (сутки, год, неделя) и относительные временные наречия (вчера – сегодня – завтра) целесообразно пояснять детям в 5 – 6 лет, а не в более раннем возрасте, как это предлагается в «Радуге» и «Пралеске».

В соответствии с некоторыми программами, предлагается знакомить детей с такими общепринятыми единицами измерения времени как час, минута, секунда. Однако, для дошкольников пока важно только количество единиц измерения, а не их величина и они еще не понимают, что больше: 5 минут или 10 секунд.

6 СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ФЭМП) У ДЕТЕЙ 3 - 6 ЛЕТ

Литература: [2, 6, 7, 14, 26, 27, 32, 36]

6.1 Общая характеристика содержания ФЭМП

Содержание предматематической подготовки детей дошкольного возраста определяется их практическими потребностями и необходимым уровнем готовности к школе.

Какая задача должна ставиться в той или иной группе, следует из возрастных особенностей восприятия ребенком математических представлений.

Представления о величине

Представления об «один» и «много»;
Сравнение двух групп предметов по количеству.

Выделение конкретных протяженностей, обозначение их правильными словами;
Сравнение двух предметов по конкретной протяженности.

Знакомство со свойствами следующих геометрических фигур: круг, квадрат, шар, куб. Различение этих фигур по образцу и по названию.

Различение правой и левой стороны тела.
Определение положения предметов в пространстве относительно себя

Различение частей суток и времен года по деятельности детей и природным явлениям.

Обучение счету в пределах 5.
Знакомство с цифрами и порядковым счетом.

Сравнение двух величин с помощью условной мерки-посредника.
Построение упорядоченных по величине рядов.

Знакомство со свойствами следующих фигур: прямоугольник, цилиндр, конус, овал;
понимание независимости формы от других признаков.

Формирование умения двигаться в заданном направлении.
Ориентировка в двухмерном пространстве.

Представления о последовательности частей суток и времен года.

Обучение счету в пределах 10.
Понимание отношения между числами.
Понимание независимости числа от других признаков

Сравнение и измерение величин с помощью условной мерки как единицы измерения.

Знакомство со свойствами следующих фигур: трапеция, ромб, пирамида, овалоид, призма (4-угольная, 3-угольная).
Представления об элементах фигур и понятии «прямой угол».
Обобщение понятия «форма».

Формирование умения ориентироваться относительно других объектов.
Ориентировка на плоскости.

Знакомство с названиями и последовательностью дней недели, месяцев.
Формирование представлений об обобщенных единицах измерения времени «сутки», «неделя», «год».

Тема 1: Исторический обзор и современное состояние теории и методики математического развития детей дошкольного возраста 2

1. Содержание и сущностные характеристики каждого этапа развития методики 2

2. Доказать правомерность современных взглядов на развитие математических способностей у детей идеями из истории педагогики 4

3. Установить связи и зависимости, некоторые общие закономерности в историческом процессе становления теории и методики развития математических представлений в дошкольном возрасте 6

Тема 3. Познание свойств и отношений детьми дошкольного возраста 8

1. Представление о развитии чувственного опыта как основы освоения свойств и отношений 8

2. а) основные закономерности развития чувственно и логической форм познания (на математическом содержании) 10

2. б) особенности освоения детьми раннего и дошкольного возраста свойств и отношений (на примере массы, формы, размера), способов их сравнения и оценки 12

3. Содержание педагогического процесса, направленного на обогащение опыта познания свойств и отношений (формы, размера, массы); специфику современных средств, методов, форм организации данного процесса 13

4. Проанализировать подходы к процессу освоения дошкольниками свойств и отношений как начало и условие познания простых математических зависимостей 15

5. а) взаимосвязи между целями, содержанием и технологиями освоения детьми свойств и отношений 16

5. б) конструирование методов и форм работы с дошкольниками 18

5. в) выделить и аргументировать взгляд на пункт А и Б, критически его оценить 20

Понятие развитие математических способностей является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, размере, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка житейских и научных понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании картины мира ребенка.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника и развитие связной речи.

Основные этапы становления методики математического развития детей дошкольного возраста имеют следующие характеристики:

1 этап. Эмпирическое развитие методики. Выдвижение и обоснование идей математического развития:

передовыми отечественными и зарубежными педагогами (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский и др.);

представителями классической системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель).

Математическое развитие дошкольников средствами веселой , занимательной математики (вторая половина XIX - начало XX в.).

Методика предматематической подготовки детей к обучению в школе, в современном ее виде, формировалась длительное время. Вопросы математического развития детей дошкольного возраста корнями уходят в классическую и народную педагогику. Предшественником методик математического развития как науки было устное народное творчество. Различные считалки, загадки, пословицы, потемки были хорошим материалом в обучении детей счету, позволяли сформировать представление у ребенка о понятиях числа, размера, формы, пространстве и времени.

2 этап. Начальный этап становления теории и методики математического развития дошкольников. Определение содержания, методов и приемов работы с детьми, дидактических материалов и игр в зависимости от педагогических взглядов и идей Е.И. Тихеевой, Я.В. Глаголевой, Ф.Н. Блехер.

Естественное математическое развитие ребенка в детском саду и семье по методу Е.И. Тихеевой. Характеристика 60 игр - занятий, разработанных ею. Создание развивающей среды как условия полноценного математического развития. Разнообразие разработанных Я.В. Глаголевой методов обучения детей сравнению величин.

Дидактические игры, игровые занимательные упражнения - основной путь математического развития детей по методике, разработанной Ф.Н. Блехер. Влияние фундаментальных исследований в области психологии и педагогики на становление теории и методики (К.Ф. Лебединцев, Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк и др.).

Методическое пособие издаваемое в России в дореволюционный период адресовались одновременно семье и детскому саду. Цель их состояла в ознакомлении родителей и воспитателей с содержанием обучения математики. Методика математического развития, постоянно обогащаясь и совершенствуясь за счет новых научных исследований в данной области и передового педагогического опыта.

3 этап. Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений, разработанная А.М. Леушиной (50-60-е гг.). Начиная с 40-х годов XX века разрабатывала вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование.

Теоретическая и методическая концепция формирования количественных представлений в дошкольном возрасте, определение объема знаний и умений в области познания множеств и чисел детьми 2-7 лет.

Современное состояние и перспективы развития методики обучения элементам математики детей дошкольного возраста. В 60-70 гг. исследования, проведенные Т.А. Мусейибовой, Т.В. Тарунтаевой, В.В.Даниловой, Н.И.Непомнящей и др. позволили определить объем и содержание обучения математике в д/с. Психолого-педагогические исследования Н.Н. Подъякова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Л.А. Венгера обосновали умственные возможности детей в процессе обучения. В современных исследованиях В.В.Давыдова, В.В Даниловой, А.Я.Савченко, Н.И. Непомнящей, Г.А.Корнеева подчеркивается необходимость обучать детей обобщенным приемам и способам действий.

Скачивание файла! Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.

Просмотров. 258 | Добавил. Иван44 | Рейтинг. 0.0 / 0

Источники: http://edportal.net/referaty/raznoe/638816/, http://pedlib.ru/Books/6/0257/6_0257-80.shtml, http://ivan904.my1.ru/news/skachat_teorii_i_tekhnologii_matematicheskogo_razvitija_detej_doshkolnogo_vozrasta76_besplatno/2014-09-24-2705

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Особенности творческого развития ребенка старшего дошкольного возраста

Особенности развития творческого воображения старших дошкольников Воображение неотделимо далее...

Ребенок ночью кашляет от соплей

Дочери 1,9 года. Идет 4 день соплей, далее...

Психолого педагогическая характеристика дошкольников с умственной отсталостью

Психология Психолого-педагогическая характеристика детей с далее...

Ребенку 4 месяца текут сопли

Как и чем лечить насморк у ребенка Бегут далее...

Можно сделать ребенком 3 года

Геморрой у детей 3-х лет Геморрой – далее...

После кормления ребенка понос

Понос после каждого приема пищи: причины и методы лечения #8801; далее...

Рыба ребенка 1 год какая

Какую рыбу можно давать ребенку Ваш малыш уже немного далее...

Популярные статьи

x