Главная » Ребенок дошкольник

Характеристика трудовой деятельности дошкольника

ГЛАВА 5. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

Трудовая деятельность человека направлена на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно полезного продукта. Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте. Мотивы труда имеют общественный характер. Эта деятельность осуществляется с помощью особых предметов - орудий труда. Поэтому успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями с орудиями, имеет ли практические умения и навыки. Эффективность труда обеспечивается постановкой его цели, планированием последовательности действий. В процессе труда человек регулирует и контролирует его ход, сличая полученный результат с предполагаемым, прилагает волевые усилия, преодолевая трудности для достижения намеченного.

§ 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве

В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малыш видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. А результат его труда малыш ощущает на самом себе: мама сварила обед - хорошо вкусно поесть; постирала белье - приятно надеть чистое платье. Ребенка привлекают дела взрослых, поэтому он настойчиво требует, чтобы ему позволили мыть посуду, стирать платочки. Подчеркнем, что смысл трудовых действий, их назначение еще не всегда понятны ребенку. А эмоциональное желание действовать вместе со взрослым выражено гораздо сильнее, чем объективная полезность результата. Качество труда малыша зачастую остается низким. Главное состоит в том, что ребенок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудолюбия и уважения к любому труду взрослых.

Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Орудийность является главной характеристикой труда. Поэтому освоение орудийных действий - важнейшая предпосылка становления трудовой деятельности. Подчеркнем, что малыша привлекает процесс использования орудия. Как правило, он не выделяет результата своих усилий и поэтому часто не доводит начатое дело до конца. Установка на качество результата у него отсутствует. Цель оперирования с орудиями труда скрыта в самих действиях: не подмести пол, а мести его; не вымыть посуду, а мыть ее.

Формы трудовой деятельности с дошкольниками

Дата публикации: 2012-08-23 | Просмотров: 5700 | Автор: Ольга Богданова

Трудовая деятельность с детьми дошкольниками.

Дети дошкольного возраста с удовольствием трудятся. Даже самые маленькие дошколята умеют трудиться, не понимая смыслового значения своих действий. Они просто играют, выполняя в игре имитацию работы - домашний труд, выполнение профессиональных действий и т.д.

Но бывает и такое, когда малыши сами проявляют потребность выполнить какие – либо трудовые действия самостоятельно, без просьбы взрослого, просто, понимая, что это нужно сделать. Проговаривая и объясняя мотив своих действий.

Миша взял швабру в руки и протер пол, после того, как дети помыли руки, со словами: Мокро и скользко, кто - нибудь. вдруг упадёт! .Мальчику 5 лет, средняя группа.

Не мешайте малышам трудиться, даже если результат такой деятельности минимален. Важен порыв, желание, проявление потребности. Если взрослый в момент труда скажет ребёнку: Не трогай, ты испачкаешься, или ты не так делаешь, это нельзя делать маленьким детям . Да, конечно, если ребёнок проявил желание погладить утюгом, зажечь плиту, починить розетку – в такой ситуации необходимо объяснить правила безопасности, но если малыш взял швабру и пытается убрать мусор после того, как нарезал бумажек, наклеил аппликацию – тут ему мешать нельзя!

Важна оценка труда, похвала, которая станет хорошим закреплением понимания необходимости его действий!

Ведь запретив однажды – можно посеять зерно лени и в следующий раз – нарезав бумажек, у ребенка может не возникнуть потребности убрать за собой.

Сформированные в детстве потребности, умения и навыки труда помогут в дальнейшем хорошо учиться, толково организовать рабочее место, стать организатором.

В таблице представлена характеристика овладения дошкольниками начальными формами трудовой деятельности. Обращается внимание, что трудовая деятельность дошкольника формируется в процессе всех видов деятельности, а именно в игровой, продуктивной и учебной, которые находятся в тесной взаимосвязи. Каждая деятельность, в свою очередь, преимущественно формирует определенные элементы трудовой деятельности. А именно, в игре ребенок учиться воспроизводить труд взрослых и их взаимоотношения в процессе труда. Приобретает представления о необходимости труда, его общественно значимости и коллективном его характере.

Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование способствует формированию умения ставить цель, затрачивать определенные усилия, получать соответствующие результаты, которые должны сверяться с заранее поставленной целью.

В процессе учебной деятельности у ребенка формируется понимание общественной значимости труда, а также умение планировать деятельность и достигать в ней результаты. В процессе учебной деятельности происходит ознакомление с трудом взрослых, чему способствуют рассказы, экскурсии, беседы, чтение книг и рассматривание иллюстраций. В целом трудовая деятельности дошкольника имеет свои особенности.

А именно: ее тесная связь с игрой; она не имеет общественно значимого результата, а служит средством для развития личности ребенка.

ОВЛАДЕНИЕ НАЧАЛЬНЫМИ ФОРМАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Овладение начальными элементами трудовых действий способствуют правильному психическому развитию ребёнка.

Потребность трудиться - надо воспитывать. Пусть ребенок произнесет: Я хочу , прежде, чем услышит: Ты должен . Работа разная, какая-то хорошо удается, какая-то — нет. Поэтому надо отдать ребенку ту часть работы, которую он предпочитает. Должно быть удовлетворение потребности. Но часто необходимо лавировать между хочется и надо .

Для трудовой деятельности нужна организация детей, которая различается в зависимости от возраста и от уровня развития трудовых умений и содержания трудовых заданий.

Для того, чтобы трудовая деятельность оказывала необходимое влияние на развитие личности дошкольника, необходима соответствующая организация труда и руководство им со стороны взрослого. Взрослый формирует мотивы работы (придает ей смысл), обучает способам работы, формирует соответствующие навыки и умения, обучает планированию и согласования действий в процессе труда.

Овладение начальными элементами трудовых действий способствует правильному психическому развитию ребенка и подготовки его к школьному обучению.

Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.

Виды детского труда и формы его организации в дошкольном возрасте

Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.

Призывы к долгу, обязанности — пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.

Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида физического труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный (или труд в природе) и ручной. Эти виды труда не только доступны, но и привлекательны, значимы для дошкольников, не требуют создания особых условий, могут иметь место в любой семье, каждом детском саду. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.

Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

Хозяйственно-бытовой труд имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

Сельскохозяйственный труд (или труд в природе) направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными.

К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы, которая отнесена нами к хозяйственно-бытовому труду, так как направлена на удовлетворение потребностей больше людей, чем объектов природы. назначению он приближается к производительному труду, так как имеет овеществленный результат.

Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т. д.

К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда — во всех возрастных группах.

В практической деятельности некоторые виды труда совмещаются. Так, уборка на участке листьев, снега, расчистка дорожек осуществляется одновременно с трудом по уходу за растениями — укрыванием деревьев и кустов снегом, перекапыванием почвы вокруг них, побелкой стволов. Уборка группы совмещается с созданием благоприятных условий жизни растениям и животным. Ремонт книг, игрушек может быть связан с убор-кой в книжном и игровом уголках.

Чтобы удовлетворить желание и интерес детей, используются разные не только виды, но и формы организации труда. Они во многом определяют поведение ребенка, так как он часто включается в работу только потому, что будет трудиться вместе с воспитателем или детьми.

Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. Во-первых, по количеству участвующих выделяются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (групповые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. Во-вторых, по степени самостоятельности — формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

Однако существует еще один признак, по которому можно классифицировать формы организации детского труда, — его обязательность. Именно это отличает труд от других видов деятельности. С данной точки зрения выделяются формы организации свободного (необязательного) труда (совместный с воспитателем труд, эпизодические поручения) и формы организации обязательного труда (дежурства, постоянные поручения и коллективный труд со сверстниками).

Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При небольшом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обязанности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом — коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необязательному) труду, который фактически не отличается от продуктивной деятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших группах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизодически используются поручения, которые тоже не носят обязательного характера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя.

Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства — по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы, вводится дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, в которых дети могут проявить самостоятельность.

Виды детского труда и формы его организации в дошкольном возрасте

Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом. Призывы к долгу, обязанности — пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, [ ]

  • Источники: http://pedlib.ru/Books/4/0387/4_0387-44.shtml, http://prodetsad.spb.ru/navyki-i-umenija/formyi_trudovoy_deyatelnosti_s_doshkolnikami.html, http://vscolu.ru/articles/vidy-detskogo-truda-i-formy-ego-organizacii-v-doshkolnom-vozraste.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения





    Избранные статьи

    Мопед для детей 12 лет

    Детские мопеды и скутеры для детей купить в далее...

    Увлечь ребенка 12 лет

    Обсуждения Чем занять ребёнка 8-12 летЧем увлечь девочку далее...

    Игры страшилки детей 6 лет

    Игры «Страшные игры», играть онлайн далее...

    Сколько весит ребенок в 3 года

    Вес и рост ребенка по месяцам от далее...

    Формирование речи ребенка через игру

    Развитие речи ребенка 2 года Развитие речи далее...

    Ребенку 10 месяцев рвота понос температура

    У ребенка рвота и понос без далее...

    Зарядка для 3 летнего ребенка

    Гимнастические упражнения для детей далее...

    Популярные статьи