Главная » Ребенок дошкольник

Характеристика волевых качеств дошкольника

Консультации для воспитателей.

Воспитание нравственно-волевых качеств дошкольников .

Автор: Турченко Людмила Михайловна. воспитатель второй квалификационной категории МДОУ – Центра развития ребенка – N 22 Клеверок Московской области, Луховицкого района, п. Красная Пойма.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеки последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. В беседах с родителями мы замечаем, что взрослых волнуют проблемы подготовки детей к школе, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, родители не придают большого значения. Поэтому нам необходимо разъяснять родителям детей дошкольного возраста важность своевременного воспитания нравственно-волевых качеств, вооружать их педагогическими знаниями и методами.
Скоро ваши дети пойдут в школу. Каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок как можно лучше был бы подготовлен к школе. Не забывайте о том, что ограничиться только подготовкой детей к обучению грамоте и математике недостаточно. Не менее важно воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях, но и в других видах деятельности. Способность к волевому напряжению создается путем постоянного упражнения. Эффективным средством воспитания воли является хозяйственно-бытовой труд. Потребность в нем возникает в детском саду и дома, его жизненная необходимость понятна ребенку. Для участия в нем дети должны овладеть определенными умениями, навыками обращения с орудиями труда, должны понимать его цель, планировать и контролировать свои действия, прилагать усилия. Таким образом, этот труд воспитывает качества, необходимые ребенку в любой деятельности, в том числе и учебной. Что может делать ребенок 6-7 лет по самообслуживанию и в помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде?
Ребенок старшего возраста может: участвовать в уборке квартиры, мыть и протирать игрушки, стирать кукольное белье, свои носки, гладить мелкие вещи, помогать взрослым в приготовлении еды, помогать накрывать на стол и убирать со стола, мыть чайную посуду. Старший дошкольник может научиться застилать свою постель, и это станет его постоянной обязанностью. Он может ухаживать за своей одеждой и обувью. При систематической работе ребенок быстро овладевает необходимыми для выполнения данного труда умениями. Бытовой труд довольно однообразен. Поэтому многие дети, вначале охотно занимавшиеся этим трудом, вскоре утрачивают к нему интерес. Иногда родители утверждают, что их дети с удовольствием подметают пол. Однако выясняется, что делают они это не систематически, а когда им хочется это делать. Но если подметание пола станет его постоянной обязанностью, то далеко не каждый ребенок будет столь же охотно без напоминаний выполнять ее. А если ребенок помнит о своих обязанностях, старательно доводит дело до конца, то можно сказать, что у него есть чувство ответственности, что он может проявлять настойчивость. Существенным в характеристике волевых действий ребенка является их мотив: почему он проявляет настойчивость, что побуждает его выполнить работу? Мотивы могут быть различными: и общественно направленными и эгоистическими.
Как же следует организовывать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности?
Прежде всего, вы взрослые, должны определять, какие обязанности по дому будет выполнять ваш ребенок. Если раньше у него не было обязанностей, то надо вводить их постепенно. На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребенком. Затем можно выделить ему часть общей работы для самостоятельного выполнения. Необходимо учитывать особенности его нервной системы и физические возможности. Давая поручения ребенку, разъясните ему цель предстоящей работы. Родители нередко допускают ошибку: дав задание, не указывают конечный результат его. Это затрудняет возможность самоконтроля и оценку результатов, снижает у детей целенаправленность действий и чувство ответственности. Необходим систематический контроль взрослых за деятельностью ребенка, даже если тот уже неплохо владеет трудовыми навыками. Контроль взрослых влияет на характер действий ребенка, предупреждает ошибки. К преодолению трудностей побуждает ребенка одобрение родителей, выражение им радости по поводу его успехов, похвала, проявление доверия, поддержка в случае неудачи, оказание необходимой помощи, напоминание о том, как он хорошо справился с трудностями. Но слишком захваливать ребенка нельзя. Воспитанию ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что ему не удалось и почему.
Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.

Развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста

В этом разделе выложены некоторые учебные материалы (книги, учебники, монографии, пособия, методические указания, сборники научных статей, статьи), которые используют специалисты нашего портала при написании дипломных, курсовых и контрольных работ для студентов. Данные учебные материалы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИМ. З.Т. ШАРАФУТДИНОВА

Курсовая работа
«Развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
студентка гр. 1113
Саматова Г.И.

Научный руководитель
к.п.н. ст. преподаватель
Е.В. Коновалова

Набережные Челны
2012
Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития волевых качеств дошкольников.5
1.1. Структура и общая характеристика волевых качеств..5
1.2 Особенности развития волевых качеств старших дошкольников..10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию волевых качеств старших дошкольников. 18
2.1. Выявление особенностей развития волевых качеств старших дошкольников18
2.2. Система работы по формированию волевых качеств старших дошкольников через игру.23
2.3. Анализ полученных результатов работы. 27
Заключение31
Библиография. 33
Приложение
Введение

Дошкольное детство чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста.
Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, как показывают исследования психологов и педагогов, начинать работу по формированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника в игре.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому педагоги и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.
Исследования особенностей формирования и развития волевой сферы у дошкольников необходимы для создания более эффективной воспитывающей и обучающей среды. В педагогической психологии, психологии личности, возрастной и дифференциальной психологии общим проблемам воли и волевой регуляции дошкольников посвящены работы Божович Л.И. Выготского Л.С. Давыдова В.В. Коломинского Я.Л. Иванникова В.А. Ильина Е.П. Рубинштейна С.Л. Смирновой Е.О.
Необходимость изучения влияния образовательных технологий на волевую сферу дошкольника имеет важное значение для определения трудностей в подготовке к школе, связанных с неусидчивостью, отсутствием выдержки и настойчивости, а также для определения действенности систем воспитания и обучения в общем развитии дошкольника. Дошкольный возраст, как известно, является одним из первоначальных и важных этапов формирования и развития психических функций ребенка, в том числе и для формирования и развития волевой регуляции поведения и деятельности.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловливается значимостью дошкольного возраста, который является важным этапом в формировании и развитии волевой сферы личности.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Предмет исследования: проявление воли у старших дошкольников.
Цель исследования: изучение и формирование волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: эффективность развития волевых качеств старших дошкольников может быть обеспечена, если:
учитывать возрастные особенности развития волевых качеств детей дошкольного возраста;
- использовать игры в различных видах деятельности детей, способствующие развитию их волевых качеств.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы развития волевых качеств дошкольников;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию волевых качеств старших дошкольников;
- проанализировать полученные результаты работы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития волевых качеств дошкольников

Развитие нравственно волевых качеств дошкольников посредством игр

Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

В старшем дошкольном возрасте особое значение уделяется на нравственные и воспитательные основы при ознакомлении детей с природой, ставится задача постепенного подведения детей к осознанию причинных, временных связей между явлениями природы. Например, между созданными условиями и ростом растений, развитием и меняющимися потребностями живых организмов, трудом человека и получением на его основе определённых результатов.

В старшей и подготовительной группе, дошкольники приобщаются к посильному участию в охране окружающей среды, дети начинают осознанно понимать способы рационального природопользования и роли человеческого фактора в экологической нише.

Освоение знаний о жизни растений и животных, развитие соответствующих трудовых умений и навыков по уходу за ними, будет способствовать не только умственному развитию детей, но и воспитанию правильного отношения к природе родного города, края.

При ознакомлении детей с природой, основным стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь природы в целом, используя для этого сезонные изменения и труд в разные периоды года. Это даёт возможность формировать у дошкольников познавательную деятельность, обуславливает представления об экологических основах, поможет детям наблюдать явления природы в развитии, сравнении и тем самым обеспечить более глубокое их понимание.

Практические трудовые поручения и активная деятельность помогают устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе законов природы, а потому повышают интерес к получаемым детьми знаниям, вызывают у малышей стремление осваивать всё новые умения и навыки и желание применять их в разных видах деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста воспитывается

деятельная любовь к природе, которая выражается в наличии активного интереса, а также желание применять их при уходе за растениями и домашними животными, элементарном труде в природе.

В семье всегда легче включить ребёнка в полезную для других работу. Такой труд, на благо всей семьи, требует особой заинтересованности ребёнка результатом, родители должны объяснить необходимость и значение выполняемой им работы, например: «Если не полить цветы – они завянут». Поливка комнатных растений эта не простая работа. Правильное её выполнение требует от детей определённых знаний. Взрослые члены семьи должны помочь детям в объяснении, какой цветок необходимо поливать реже, к таким относятся: (кактус, амариллис, фиалка) и какое комнатное растение требует более тщательной поливки (традесканция, бальзамин, бегония, роза) .

Для того чтобы все члены семьи серьёзно относились к труду детей, чтобы в семье была создана трудовая атмосфера важно постоянно привлекать их к труду, давать интересные посильные поручения. Если же всё участие детей в труде взрослых заключается в выполнении требований: подай, сбегай, принеси, подержи, - то это со временем только отобьёт охоту трудиться.

Готовя детей в дальнейшем к обучению в школе, важно научить их ответственно относиться к порученному делу. Для этого надо давать ребёнку задания, которые должны быть выполнены не только сейчас, но и через некоторое время (вечером или даже на следующий день). Тогда дошкольники постепенно привыкнут помнить данные взрослыми задания, относиться ответственно и самостоятельно к их выполнению.

Природа привлекает детей красотой, разнообразием, возможностью активно в ней трудиться. Но внимание ребёнка неустойчиво, опыт активной деятельности незначителен, многое проходит мимо его сознания.

Дома по возможности, родители должны организовать посильный труд детей в цветнике, на огороде, по уходу за комнатными растениями, домашними животными и рыбками в аквариуме.

Примером в этом должно быть непосредственно поведение самих родителей: нельзя на глазах у малышей, например, выгнать из дома котёнка или оставить на зиму в пустой даче собаку, с корнем вырывать цветы для огромного букета.

Рассказывая своим детям о пользе ухода за животными, нужно в то же время познакомить их с элементарными гигиеническими правилами: животное должно быть знакомо ребёнку, после игры, ухода за ним необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Обязанности ребёнка по обслуживанию животного должны быть строго определены, и их выполнение необходимо контролировать со стороны взрослых.

Совместная работа дошкольников и родителей очень важна. Изготовление поделок, разнообразных украшений, игрушек из природного материала, сближает всех членов семьи. Формирует эстетический вкус, навыки трудовой деятельности, развивает руку и глазомер ребёнка.

Если во время совместных прогулок, родители будут обращать внимание детей на красоту природы, разнообразие её форм и красок, то эстетическое переживание, вызванное этими наблюдениями, рассказы взрослых о том, как человек преобразует и охраняет окружающий мир, личный пример взрослых, создадут благоприятные условия для формирования трудовых и нравственных качеств ребёнка.

Дошкольников всегда радует результат работы, нужно похвалить ребёнка за выполненное поручение, Родители должны оценить его труд и желание сделать что – то для других. Ни с чем не сравнимо чувство удовлетворения, которое испытывает ребёнок, когда ему удаётся выполнить трудовую задачу. Однако взрослым не следует переоценивать возможности ребёнка: неудача подавляет, разочаровывает, гасит в них инициативу и желание самостоятельно добиваться чего – либо.

Положительный результат, напротив, создаёт стремление к преодолению трудностей. Наоборот, там, где дети получают всё в готовом виде, когда за них всё делают и решают взрослые, рождается леность мысли и действия.

В дальнейшем обучении в школе, такие дети плохо учатся, даже не попробовав своих сил, отказываются от самостоятельной работы на уроке.

Закрепление знаний ребёнка о природном окружении, умение делать обобщения, умозаключения, выводы при наблюдении окружающей жизни в соответствии с нравственными нормами происходит в активной практической деятельности. Об этом должны знать родители.

От того, как будет организована деятельность дошкольников, как взрослые будут ею руководить, во многом зависит уровень подготовки к обучению в школе.

АНКЕТА

для родителей на тему:

«Природа вокруг нас»

Источники: http://www.moi-detsad.ru/konsultac691.html, http://aleksejev.ru/materials/1259/23390/%3Fp%3D1, http://raguda.ru/ns/razvitie-nravstvenno-volevyh-kachestv-doshkolnikov.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Познавательное детям 10 лет

После рождения ребенка перед молодыми родителями почти сразу далее...

Игры загадки детей 7 лет

Загадки и ребусы Отгадывать загадки, расшифровывать ребусы и шарады любят далее...

Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста

Дидактический материал к подгрупповым логопедическим далее...

Куда поехать отдыхать с 2 летним ребенком

Вопрос o Крыме Сама предпочитаюИскрув Песчаном. далее...

Ребенка появились красные пятна телу

Скрытые и явные причины, вызывающие появление красных далее...

Спорт 3 летнего ребенка

В какую спортивную секцию отдать ребенка: выбираем спортивные далее...

Ребенок 3 года развитие что должен уметь

Что должен уметь ребенок в далее...

Популярные статьи

x