Главная » Ребенок дошкольник

Общая характеристика игры дошкольника

Психологическая сущность игры дошкольника

Подобные документы

Происхождение, сущность игры как психологического феномена. Анализ и оценка влияния игры на психическое и личностное развитие ребенка. Характеристика игровой деятельности. Особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии.

курсовая работа, добавлен 30.07

Формирование игровой деятельности дошкольника как психолого-педагогическая проблема. Значение игры для всестороннего развития личности дошкольника. Этапы формирования игровой деятельности детей. Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей.

реферат, добавлен 14.10

Общие характеристики игры. Определение игры, ее сущность и особенности. Классификация и виды игр. Развитие личности ребенка под влиянием игры. Влияние игры на развитие и формирование личности и воли ребенка. Игра и эмоциональное развитие детей.

курсовая работа, добавлен 22.04

Сущность, предназначение и особенности игры в деятельности дошкольников. Характеристика и влияние игры на формирование и развитие личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Основы игровой деятельности в исследованиях учёных.

контрольная работа, добавлен 21.06

Ролевая игра как школа произвольного поведения. Значение игры для развития интенсивного формирования психических качеств и особенности личности. Влияние игры на умственное развитие дошкольника. Социальная природа ролевой игры согласно концепции Эльконина.

реферат, добавлен 17.03

Игра-ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста, ее социальная сущность. Происхождение, содержание. Структура сюжетно-ролевой игры, ее развитие. Уровни развития игры у дошкольников. Виды игровой деятельности. Дошкольные виды деятельности.

реферат, добавлен 24.09

Понятие и сущность игры, ее историческое развитие. Значение игры для формирования личности. Виды и группы игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. Структура игры и уровни развития. Характеристика и функции игр дошкольников.

контрольная работа, добавлен 10.06

Игра: общая характеристика, понятие и виды. Игра как важнейший фактор и средство воспитания дошкольника. Субъективное и объективное значение игры. Мотивы игровой деятельности. Искусство игры как важнейшая часть жизненной стратегии человека и общества.

реферат, добавлен 28.11

Значение игровой деятельности для психического развития детей дошкольного возраста. Структурные компоненты сюжетно–ролевой игры. Сущность критериев и особенности оценки игрушки. Характеристика уровней развития игровой деятельности у дошкольников.

реферат, добавлен 03.05

Анализ игры, как основной формы развития личности ребенка. Характеристика теорий происхождения и сути игры. Особенности этапов развития игровой деятельности ребенка. Подбор методик и эмпирическое исследование уровня развития игровой деятельности ребенка.

курсовая работа, добавлен 19.03

Происхождение, возникновение и сущность игры, ее влияние на психическое и личностное развитие ребенка. Классификация игр: сюжетно–ролевые, театрализованные, творческие, дидактические и музыкально–дидактические. Игрушка и ее значение в игровом процессе.

курсовая работа, добавлен 28.09

Теория происхождения игры. Методика исследования уровня развития игровой деятельности ребенка и анализ полученных данных. Игра как механизм психического развития ребенка, ее функции и роль. Виды игрушки и раскрытие условий возникновения форм игры.

курсовая работа, добавлен 03.12

Возникновение игры в ходе исторического развития общества и в результате изменения места ребенка в системе социальных отношений. Ее значение и место в практике дошкольных учреждений. Игра как ведущая деятельность у дошкольника и его главный воспитатель.

контрольная работа, добавлен 25.03

Понятие детской игры как одного из сложных теоретических вопросов. Основные причины возникновения детской игры. Анализ психологического значения игры. Рассмотрение психологических вопросов дошкольной игры. Влияние игры на произвольное поведение ребенка.

реферат, добавлен 24.08

Психическое развитие и деятельность. Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника. Игра и развитие речи ребенка. Ролевая игра в дошкольном возрасте. Работа педагога по формированию у детей игровой деятельности.

реферат, добавлен 14.12

Определение, характеристика игры как деятельности, этапы формирования. Игровая психотерапия, ее типы, виды и формы. Классификация методов игровой психотерапии. Игра и развитие познавательной деятельности и мотивационно-потребностной сферы ребенка.

шпаргалка, добавлен 22.04

Психологическая характеристика игровой деятельности и ее роль в формировании личности. Классификация игр: сюжетно–ролевые, театрализованные. Опытно-экспериментальная работа по эффективности использования игры как способа всестороннего развития детей.

курсовая работа, добавлен 04.11

Социальная ситуация развития. Игра, как основной вид деятельности, содержание игры. Особенности общения, восприятие сказки. Развитие психических функций. Развитие мотивов поведения, формирование самосознания. Условия развития эмоций и чувств дошкольника.

творческая работа, добавлен 05.02

Характеристика и принципы осуществления игры. Исследование ее сути в психологической практике и применение с целью развития индивидуальности дошкольника. Методы исследования эффективности игры в формировании личности детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 07.08

Исторические предпосылки возникновения игры. Характеристика основных видов игр. Сущность дидактических игр как средства обучения. Влияние игры на психическое развитие. Особенности использования игры и учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

контрольная работа, добавлен 04.12

Лекция 10. Социальная психология развития в дошкольном детстве

В результате изучения главы студент должен:

• основные этапы и детерминанты социального развития ребенка в дошкольном детстве;

• анализировать становление личности дошкольника в группе с точки зрения концепции восхождения к социальной зрелости А. В. Петровского;

• определять роль игровой деятельности в развитии ребенка на разных этапах дошкольного детства;

• анализировать социально-психологические аспекты взаимодействия и взаимоотношений ребенка со сверстниками;

• навыками оперирования основными понятиями социальной психологии развития дошкольников.

Общая характеристика возраста

Дошкольное детство, которое длится всего 4 года: с трех до семи лет, является бесценным с точки зрения развития человека. В нем происходят изменения, оказывающие влияние на всю последующую жизнь: складывается личность ребенка (А. Н. Леонтьев).

Этот достаточно короткий период привлекал внимание многих психологов и рассматривался с самых разных точек зрения.

Анализируя детство как социально-психологический феномен, А. В. Петровский отмечал, что характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована [1]. В связи с этим дошкольный возраст он называл детсадовским и относил его к эре восхождение к социальной зрелости . которая определяется достаточной стабильностью и одновременно нарастающей потребностью быть личностью . Ребенок обретает уникальные индивидуальные черты и формируется как социальная единица.

В возрастной периодизации развития личности, предложенной А. В. Петровским, эпоха детства, включающая в себя преддошкольный, дошкольный и младший школьный периоды, характеризуется относительным преобладанием адаптации над индивидуализацией. В это время начинается внутригрупповая жизнь индивида, где основные силы направляются на усвоение господствующих в конкретном сообществе норм и правил, на ознакомление со специфическими для группы ценностями, на овладение теми способами и средствами, которыми владеют другие партнеры по взаимодействию. На этой стадии доминирующей социальной потребностью является стремление быть как все , не отличаться от других, стать признанным членом сообщества. Однако объективно ребенок уже и на этой стадии может выступать как личность для других. Уже в дошкольном детстве внутри групповой деятельности зачастую складываются благоприятные условия для возникновения неоформаций личности, которых не было у данного индивида и которые привносятся группой.

Раскрывая динамику социально-личностного развития дошкольников, А. В. Петровский писал о присутствии в детсадовском детстве поэтапно всех трех социально-психологических фаз развития личности. Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают: адаптацию – усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими детьми; индивидуализацию – стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей, либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах – и в том, и в другом случаях при ориентировке на оценку не столько других детей, сколько родителей и воспитательницу; интеграцию – гармонизацию неосознаваемого дошкольником стремления обозначить своими действиями собственную неповторимость и готовность взрослых принять только то в нем, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения ребенку успешного перехода на новый этап общественного воспитания – в школу, и, следовательно, в третий период развития личности [1]. Таким образом, подход А. В. Петровского дает возможность раскрыть развитие личности дошкольника во всем многообразии ее социально-психологических связей, т.е. с точки зрения социальной психологии развития.

Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение дошкольного возраста через призму присвоения ребенком культурного опыта в специфической для каждого возраста социальной ситуации развития, определяющейся отношениями ребенка со взрослым (Л. С. Выготский) [3]. Социальная ситуация развития дошкольника характеризуется отделением ребенка от взрослого, его выходом за пределы семейных отношений и приобщением к широкому миру человеческой культуры.

К трем годам ребенку становится тесно в рамках семьи. Он стремится почувствовать себя взрослым, овладеть новыми более сложными отношениями, расширить круг общения. Развитие речи позволяет ребенку объяснять свои желания и замыслы. Теперь его понимают не только близкие взрослые, но и сверстники.

Однако притязания ребенка на позицию взрослого не находят отклика у окружающих и не соответствуют его реальным возможностям. Возникают противоречия между желаниями и возможностями ребенка, его самовосприятием и отношением к нему взрослых.

Противоречие социальной ситуации развития в современном обществе разрешается опосредованно, через игру, в которой малыш может почувствовать себя взрослым. В игре он ведет себя как взрослый, принимая на себя разные роли и модели поведения, подчиняется взрослым правилам и нормам. При этом игра позволяет оставаться внутри возможностей возраста. Преодолевая противоречия социальной ситуации, игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно она дает возможность ребенку сделать шаг в своем развитии через присвоение нового социального опыта.

Игра, прежде всего сюжетно-ролевая, является ведущей деятельностью дошкольного детства (А. Н. Леонтьев) [4]. Игровая деятельность задает и поддерживает основные отношения между ребенком и социумом. В ней он реализует свое неосуществимое в реальности желание жить и действовать в мире взрослых людей на равных. За счет игры в орбиту общения ребенка втягиваются сверстники, появляются не только референтные взрослые, но и референтные сверстники.

Игра определяет его познавательное, личностное и социальное развитие, позицию по отношению к миру, характер общения и отношения со сверстниками и взрослыми, формирует основные новообразования дошкольника. В рамках этой деятельности складывается опосредование и внутренний план действия, воображение и наглядно-образное мышление, соподчинение мотивов и произвольность. Кроме того, игра становится базой для возникновения продуктивных видов деятельности – изобразительной и конструктивной.

  • [1] Петровский А. В. Развитие личности в системе межличностных отношений.
  • [2] Петровский А. В. Развитие личности в системе межличностных отношений.
  • [3] Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М. Педагогика, 1982. Т. 2.
  • [4] Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М. Педагогика, 1983. Т. 2.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

« СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА». Общая характеристика игры дошкольника ИГРА – самоценная деятельность для дошкольника; ИГРА – деятельность не обязательная, не. - презентация

Презентация по предмету Дошкольные (подготовительная группа) на тему: « СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА». Общая характеристика игры дошкольника ИГРА – самоценная деятельность для дошкольника; ИГРА – деятельность не обязательная, не. . Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 Общая характеристика игры дошкольника ИГРА – самоценная деятельность для дошкольника; ИГРА – деятельность не обязательная, не связанная с достижением утилитарных целей; ИГРА – деятельность, доставляющая удовольствие.

3 МЕСТО И РОЛЬ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ «Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения» «Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира». С.А. Шмаков.

4 Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ ИГРА – средство развития личности; ИГРА – средство развития личности; ИГРА – средство общения; ИГРА – средство общения; ИГРА – форма организации детского общества; ИГРА – форма организации детского общества; ИГРА – способ обучения и самообучения; ИГРА – способ обучения и самообучения; ИГРА – средство коррекции развития ребёнка; ИГРА – средство коррекции развития ребёнка; ИГРА – диагностическое средство; ИГРА – диагностическое средство; ИГРА – психотерапевтическое средство. ИГРА – психотерапевтическое средство.

5 СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – КОРОЛЕВА ИГР развивает потенциальные возможности детей; развивает потенциальные возможности детей; имеет решающее значение для психического развития ребёнка; имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений; является формой моделирования ребёнком социальных отношений; обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр. обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.

6 ХАРАКТЕРИСТИКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ её суверенность; её суверенность; автономность; автономность; самостоятельность; самостоятельность; свобода; свобода; экспериментальность; экспериментальность; творчество (импровизация); творчество (импровизация); наличие высокого эмоционального напряжения; наличие высокого эмоционального напряжения; самобытность. самобытность.

7 ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ воспитатель играет вместе с детьми; воспитатель играет вместе с детьми; развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение; развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение; ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра

8 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ 1 ЭТАП: 1г. – 2г.6 мес. Усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями 2 ЭТАП: 2г.6 мес. – 4г. 6 мес. Усвоение ролевого поведения ( ролевых отношений и взаимоотношений) 3 ЭТАП: 4г. 6 мес. – 7 лет Усвоение способов построения сюжета

9 УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ детей в совместных играх ОСНОВНОЙ ОСНОВНОЙ ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СЮЖЕТНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ ОСНОВНОЙ МОМЕНТ ОРГАНИЗУЮЩЕГО ИГРОВОГО ВЗВАИМОДЕЙСТВИЯ – ПРАВИЛА РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СОГЛАСОВАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТА ИГРЫ

10 УРОВНИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1, 5 – 3 года. Условные действия с игрушками и предметами- заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками 3 – 5 лет. Умение принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступая в ролевое взаимодействие с партнёром-сверстником. 5 – 7 лет. Умение развёртывать в игре разнообразие по последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2- 3 партнёров – сверстников. Реализовывать события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

11 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ в игровой деятельности МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ: ИЗ-ЗА ИГРУШЕК СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ: ЧАЩЕ ИЗ-ЗА РОЛЕЙ СТАРШИЙ ВОЗРАСТ: ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПО ПОВОДУ ТОГО «БЫВАЕТ ТАК ИЛИ НЕ БЫВАЕТ»

12 Структурные элементы игры Игровой замысел; Сюжет или содержание игры; Игровые действия; Роли; Правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым.

Источники: http://allbest.ru/o-2c0b65625a2ac68a5d43a88521206c37.html, http://studme.org/53580/psihologiya/sotsialnaya_psihologiya_razvitiya_doshkolnom_detstve, http://www.myshared.ru/slide/476861/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Коммуникативные игры детей 6 7 лет

Игровой коммуникативный тренинг для детей 6–7 летВместе далее...

Обучение детей основным движениям

Обучение основным движениям далее...

Эмоциональное насилие над детьми семье

Признаки, по которым можно определить наличие случаев насилия над далее...

У ребенка не проходят зеленые сопли комаровский

Зелёные сопли у ребёнка, лечение по доктору Комаровскому Сопли или далее...

Обеспечение эмоционального благополучия детей через

Доклад Обеспечение эмоционального благополучия у далее...

Регидрон детей рвоте цена

Регидрон 1. Фармакологическое действие: Регидрон – лекарственный препарат, далее...

Анапа ребенком 4 года

Анапа: Гостиницы и Отели далее...

Популярные статьи