Главная » Ребенок дошкольник

Общая характеристика восприятие картинки дошкольниками

Восприятие картинки дошкольниками

Содержание

1. Характеристика восприятия картинки детьми

2. Развитие восприятия картинки у детей

3. Особенности восприятия картинки дошкольниками

4. Использование занятий и наблюдений в природе для развития восприятия картинки

Список литературы

1. Баданина Л. П. Психология познавательных процессов: учебное пособие/Л.П. Баданина. — М. Флинта: МПСИ, 2008. — 240с.

2. Белкина Н. В. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. Ярославль, 1998.

3. Вайштейн Л. А. Поликарпов В. А. Фурманов И. А. Трухан Е. А. Общая психология: учебное пособие — Мн. Тесей, 2005. — 368 с.

4. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М. 1981.

5. Кроль В. М. Психология и педагогика.- М. Высш. шк. 2001. -319с.

6. Люблинская А. А. Детская психология

Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. —

М. Просвещение , 1971.

7. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов СПб.; Питер, 2001. — 583 с.; (Учебник нового века).

8. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников . М. Просвещение , 1990.

9. Мухина В. С. Детская психология.- М. Просвещение, 1985.- 214с.

10. Овчарова Р. В. Практическая психология образования.- М. Издательский центр Академия , 2003.

11. Психология человека от рождения до смерти.- СПб. прайм- ЕВРОЗНАК, 2002.

12. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. — М. Просвещение, 1991.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб. Питер, 2001. -720с.

14. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология.- Л. 1990. -326с.

15. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника.- М. Изд. центр Академия , 2000. -С. 80& 65.

16. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М. Гардарики, 2005. -349с.

Заказать оригинальную работу

Бесплатная оценка стоимости работы в течении 30 минут.
(график работы call-центра: 9:00#150;24:00 по МСК)

Ребенку дошкольного возраста проблематично адекватно воспринимать изображение. Ведь даже очень несложная картинка, которая содержит в себе изображение по крайне мере двух объектов, дает их в некоторых пространственных отношениях. Понимание этих отношений важно, чтобы найти связей между компонентами изображение уже давно применяется для определения общего умственного развития детей. Так, А. Бинэ ввел задание на понимание пространственных отношений в созданную им диагностирующую «шкалу ума». Вместе с тем он, а затем В. Штерн установили, что есть три уровня (стадии) восприятия детьми разного возраста картинки. Первый уровень – предметный (по Штерну) или перечисления . эта стадия присуща для детей от 2 до 5 лет; второй уровень – описания (или действия ), этот уровень характерен для детей от 6 до 9-10 лет; и наконец, третий уровень – уровень истолкования (или отношений ), свойственен для детей после 9-10 лет.
Благодаря обозначенным В. Штерном и А. Бинэ стадиям стало возможным выявление развитие процесса восприятия маленьким ребенком сложного объекта – изображения и увидеть, что дети в процессе интеллектуального развития переходят от узнавания отдельных предметов, никак между собой не связанных, т.е. фрагментарного восприятия, к выявлению сначала их связей, основанных на функциях объектов (что человек и делает), а затем и к нахождению более сильных связей между объектами и явлениями: причин, целей обстоятельств,.

Э. Клапаред, К. Бюлер, Ж. Пиаже утверждают что синкретичность восприятия объектов является чертой, которая присуща маленьким детям. Она проявляется и у детей более старшего возраста, при условии, что эти дети воспринимают неизвестные объекты или их снимок (модели машин, чертежи, схемы). Сходные неточности достаточно нередко проявляются при восприятии ребенком нечетко, плохо изображенных объектов. В этом случае практически любая часть предмета, которая на что-то похожа для маленького ребенка, может стать для него той частью, на которую он будет опираться при восприятии и ассоциировании предмета с каким-либо словом.

Дети (4 г. 6 мес. – 5 л. 6 мес.) могут на ощупь определить мужские часы, которые находяться в мешочке из ткани. При этом главным признаком, по которому дети опознавали предмет ( Как ты узнал? ), был столбик с колесиком , т.е. дети основывались на части предмета. Однако, выбирая в следующих экспериментах среди предложенных объектов «такой же», почти все дети дошкольного возраста показывали не плоский круглый компас, имеющий форму и величину, максимально схожую с образцом, а на металлический будильник кубической формы и несколько другого размера. Это тоже часы, ребенок выбирал их не смотря на то, что они не только имеют другую форму и совершенно другой размер, но и не имеют как раз той детали ( столбик с колесиком ), по которой ребенок узнал часы.

Неоднозначным вопросом в детской психологии является вопрос о том, на чем основывается ребенок в восприятии объекта . на его целостное узнавание или на отражение отдельных частей. Изучение данного вопроса различными ученными (Ф.С. Розенфельд, Л.А. Шварц, Н. Гроссман) показывают, что и здесь нет единственного подходящего и четкого ответа. С одной стороны, в восприятии целого неизвестного объекта дети, по словам Г. Фолькельта, отражают лишь свое «впечатление от целого»: «нечто колющее» (конус) или «нечто дырявое» (решетка). Находясь «во власти целого» (Зейферт), ребенок, по словам психологов, не может отделить образующие его части. Об этой же «власть целого » говорят и многие ученые, исследующие рисунки детей. Они истолковывают подобные явления якобы неспособностью дошкольника к аналитической познавательной деятельности из-за его слишком ярко выраженной чувствительности.

Исключив из задания, которое выполняется детьми при исследованиях, «конфликтность» (или форма, или цвет), С.Н. Шабалин представил, что уже младшие дошкольники абсолютно верно делают акцент на форму объекта, представленного контурно или в виде силуэта.

Разногласия в вопросе о том, какой признак объекта является главным для его восприятия, остаются среди ученых и при анализе специфики чувственного познания объектов детьми дошкольного возраста.

В противовес словам Г.Фолькельта и других западных психологов о том, что дети до 7 лет «удивительно слепы к форме», советские ученые не только показали главную роль формы объекта уже в восприятии преддошкольника, но и выявили некоторые отдельные обстоятельства, позволяющие лучше уяснить многомерность соотношения цвета и формы объекта. Так при исследовании восприятия детей-дошкольников психологи смогли установить, что цвет объекта будет для детей опознавательным атрибутом лишь тогда, когда другой, сильный атрибут (форма), по какой-либо причине не приобрел сигнального значения (при составлении коврика для мозаики из цветных элементов, например).

Наблюдая формирование восприятия у детей дошкольного возраста. психологи видят еще более резко, чем у детей раннего возраста, многообразие и сложность этой формы эмоционального познания окружающей действительности.

В следующей серии статей пойдет речь о восприятии дошкольников .

Картинки, разрезанные на несколько частей.

Для 3 - 4-летних детей используют картинки, разрезанные на 2-4 части,

Для 4 - 5-летних детей - картинки, разрезанные на 2-6 частей.

Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.

Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов -от более простых к сложным.

Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Каринку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагает начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания ) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.

При интерпретации, прежде всего обращают внимание на наличие у ребенка целостного образа предметов. Тест направлен и на изучение уров­ня развития действий восприятия, умения выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета. В норме дети легко справляются с такими заданиями, быстро узнают нарисованные предметы, при сборке которых возможны некоторые затруднения в деталях (например, найти пра­вильное место для клюва или хвостика). О нарушении восприятия можно говорить в том случае, если 4-летний ребенок не может узнать ни яблоко, ни елку.

В этом случае необходимо начать обучение ребенка, показать ему наиболее характерные детали этих предметом, вместе с ним собрать кар­тинку. После обучения необходимо предложить ребенку выполнить анало­гичное задание, но уже без помощи взрослого. В сложных случаях детям показывают, на что надо смотреть, то есть показывают, как искать информа­тивные точки не на одном, а на нескольких предметах.

Уровень развития действий восприятия и степень их интерпретации исследуют и с помощью теста Коробочка форм .

Источники: http://xn----8sbemlh7ab4a1m.xn--p1ai/work/352545/Vospriyatie-kartinki-doshkolnikami, http://opsychology.ru/page/6/, http://sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-3-do-5-let/vospriatie-test-razreznye-kartinki

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Дом ребенка детей 4 лет

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения«Дом ребенка Калининградской далее...

Особенности личностного развития детей дошкольного возраста

Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе далее...

Кризис 5 лет у ребенка

Кризис 5 лет далее...

Зеленая моча у ребенка

Цвет мочи -норма и отклонения Каждому человеку понятно, что если далее...

Развитие речи детей животные

Урок развития речиДикие животные Тема. «Дикие животные леса». познакомить учащихся далее...

Психическое развитие слепых слабовидящих детей

1 Разница в становлении речи далее...

Программа нарушения эмоционально волевой сферы ребенка

Психология и социология/9.Психология развития студентка VIкурса далее...

Популярные статьи