Главная » Ребенок дошкольник

Педагогическая характеристика дошкольника с нарушением речи

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Речевая деятельность формируется тесной связи с психикой в целом, с различными ее сторонами и процессами. Поэтому речевое недоразвитие рассматривается в единстве с особенностями психического развития.

Наряду с нарушением речевой деятельности у детей с (ОНР) могут происходить отклонения в их психическом развитии, темп которого может замедляться, протекать аномально. Нарушается развитие мыслительной, гностической, мнестической деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности.

Большинство высших психических функций имеют сложное комплексное строение, основанное на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с ОНР не только замедленно, но и в значительной мере изменено. Так, Э.Л. Фигередо провел исследования и сделал вывод, что у детей с ОНР наблюдаются определенные качественные особенности развития психических функций по сравнению с нормально говорящими дошкольниками.

Автор отмечает, что внимание у детей с нарушением речи недостаточно устойчивое и плохо распределяется, что особенно проявляется в невозможности сочетать речевую и какую-нибудь другую деятельность. Объем внимания недостаточный, а продуктивность намного ниже, чем у нормально говорящих. Также отмечается недостаточность развития произвольных форм внимания. У большинства детей с ОНР выявлена неполноценность слухового восприятия, замедленность, фрагментарность, непостоянство, неустойчивость порогов восприятия. Имеются нарушения и тонких форм зрительного гнозиса, пространственные и временные нарушения. Детям требуется больше времени для приема, переработки зрительных, слуховых и других видов впечатлений.

В исследованиях отмечается, что мнестическая деятельность детей с ОНР также имеет особенности. Страдают все виды памяти, в особенности те, которые требуют мыслительных процессов (опосредованное запоминание). Снижены продуктивность, переключение, распределение и устойчивость процесса запоминания.

Исследование А.П. Вороновой показывает, что дошкольники с ОНР имеют особенности ориентировки в пространстве. Дети затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», испытывают сложности ориентировки в собственном теле.

Особенности протекания познавательной предметно-практической деятельности дошкольников с ОНР рассматриваются в работе Л.Э. Царгуш. Для детей с ОНР характерно:

  • использование способов проб и ошибок;
  • трудности в выборе из известных способов действий способа, адекватного ситуации;
  • применение дополнительных практических опор.

Соотношение характера высказываний с уровнем действий позволило сделать вывод о том, что усложнение характера речи связано с преобразованием содержательной стороны предметно-практической деятельности.

У детей с ОНР нарушено словесно-логическое мышление, значительно отстает наглядно-образное и несколько -наглядно-действенное. Наблюдается неравномерное развитие мышления с недостаточностью тех его сторон, которые связаны с речевой деятельностью (понятийное мышление). Исследования показывают, что для детей с ОНР характерны поверхностность мышления, проявляющаяся в абстрагировании и обобщении несущественных признаков, недостаточная гибкость мышления, склонность к шаблонным, стереотипным решениям, избирательная инертность мыслительных действий. Особенно трудно таким детям даются задания, требующие привлечения словесно-логического мышления.

У детей с ОНР не сформирована готовность к школьному обучению. Дошкольники с трудом обучаются навыками чтения и письма: смешивают буквы, сходные по написанию и т.д.

В исследовании Л. Э. Царгуш было обнаружено, что у детей с ОНР среди множества особенностей в познавательной сфере имеются особенности личности: эмоциональная незрелость, несформированность основных предпосылок ведущей деятельности, а также недостаточная способность к произвольной деятельности.

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Речевая деятельность формируется тесной связи с психикой в целом, с различными ее сторонами и процессами. Поэтому речевое недоразвитие рассматривается в единстве с особенностями психического развития. Наряду с нарушением речевой деятельности у детей с (ОНР) могут происходить отклонения в их психическом развитии, темп которого может замедляться, протекать аномально. Нарушается развитие мыслительной, гностической, мнестической деятельности, эмоционально-волевой сферы, [ ]

  • МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИИ ПАТРОНАЖ. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА И РАННЯЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ

    Медико-социально-педагогический патронаж является неотъемлемой частью специального образования и представляет собой комплекс мер, направленных на преодоление проблем лечения, обучения и воспитания личности, имеющей нарушения развития. Медико-социально-педагогический патронаж является частью специального образования, имеет такие цели, как: реализация и разработка новых коррекционно-обучающих программ для детей с нарушениями развития и их семей; оказание комплексной помощи (медицинской, психологической, педагогической) детям с нарушениями развития; помощь в выборе индивидуальной программы помощи и поддержки для каждого ребенка с нарушениями развития; привлечение внимания общественности (в том числе при помощи СМИ) к проблемам людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, и т.д.

    Медико-социально-педагогический патронаж реализуется различными как государственными учреждениями и службами (психолого-медико-педагогическими комиссиями, психолого-медико-социальными центрами), так и негосударственными образованиями — благотворительными фондами, общественными ассоциациями и др.

    Одной из важнейших задач медико-социально-педагогического патронажа служат ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь.

    способствующие предупреждению инвалидности (или снижению степени ограничения жизнедеятельности). И за рубежом, и в нашей стране существует множество методик для диагностики и оказания ранней помощи людям, имеющим нарушения развития.

    За рубежом опыт оказания ранней помощи более обширен, чем в России, в результате можно наблюдать картину практически полноценной жизнедеятельности людей с нарушениями развития. Как показывает опыт, ребенок с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, воспитываемый в семье, может вести более полноценную жизнь, чем его сверстники, воспитывающиеся в различных учреждениях.

    Огромное значение имеет позиция, которую принимает семья, имеющая ребенка с нарушениями развития, готовность членов семьи принимать ребенка таким, какой он есть. Специалисты медико-социально-педагогического патронажа проводят специальные занятия с ребенком, предлагают свою помощь в консультировании семьи в различных вопросах, по адаптации прежде всего членов семьи к тому, что их ребенок не такой, как другие.

    В России оказание ранней помощи и диагностики носит экспериментальный характер и осуществляется посредством психолого-медико-социальными центрами и службами. Достижение ими положительных результатов предполагает дальнейшее развитие системы ранней диагностики и помощи в нашей стране.

    RefBox.org Самая удобная база курсовых, рефераторов, контрольных и дипломных работ

    Оглавление
    Введение 3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5
    1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 5
    1.2 Речевые нарушения 14
    Вывод по главе 1 20
    Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 21
    2.1 Организация исследования 21
    2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 31
    2.3 Рекомендации педагогам и родителям детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи 33
    Вывод по главе 2 36
    Заключение 37
    Список литературы 39


    Введение
    Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека. Вместе с тем различные речевые расстройства имеют значительное распространение во всем мире. Наблюдающийся в настоящее время в России демографический кризис выражается не только в сокращении рождаемости, но и в снижении индекса здоровья новорожденных, что в свою очередь приводит к повышению заболеваемости, в том числе и к расстройствам речи.
    Конец XX в. в нашей стране характеризуется ухудшением здоровья детей. По данным, приведенным академиком РАО А. Г. Хрипковой, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35—40% — хронические заболевания [18, с. 124].
    По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.
    С целью коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста необходимо знать характеристику речевых нарушений.
    Таким образом, проблема характеристики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, является актуальной.
    Цель исследования: изучить характеристику речевых нарушений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
    Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
    1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме характеристики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
    2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий выявить характеристики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
    3. Провести эмпирическое исследование характеристики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
    4. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
    Объект исследования: нарушения речи у детей дошкольного возраста.
    Предмет исследования: характеристика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
    Методы исследования:
     анализ теоретической литературы;
     эксперимент.
    База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 315 города Челябинск.
    Данная курсовая работа имеет следующую структуру:
    - введение, содержит актуальность данной темы, цель, объект, предмет, задачи и методы исследования;
    - глава 1;
    - глава 2;
    - заключение содержит краткое обобщение полученных данных, выводы по проделанной работе, практическую значимость исследования;
    - список литературы, который включает в себя 25 изданий.

    Предыдущая страницаСледующая страница

    Скачать реферат Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста DOC | TXT

    Похожие новости

  • Источники: http://vscolu.ru/razvitie-rechi/psixologo-pedagogicheskaya-xarakteristika-detej-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi.html, http://www.mylect.ru/pedagog/logoped/428-specped2%3Fshowall%3D%26start%3D16, http://refbox.org/4109-psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    Избранные статьи

    Познавательная программа детей 9 лет

    Интерактивная познавательная программа «ШКОЛА ДОБРОТЫ» далее...

    Мелкая сыпь без температуры ребенка

    Сыпь у ребенка по всему телу без температуры: далее...

    Ванночка для купания младенца

    Как выбрать ванночку далее...

    Запор у ребенка 9 лет что делать

    Запор у ребенка, причины, помощь, лечение в домашних условиях Можно далее...

    Скачивать игры детей через торрент

    Сочетание отчаянной романтики «Пиратов Карибского далее...

    Виброцил при желтых соплях у ребенка

    Недостатки: нам не помог До 1,5 годика если далее...

    Игры и конкурсы для детей 10 лет

    Весёлые конкурсы на день рождения для детей Позабавить далее...

    Популярные статьи