Главная » Ребенок дошкольник

Познавательная деятельность детей дошкольников

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Познавательная деятельность в дошкольном возрасте

Познавательное развитие

Наше общество в большей степени становится рациональным и прагматичным, нацеленным на получение прибыли, зачастую, в ущерб формирования иных качеств личности. Мотивы подобных процессов вызывает определенное беспокойство у многих специалистов. Особо стоит отметить, что ряд педагогических современных методик не уделяет достаточного внимания такому аспекту как познавательное развитие детей .

Всегда необходимо помнить, и это ставится во главу угла классическими методами обучения, что ребенок старшего дошкольного возраста не учится для себя, имея «в голове» отдаленные перспективы. Мотивы его качественной работы – это подарки, оценки и отметки, а также похвала. Но это продолжается достаточно непродолжительное время – далее необходимо для детей старшего дошкольного возраста искать новые мотивы. В противном случае процесс обучения может существенно затормозиться.

И в этой ситуации на помощь может прийти познавательная деятельность. Именно она решает, пожалуй, главную задачу, которая стоит перед современной системой образования – «научить учиться» (существенно в этом вопросе помогает организация познавательно-исследовательской деятельности). При этом очень важно, чтобы познавательная сфера соответствовала их интересам, физиологическим и психолого-эмоциональным способностям маленького человечка. Иными словами, мотивы развития ребятам старшего дошкольного возраста должны быть понятны, а методы достижения – доступны.

При этом развитие познавательных способностей ребенка должно осуществляться постепенно, без распространенного среди родителей «форсирования событий». Понятно, что мамы и папы детей старшего дошкольного возраста считают своих чад самыми одаренными и способными. Они прикладывают максимум усилий, чтобы в самый короткий срок маленькие по своей сути человечки добивались неимоверных успехов, причем именно в той области, которую взрослые считают наиболее перспективной. Но это приводит к тому, что познавательная сфера ребенка резко снижается, а познавательные способности существенно ограничиваются, причем искусственно.

Естественно, что для детей старшего дошкольного возраста, впрочем, как и для всех остальных, подобный подход недопустим. Определение основного рода деятельности, в полной мере раскрывающего познавательные способности «будущих гениев» должно все-таки оставаться за самими детьми, но под чутким руководством педагогов и, естественно, родителей. И мотивы здесь должны быть одни – всестороннее развитие и формирование личности человека.

Мотивы и конечные цели, стимулирующие развитие познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста должны быть в максимально доступной форме доведены до самих ребят. Причем сделать это необходимо исключительно в индивидуальном порядке, но ни в коем случае не фронтально.

Утрировано можно выделить два основных направления, по которым может осуществляться познавательное развитие. Они связаны с общим познанием мира представителями старшего дошкольного возраста и, соответственно, в дальнейшем, во время учебы в школе:

В первом случае развитие познавательных способностей осуществляется за счет чувств человека – слуха, зрения, иных органов восприятия окружающего мира. Вообще, мотивы такого процесса как чувственная познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста заключаются в осознании окружающего мира в том виде, как он существует в реальности.

Познавательное развитие детей старшего школьного возраста основано на формировании мыслительных и аналитических процессов.

В данном случае мотивы такого процесса как развитие познавательных способностей просты – улучшение логического мышления, позволяющего создавать определенные цепочки взаимосвязей, последовательностей и так далее. Подобные познавательные способности актуальны для детей старшего дошкольного возраста при наличии склонностей к изучению точных дисциплин. На чувственной ступени, соответственно, мотивы к совершенствованию есть у детей, склонным к гуманитарным и естественным наукам.

Для того, чтобы познавательное развитие было наиболее эффективным, необходимо найти идеальный баланс между указанными выше направлениями формирования личности.

Если в психологическом портрете ребенка явно прослеживается рационализм, то необходимо задуматься над развитием именно этого направления, то есть сосредоточиться на изучении точных наук. Но, опять же, разграничение не должно быть явным и открытым. Нельзя убеждать, например, ребенка, что изучение математики в будущем для него будет важнее, нежели языков или литературы. Как показывает практика, все еще может измениться, причем кардинально. И предварительная психологическая ориентация может существенно надломить ребенка, вызвать определенные комплексы неполноценности.

И в заключение необходимо отметить следующее. Какими бы не были мотивы действий и принимаемых решений родителей и педагогов в процессе обучения и воспитания, интересы ребенка должны ставиться всегда во главу угла. Стоит помнить, что старшее поколение часто должно жертвовать своими амбициями в интересах своих детей.

Современные подходы в организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Дубских Вероника Анатольевна

Данная статья посвящена краткому анализу подходов к учебной, учебно-познавательной и познавательной деятельности детей. Раскрывается возможность формирования этих видов деятельности через выстраивание этапов процесса познания. Предлагается технология организации учебно-познавательной деятельности.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Сибирский педагогический журнал , Дубских Вероника Анатольевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Дубских Вероника Анатольевна Современные подходы в организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2010. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-v-organizatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Дубских Вероника Анатольевна Современные подходы в организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста Сибирский педагогический журнал (2010). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-v-organizatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Дубских Вероника Анатольевна (2010). Современные подходы в организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Сибирский педагогический журнал URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-v-organizatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Дубских Вероника Анатольевна Современные подходы в организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2010. №6 С.234-239.

Дубских Вероника Анатольевна Современные подходы в организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста Сибирский педагогический журнал (2010).

Дубских Вероника Анатольевна (2010). Современные подходы в организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Сибирский педагогический журнал

Источники: http://paidagogos.com/%3Fp%3D7525, http://podrastu.ru/vidy-deyatelnosti-v-starshem-doshkolnom-vozraste/poznavatelnaya-deyatelnost/poznavatelnaya-deyatelnost.html, http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-v-organizatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенка температура 37 пятый день

Температура при бронхите. Как быть? Температура при бронхите. Сопутствующее явление далее...

Подарок ребенку на 2 года

Что подарить ребенку на 2 года далее...

Поделки детский сад 3 года

Осенняя поделка для далее...

Упражнения задания детей 6 лет

Игры и упражнения с далее...

Летние забавы для детей 6 лет

12 дел, которые нужно сделать далее...

Психология детей с задержкой психического развития

Статья по теме: Психологические особенности детей далее...

Что умеет ребенок в 2 5 года

Вашему карапузику – далее...

Популярные статьи