Главная » Ребенок дошкольник

Проективные методики на тревожность для дошкольников детей

Назначение теста

Методика была разработана в 1980-1982 гг. А.М.Прихожан на основании методики Amen Е.W. Renison N. (1954). Методика предназначена для для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-9 лет.

Описание теста

Для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б - для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка.

Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции.

Инструкция к тесту

Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все - и взрослые, и дети - нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое - грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо - веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо.

Выполнение задания по картинке №1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются картинки №2-12. Перед предъявлением каждой повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Перед предъявлением картинок №2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем.

Тестовый материал












Обработка результатов теста

Оцениваются ответы на 10 картинок (№2-11). Картинка №1 - тренировочная, №12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А.М.Прихожан. не более 5-7%), когда ребенок на картинку №12 дает отрицательный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно.

Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке № 6 - выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Источники
  • Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб. 2002. С.47-60.

Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Цель : исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)
Интерпретация результатов. по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.
  • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
  • Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в
    центре листа.
  • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
  • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
  • Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
  • Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
  • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Всего комментариев: 11 Написать комментарий

Владислав(2013-05-20 11:50:43) ответить

Агрессивность в этом тесте смотрится не по наличию колючек вообще (а кактус ДОЛЖЕН быть колючим, как и мы должны быть агрессивными, чтобы уметь дать отпор в случае опасности, это защитная агрессия, без неё не выжить), а по их количеству, длине и остроте. Если кактус умерено колюч - это НОРМАЛЬНО, это говорит о том, что человек агрессивен только в случае опасности. Лысый кактус - это не норма, так как говорит о том, что человек чрезмерно доверчив и не защищён. Кроме того, именно для лучшей интерпретации мы и задаём вопросы: насколько колюч кактус и можно ли его трогать.

Анна(2013-05-07 10:09:53) ответить

Хорошая методика. простая, но показательная.

Анна(2013-05-07 10:08:44) ответить

Каких только кактусов я не повидала, работая психологом 5 лет. рисуют взрослые и лысые кактусы, и лохматые, одетые и раздетые, кустистые и одиночные, в шляпе и косынках. и много еще разного)

Настя(2014-01-15 16:10:31) ответить

С юмором они у вас)))))))

Екатерина(2012-11-12 21:26:39) ответить

Чтобы говорить о психологической методике нужно знать психологию. Тест хороший, просто нужно суметь правильно интерпритировать.

Алла(2013-09-30 14:17:54) ответить

Полностью с Вами, Екатерина, согласна. Это тоже самое, что и с ножом. Для одного человека это кухонный инструмент, а для другого человека это орудие убийства, а для третьего это инструмент для творчества (резьба по дереву). Например, в школе психолог провела эту диагностику, не поговорила даже с детьми, и на родительском собрании сообщила родителям, что все дети в классе агрессивные. А причина такого вывода психолога в следующем. Любое происшествие в классе, вина детей и родителей, а не педагогов. Педагоги - это святое. Психолог причину выявлять не собирается потому, что и сами не знает в чём эта причина заключается. По одному тесту уровень агрессии у детей определять нельзя. Для этого надо провести комплексную диагностику. Так хочется крикнуть психологам. ГОСПОДА ПСИХОЛОГИ, БУДЬТЕ ГРАМОТНЫМИ, ТОГДА И ОБЩЕСТВО У НАС БУДЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНЫМ.

Анастасия(2012-10-16 21:39:05) ответить

Взрослые, вы такие банальные! Все кактусы вам видятся и представляются одинаково колючими. А вот дети их видят совсем по-другому, рисуют совсем по-другому. Нам не представляются кактусы без иголок, а ребенку - запросто. Так что зря вы так :)

mama_Avgustina(2012-10-14 19:28:55) ответить

это зря. попробуйте ради интереса предложить разным людям кактус. не объясняя им зачем. и сами увидите, что бывают кактусы с острыми колючками, мягкими колючками, кудряшками -))) и даже лысые. у меня так дети рисовали. колючки были внутри.

Елена(2012-03-05 10:40:53) ответить

не согласна с тестом кактус. Не видела в своей жизни не колючих кактусов. Ассоциация: нарисуй ёжика и рисуют совсем лысого ежа.так и вэтом тесте говорить об агрессии ребенка по колючкам нельзя

кристина(2010-10-07 19:14:32) ответить

Мария(2013-04-29 17:42:31) ответить

уверяю Вас, в детских рисунках (да и во взрослых) лысые кактусы бывают. Только недавно проводила данную методику с ребенком 8 дет - нарисовал кактус без иголок, но с внутренней штриховкой.

НС-Психотест (психодиагностика детей)

Жизнедеятельность человека в современных условиях сопряжена с повышенной стрессовой нагрузкой как на взрослых членов общества, так и на детей. Развивающаяся личность ребенка крайне уязвима, так как не обладает устойчивыми механизмами психологической защиты. В результате зачастую у детей возникают различные нарушения психологического здоровья, негативные последствия которых не только отражаются на особенностях данного этапа развития ребенка, но и накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь.

Поэтому в настоящее время проблема психологического здоровья детей стоит крайне остро: существует необходимость организации специальных мероприятий по его сохранению.

На практике первый шаг к сохранению психологического здоровья каждого ребенка — выявление существующих нарушений его в каждом индивидуальном случае. Психологическая диагностика позволяет определить, соответствует ли состояние душевного здоровья данного ребенка норме, либо по показателям здоровья его следует отнести к группе риска. Если хотя бы один из показателей психологического здоровья ребенка отклоняется от нормы, значит, его текущее состояние и дальнейшее развитие находятся под угрозой, и данному ребенку, как минимум, требуется психологическая поддержка.

Комплекс НС-Психотест позволяет осуществлять экспресс-диагностику психологического здоровья детей и выявить по её итогам несоответствия индивидуальных показателей норме, сделать заключение о необходимости осуществления более глубокой диагностики психологического здоровья ребенка и последующей психологической коррекции выявленных нарушений.

Описание

Комплекс включает блоки методик для экспресс-диагностики детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Комплекс так же содержит блоки тестов для детей дошкольного возраста, не умеющих читать, такие как проективные методики.

Направления изучения психологического здоровья в каждом блоке одинаковые: свойства нервной системы, психические процессы, эмоциональная сфера, сфера межличностных отношений, психические свойства, общий уровень психологического здоровья.

Психологическое здоровье дошкольников:
  • Тест Люшера
  • Кактус
  • Несуществующее животное
  • Тест Гудинаф-Хариса
  • Цвето-рисуночный тест

Психологическое здоровье младших школьников:
  • Корректурный тест для школьников
  • Оценка мышления младшего школьника (образный субтест)
  • «Веселый — грустный»
  • «Лесенка» (7 ступеней)
  • Оценка кратковременной памяти младшего школьника (вербальный субтест)
  • Методика изучения свойств нервной системы учащихся
  • Шкала эмоционального профиля детей школьного возраста

Психологическое здоровье средних школьников:
  • Память на числа
  • Таблицы Шульте-Платонова (3 субтеста)
  • Методика Мюнстерберга
  • Исключение понятий
  • Тест школьной тревожности Филлипса
  • Методика Дембо-Рубинштейн
  • Методика изучения свойств нервной системы учащихся
  • Шкала эмоционального профиля детей школьного возраста

Психологическое здоровье старших школьников:
  • Память на числа
  • Таблицы Шульте-Платонова (3 субтеста)
  • Методика Мюнстерберга
  • Исключение понятий
  • Тест школьной тревожности Филлипса
  • Методика диагностики самооценки старшеклассника
  • Методика изучения свойств нервной системы учащихся
  • Шкала эмоционального профиля детей школьного возраста

Программа формулирует итоговый вывод не только по каждой методике отдельно, но и по итогам прохождения обследуемым всего блока методик. Вывод формулируется по специальной схеме и включает описание результатов диагностики психологического здоровья ребенка во всех аспектах, а также заключение об общем уровне психологического здоровья ребенка, в том числе о принадлежности его к группе риска.

Методики

Для более глубокого исследования различных аспектов личности ребёнка в комплексе реализованы следующие методические рекомендации:

Младший школьный возраст с 7 до 10 лет

Критерии оценки психологического здоровья

Источники: http://vsetesti.ru/325/, http://www.child-psy.ru/tests/318.html, http://neurosoft.ru/rus/product/ns-psychotest-2010-5/index.aspx

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Игра лягушка детей 3 лет

Зайчики и домики На полу далее...

Билеты на поезд детям до 12 лет

Оформление проезда детей Дети в возрасте далее...

Новорожденный ребенок срыгнул с кровью

Рвота с кровью далее...

Ребенок 4 года говорит слова

Дети от 3 до далее...

Кукла для ребенка 1 год

Правильная кукла для ребенка С давних времен куклам придается далее...

Рвота после икоты ребенка

Рвота, понос и икота у ребенка Хронические заболевания: нет Добрый день далее...

Ребенок 6 лет часто

Икота у ребенка Обычно, когда человек начинает икать, то первое, далее...

Популярные статьи

x